Мавританская Испания
Когда Римская империя начала приходить в упадок, и ее провинции захлестнули волны варваров, Испания не избежала общей участи. В 409 г. на полуостров вторглись ираноязычные племена сарматов, затем, в 440 г., – германоязычные свевы. В 456 г. здесь осели осаждавшие перед этим Рим вестготы. В 585 году было образовано Вестготское королевство. Оно заняло практически весь полуостров. Только на юго-востоке были небольшие территории, принадлежавшие Византии, а северо-запад удержали за собой свевы. Позже земли, принадлежавшие свевам, превратились в испанские провинции Галисию и Астурию.
Своей столицей вестготы сделали Толедо, ранее не слишком крупное поселение-крепость в центральной части Испании, известное как центр добычи железа. Основанное ими государство было типичным варварским королевством с традиционной для варварских королевств проблемой – враждой между арианами-завоевателями и католическим местным населением, среди которого было много людей высокообразованных. Последнее обстоятельство мешало завоевателям утвердить свою веру как господствующую. Вестготская Испания подарила католическому миру одного из самых почитаемых мыслителей и писателей – Исидора Севильского. Владычество вестготов в Испании продолжалось полтора столетия.
На протяжении VII столетия, пока западом Средиземноморья владели вестготы, в восточной его части набирали силу арабы, объединенные новой религией – исламом. В начале VIII века они утвердились в Северной Африке и вышли к Атлантическому океану. Весной 711 года берберский полководец Тарик ибн Заяд вместе со своим войском пересек узкий пролив, отделяющий Африку от Испании. Античное название этого пролива или, вернее, окружающих его скал – Геркулесовы Столпы, но позже он получил название Гибралтар, что означает «гора Тарика». Правители вестготского королевства оказались неспособны к серьезному сопротивлению, уже через два года почти вся Испания превратилась в провинцию Арабского халифата. Незахваченными остались лишь труднодоступные горные районы на севере полуострова. Здесь образовалось несколько христианских королевств. Позже они стали очагом антиарабского движения на полуострове, их политика положила начало христианской Реконкисте.
Арабы захватили Толедо в 712 году, но столицей со временем стала Кордова, древний город, основанный еще финикийцами, и захваченный римлянами в ходе Пунических войн. Среди мусульманских завоевателей не было единства, в первые 40 лет после завоевания в Кордове сменилось 20 правителей. По иронии судьбы испанские арабы получили политическую стабильность благодаря династическому перевороту на родине своих предков.
В 747 году в Дамаске, столице халифата, вспыхнуло восстание. Правившие почти сотню лет халифы из династии Омейядов были свергнуты, к власти пришла новая династия – Аббасиды. Столица халифата переместилась в Багдад. Но одному из Омейядов удалось бежать. Это был совсем молодой принц Абд ар-Рахман аль-Муавийя. Европейцы часто произносят это имя как Абдурахман. Он приходился внуком свергнутому халифу Дамаска. Сперва принц бежал в Северную Африку, затем, не найдя здесь безопасности, переправился со своими сторонниками в Испанию. В 756 году он овладел Кордовой, объявил о создании независимого Кордовского эмирата. В историю он вошел под именем Абдурахмана I Пришельца. Его потомки, которых обычно называют испанскими Омейядами, правили в Испании вплоть до распада Кордовского халифата в XI веке.
Надо отметить, что Пиренейскому полуострову не приходится особенно жаловаться на последствия мусульманского завоевания. В ту пору арабы как-то лучше освоились с наследием древних цивилизаций, чем германские народы. Испания стала едва ли не самой богатой, цивилизованной и просвещенной страной Европы. Здесь получило дополнительный толчок развитие орошаемого земледелия, были введены многие сельскохозяйственные культуры, неизвестные в других европейских странах. Благодаря арабам испанцы научились выращивать рис, сахарный тростник, шелковицу и апельсины.
В то время как по всей Европе города пришли в упадок, многие превратились в руины, многие сохранили лишь функции военных крепостей, в Испании было целое созвездие городов – торговых и ремесленных центров. Здесь производились великолепные шерстяные, шелковые и парчовые ткани. Получил известность особый испанский шелк – темный, с тонким светлым рисунком. Испанские доспехи и оружие считались непревзойденными по качеству на протяжении всего Средневековья. Любители творчества Вальтера Скотта, может быть, помнят следующий эпизод из его романа «Айвенго». Во время осады замка искуснейший лучник Робин Гуд одного за другим убивает рядовых защитников, которые пытаются сбросить на головы осаждающих огромную каменную глыбу. Но когда их место занимает знатный рыцарь, руководитель обороны, оказывается, что он надежно защищен от стрел. «Черт бы побрал его испанские доспехи, – ворчит Робин Гуд, – будь они сработаны нашим английским кузнецом, мои стрелы пробили бы их, словно шелк».