Дневники Ольга Берггольц: блокада, репрессии и сила слова

ДилетантИстория

«Небывалое, страшное духовное подполье»

Ольга Берггольц (1910–1975) — русский поэт, легендарный голос блокадного Ленинграда, автор ставшей крылатой фразы «Никто не забыт и ничто не забыто», почти всю жизнь вела дневники: и в тёмные годы сталинских репрессий, и в смертное время блокады. Опубликованные спустя годы после смерти Берггольц, эти дневники стали ее Главной книгой.

Наталия Соколовская

Ольга Берггольц. 1930 год

«Сегодня Коля закопает эти мои дневники. <…> Если выживу — пригодятся, чтоб написать всю правду. О беспредельной вере в теорию, о жертвах во имя её осуществления, — казалось, что она осуществима. О том, как потом политика сожрала теорию, прикрываясь её же знамёнами, как шли годы немыслимой удушающей лжи».

Эта дневниковая запись сделана Ольгой Берггольц 17 сентября 1941 года, в один из самых страшных дней первого месяца блокады, когда судьба города висела, казалось, на волоске. Речь в этой записи идёт о дневниках тридцатых годов, которые были изъяты во время ареста Берггольц в 1938 году, а в 1939-м возвращены (!) при освобождении уже с пометами следователя.

Из тюрьмы Ольга вышла другим человеком. Но память о себе той, до-тюремной, страшной, она считала важным сохранить, чтобы потом «написать всю правду» о том времени и его людях. Вот несколько цитат:

24 августа 1936 года: «<...> Процесс троц<кистско>-зин<овьевского> центра <...> Надо выработать в себе холодность и жестокость к людям наряду с доверием. <...> Они пятнали партию. А всё-таки она незапятнанная. Нет, суки, за<...>е, и те, что на скамье, и те, что ещё не попались...<...> не вам, не вам, суки, торжествовать и осуждать партию. <...> Преданностью до последней клетки, нетерпимостью даже к антисоветской дружеской шутке — отвечать на это».

3 сентября 1936 года: «Положение вообще в Союзе <писателей> не из весёлых, по партлинии много исключений, арестов и т. д. “Иду по трупам?” Нет, делаю то, что приказывает партия. Совесть в основном чиста. А мелкие блошиные угрызения, вероятно, от интеллигентщины».

26 ноября 1936 года: «Вчера слушала доклад Сталина на съезде. Трижды будь благословенно время, в которое я живу единый раз, трижды будь благословенно, несмотря на моё горе, на тяготы! Оно прекрасно. <…> И вот эта родина, эта конституция, этот гордый доклад — ведь в этом вся моя жизнь <...>. Она оправдана эпохой, она спасена и обессмерчена ею…»

Леопольд Авербах. Первая половина 1930-х годов

16 апреля 1937 года: «Арестован Лёшка Авербах… Ну, то, что арестован Борис Корнилов, — не суть важно; тут у меня, как говорится, “чистая”. Невзирая на вопли о “сведении личных счётов” — с 32 года, как могла, способствовала Союзу его выгнать. Арестован правильно, за жизнь».

Лёшка Авербах — Леопольд Авербах, всесильный генеральный секретарь РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей), его сестра Ида была замужем за Генрихом Ягодой, главой НКВД СССР. Ольга познакомилась с Авербахом в 1931 году, на пленуме РАППа. Но московские руководители и раньше приезжали в Ленинград с инспектированием «литературных объединений» (начало нового этапа взаимодействия писателей и государства, подготовка к созданию СП СССР). В 1929 году из ЛАППа (Ленинградская ассоциация пролетарских писателей) Ольга была временно исключена по той причине, что «её творчество ни в какой мере не является творчеством пролетарского писателя. т. Берггольц может быть принята в ЛАПП вновь только через рабочий кружок» (из протокола заседания комиссии по проверке состава ЛАППа). Но в самом начале 1930-х она уже автор нескольких детских книг и одной поэтической. Её хвалят Маршак и Горький, она работает в многотиражке «Электросилы» и пишет историю завода, и она вхожа к Ахматовой.

