Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

АгроинвесторБизнес

«Я верю в молочку»

Сооснователь и генеральный директор холдинга «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу, потреблении молочных продуктов и планах по развитию компании

Инна Ганенко, Елена Долбунова

«Братья Чебурашкины. Семейная ферма»

В середине 2000-x годов Чебурашкины — братья Станислав и Владислав, а также их отец Георгий, — зарабатывавшие на бизнесе по переработке отходов горно-металлургической промышленности в родном Норильске, решили диверсифицировать риски и вложить средства в какую-то другую отрасль. Тема «Обеспечение продовольственной безопасности страны» в то время была на волне, и семье показалось интересным попробовать производить продукты питания, ведь они всегда пользуются спросом, вне зависимости от состояния экономики. Решение купить подмосковные заброшенные молфермы Владислав сейчас называет «неразумным» и «необоснованным», но о своем деле говорит с большим энтузиазмом и любовью, а за высокое качество продукции отвечает своей фамилией. Компания включает три современные фермы на более чем 4 тыс. голов в Дмитровском и Сергиево-Посадском округах Московской области, сеть вендинговых автоматов, а также современный завод по переработке сырого молока мощностью до 100 т в сутки.

В 2002 году вы только вернулись с дипломом MBA из Бостонского колледжа, перед вами были открыты все дороги, но семья решила «бросить» вас на восстановление подмосковного совхоза. Почему все-таки выбор пал на это направление?

Наша семья из Норильска, где я родился, учился, работал и где мы до сих пор занимаемся переработкой горно-металлургических отходов, на подрядах. В начале 2000-х мы решили диверсифицировать наше дело. Сейчас, оценивая то решение спустя годы, я понимаю, что желание пойти в сельское хозяйство, особенно в молочку, было не очень разумным и, на мой взгляд, необоснованным. Да, с одной стороны, молочная продукция — категория номер один в корзине потребителя, если сравнивать со всеми остальными продовольственными товарами. К тому же мы любим молоко, считаем, что это классный продукт, и сегмент большой… Но есть и другая сторона — молочное животноводство считается одним из самых тяжелых секторов сельского хозяйства: здесь много рисков, нужны большие вложения, сроки окупаемости долгие, а маржинальность маленькая. Недаром эта отрасль серьезно субсидируется во всех развитых странах. Тогда, в 2005 году, мы этого не понимали, думали — вложимся в производство продуктов питания в Москве и Московской области, где живет 30–40 млн человек, и все будет отлично. К тому же тогда уже широко муссировалась тема продовольственной безопасности, и мы со своими инвестициями и планами в нее очень хорошо вписывались. Вот и пошли в этот сегмент, не понимая все его сложности.

И как все начиналось?

Приобрели два заброшенных фермерских хозяйства — в Дмитровском и Сергиево-Посадском районах на севере Московской области, по 3500 га каждое. Это были старые совхозы, один не работал вовсе, в другом было немного коров, но проваливались крыши коровников и молоко было нетоварным. Одно из предприятий мы модернизировали, расширили, а на базе второго построили новый комплекс. Оба хозяйства вышли на полную мощность производства уже в 2008 году. Сейчас общее стадо насчитывает 4,3 тыс. голов КРС и 1,9 тыс. дойных коров. Обе фермы имеют статус племрепродуктора, то есть мы выращиваем и продаем племенных породистых животных. В день производим около 40 т молока.

Для вас это был совершенно новый опыт, прибегали ли к чьей-то помощи на начальном этапе?

Мы сразу решили, что на новых фермах будет беспривязное содержание скота. В начале 2000-х в России это все-таки было малоосвоенное направление, местного опыта не хватало. Поэтому мы привлекали иностранцев — ветеринаров и зоотехников из Восточной Германии. Они приезжали к нам регулярно, помогали и выбирать животных за границей (нетелей мы завозили из Нидерландов и Венгрии), и вникать во все производство уже на месте, в Подмосковье. Мне, как управляющему, эта помощь была очень важна. Ведь в начале пути я даже не понимал, как идут дела и как работают люди — хорошо или плохо. А когда опытный человек дает тебе качественную обратную связь, многое становится ясно. Правда, в Германии не так холодно, как на севере Московской области, поэтому рисков, даже с учетом помощи наших иностранных коллег, было достаточно.

Но вы их все преодолели…

Да, со всеми сложностями справились. Нам очень повезло с людьми, хороший коллектив — это крайне значимый фактор. Сейчас могу сказать, что особых проблем, пожалуй, и не было. Хотя нас пугали, говорили, что потеряем животных, фермы не выживут… Впрочем, это история, достойная отдельного описания. Мы же всему научились и стали производить классное молоко высшего сорта.

Но вскоре проявилась другая проблема: в 2010 году закупочная цена на сырое молоко упала сразу процентов на сорок, это очень опасное снижение для бизнеса. Тогда цену на молоко диктовали переработчики, и мы четко осознали, что не сможем дальше двигать этот проект только на сырье. Да, за качество дадут грамоты и выпишут благодарности, но стоимость вот так упадет — и ты уже в убытках.

Переработка в чистом поле

Поэтому вы решили построить собственный молочный завод?

Да. С 2010-го и вплоть до 2015 года нам все — будь то чиновник или просто практически человек «с улицы» — говорили: «У тебя молоко, ты его переработай и продай — и все будет хорошо». Но на самом деле каждый должен заниматься своим делом, и рисков в такой интеграции очень много.

Как бы там ни было, мы решили перерабатывать наше сырое молоко, производить и продавать молоко питьевое. В Дмитровском районе были заброшенные предприятия, и первоначальный план был отремонтировать одно из них. Но оказалось, что даже после ремонта здание не сможет соответствовать европейским стандартам чистоты для пищевой промышленности, и мы приняли решение возвести завод с нуля, в чистом поле, в непосредственной близости от наших ферм. Строительство заняло два года. В 2014-м мы запустили завод, рассчитанный на 100 т сырья в сутки. Первоначальные инвестиции в это производство составили около 450 млн руб.

Как расширился ассортимент за это время?

Ассортимент очень важен. Сейчас мы производим 44 вида молочной продукции, а начинали примерно с 15. Российский рынок очень традиционен, около 70 % всех продаж в стоимостном выражении занимают пять молочных продуктов — молоко, кефир, сметана, творог и масло. Это основа и нашего ассортимента. Раньше мы смотрели на вектор, по которому идут Европа и Северная Америка. Была теория, что эти страны опережают нас на несколько лет в плане предпочтений в потреблении молочки премиального сегмента, поэтому мы изучали, какая продукция там пользуется спросом, пытались копировать ее и выводить на наш рынок. Оказалось, что по большому счету это не работает, хотя что-то иногда и может «выстрелить».

Помимо основы нашей продуктовой линейки, у нас есть подвижный ассортимент. Мы постоянно вводим новые продукты и выводим не пользующиеся спросом. Есть нишевые позиции, которые могут вам нравиться, но вы их не будете есть каждый день. Например, ряженка. В российской культуре ее не принято потреблять ежедневно, разве что где-то локально, хотя она очень вкусная.

Я был на заводах в Германии, которые делают два вида продуктов: молоко и сливочное масло разной жирности под разными брендами. Такое предприятие будет работать с минимумом людей. Чем у́же ассортимент, тем больше промышленные партии, тем реже вам нужно останавливать производство, промывать оборудование, менять упаковку, тем меньше будет на складах запасов упаковки, заквасок, варенья и других компонентов. И чем меньше разных продуктов вы делаете, тем дешевле получается каждый из них. Тем не менее широкий ассортимент важен, мы его постоянно меняем и пытаемся сделать так, чтобы он лучше соответствовал предпочтениям потребителя. В 2024 году, например, мы ввели порядка восьми новых позиций, часть затем выведем, часть — оставим. Это постоянная работа.

И каковы объемы вашего производства?

Мы выпускаем около 30 тыс. единиц продукции в день и порядка 900 тыс. в месяц. Это небольшой объем в сравнении с гигантами федеральными производителями молочки, и он меньше проектной мощности, так как у нас очень широкий ассортимент.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Приготовь свое сердце к самой грязной истории со времен сотворения мира» «Приготовь свое сердце к самой грязной истории со времен сотворения мира»

Как читали и воспринимали «120 дней Содома» на протяжении XX века

Weekend
Остойчивость превыше всего Остойчивость превыше всего

Что такое остойчивость и почему это качество так важно для кораблей

Наука и техника
Нация умных людей Нация умных людей

История израильского экономического чуда

kiozk originals
Папу в детскую! Папу в детскую!

Что делать, если твой муж все время пытается увильнуть от роли отца?

Лиза
Священный знак Священный знак

«Кого Юпитер хочет опозорить, лишает своего орла»

Дилетант
Здоров ли сайт: как провести аудит самостоятельно и когда привлекать специалистов Здоров ли сайт: как провести аудит самостоятельно и когда привлекать специалистов

Как самостоятельно выявить слабые места сайта?

Inc.
Герман на холме Герман на холме

Поколениями немцы пытались представить, от кого Арминий мог освободить Германию

Дилетант
Мария Каллас. Обманутые надежды Мария Каллас. Обманутые надежды

У тебя могут быть талант, слава и деньги, но они не сделают тебя счастливой

Караван историй
Трамп затеял perestroika Трамп затеял perestroika

Получится ли у Дональда Трампа перекроить правила мироустройства?

Монокль
Магия вкуса Магия вкуса

Едем в Туркменистан за гастрономическими впечатлениями

Лиза
Мутации определяют ход биологических часов организма Мутации определяют ход биологических часов организма

Биологический возраст организма определяется накоплением случайных мутаций

ТехИнсайдер
«История России языком дворянских гербов» «История России языком дворянских гербов»

Какое изображение можно считать гербом?

N+1
В Испании нашли древнейшее на Пиренейском полуострове изделие из зуба бегемота В Испании нашли древнейшее на Пиренейском полуострове изделие из зуба бегемота

В Испании обнаружили древнейший артефакт, изготовленный из зуба бегемота

N+1
Как забыть мужчину, который загостил вас и исчез из вашей жизни Как забыть мужчину, который загостил вас и исчез из вашей жизни

Почему резкое исчезновение партнера может стать испытанием для психики?

Psychologies
Ученые назвали главные факторы того, почему вы чувствуете себя уставшим Ученые назвали главные факторы того, почему вы чувствуете себя уставшим

Почему взрослые люди чувствуют себя постоянно уставшими?

ТехИнсайдер
Вар и Арминий Вар и Арминий

Полководцы, столкнувшиеся в Тевтобургском лесу, были разными во всем

Дилетант
«Поговорите со своим страхом»: 3 совета, как психологически подготовиться к смене работы «Поговорите со своим страхом»: 3 совета, как психологически подготовиться к смене работы

Разбираемся, как безболезненно сменить род или место деятельности

Psychologies
Все хотят убить писателя Все хотят убить писателя

С жизнью Юрия Домбровского связано множество мифов...

Дилетант
Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда

Вы когда-нибудь слышали про X-образные двигатели? Полагаю, что нет

ТехИнсайдер
Как изменились современные школьники: ученые называют это поколение «стеклянным» Как изменились современные школьники: ученые называют это поколение «стеклянным»

Об особенностях стеклянного поколения: традиционные методы обучения неэффективны

ТехИнсайдер
Репортаж из томографа Репортаж из томографа

Как наш мозг принимает решения?

Ведомости
«Порез»: как девушки-подростки живут с ментальными расстройствами «Порез»: как девушки-подростки живут с ментальными расстройствами

Отрывок из романа «Порез» о долгом пути к преодолению душевных травм

Forbes
История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций

История гибрида, обнаруженного в природе спустя столетие после его создания

Наука и жизнь
Светлый ум Светлый ум

Первый в истории итальянской верфи Rossinavi катамаран

Y Magazine
Третье дыхание Третье дыхание

Уникальная профессия на стыке агронауки и арт-театра – садовая археология

Afternoon Seasons of life
Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей

Продукты и услуги для старшего поколения — глобальный тренд

Forbes
«Мы совершили инженерный подвиг» «Мы совершили инженерный подвиг»

Генеральный директор Группы ПТК — о создании путевых машин в России

Монокль
Частная жизнь при абсолютной монархии. Отрывок из книги Марии Неклюдовой Частная жизнь при абсолютной монархии. Отрывок из книги Марии Неклюдовой

Как при Людовике XIV сформировалось понятие частной жизни

СНОБ
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3 Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3

Починить автомобиль по страховке часто невозможно из-за самих страховщиков

РБК
Регистрация программного обеспечения: щит в мире цифровых идей Регистрация программного обеспечения: щит в мире цифровых идей

Почему интеллектуальная собственность так недооценивается?

Наука и техника
Открыть в приложении