Николай Молчанов. Служба в РККА. 1932 год

Из письма Николаю Молчанову, второму мужу, в Казахстан: «Потом приехал Авербах... По приезде он сразу проявил максимум заинтересованности ко мне. Мы с ним сразу подружились. Ходили, разговаривали, ужинали в Европейской и т. д. Колька, что это за человек, наш Князь! И (деталь) потом вдруг ещё открылась его сторона, вдруг (?) говорит: “неделями тянет к револьверу” и т. д.».

Связь (в обоих значениях слова) с Авербахом — не только серьёзное искушение властью. Позже это сослужит скверную службу и при фабриковании уголовного дела Ольги.

Борис Корнилов — поэт, первый муж Ольги (расстались в 1930-м). В 1936-м от болезни сердца умерла их общая дочь Ирина. И вот спустя год Ольга пишет о её отце: «Арестован правильно, за жизнь». В 1938 году Корнилова расстреляют.

Борис Корнилов и Ольга Берггольц. 1929 год

Эти слова, написанные чудовищем, Ольга сохранит не иначе как в назидание потомкам: чтобы помнили, что´ государство может сотворить с человеком. Но парадоксально: в эти годы личного и общественного безумия её дневник и письма полны цитатами из Ходасевича, Ахматовой, Мандельштама, Гумилёва, Пастернака… Это не только частный и исторический, но и антропологический документ эпохи.

Из следственного дела Берггольц: «…являлась активной участницей контрреволюционной террористической организации <…> …квартира Берггольц в г. Ленинграде являлась явочной квартирой террориста Дьяконова Л. Д., который в 1937 г. приезжал к ней и совместно с ней намечал план убийства т. Жданова, т. е. в преступлениях предусмотренных статьями 58-8, 58-10 и 58-11 УК РСФСР».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Имени королевы Анны Имени королевы Анны

Как стул эпохи Анны Стюарт сменил вычурность барокко на анатомичный комфорт

Дилетант
Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю» Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю»

«Я больше 30 лет никогда ни с кем не обнималась. А это очень хорошая штука»

Караван историй
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Малые города для большого потока Малые города для большого потока

Российские туристы стали больше интересоваться малыми городами страны

Ведомости
Ирландский клан Ирландский клан

Как потомки ирландских эмигрантов Кеннеди добились «звёздности»?

Дилетант
От Марса до квантовой физики: 11 книг для любителей научной фантастики От Марса до квантовой физики: 11 книг для любителей научной фантастики

Что ждет человечество в будущем? Фантасты размышляют в своих книгах

Maxim
Детка, ты просто космос Детка, ты просто космос

Анна Завтур доказывает: не стоит видеть в ней только лирическую героиню

VOICE
Европейская оборона Европейская оборона

Между выводом американских войск и «разумной достаточностью»

Деньги
Рома Peeks Рома Peeks

Рома Peeks рисует порцию кидкорных ковров и раскрывает этимологию фамилии

Собака.ru
8500 лет назад охотники-собиратели ходили по морю на Мальту 8500 лет назад охотники-собиратели ходили по морю на Мальту

Охотники-собиратели пересекали от 100 км открытой воды, чтобы достичь островов

ТехИнсайдер
Ботаники описали новый вид паразитирующих на грибах «волшебных фонариков» с Малайского полуострова Ботаники описали новый вид паразитирующих на грибах «волшебных фонариков» с Малайского полуострова

Как на востоке Малайского полуострова новый вид тисмий

N+1
На борту затонувшего средневекового китайского судна нашли сосуды из-под алкогольных напитков На борту затонувшего средневекового китайского судна нашли сосуды из-под алкогольных напитков

Находки, собранные во время раскопок средневекового судна «Наньхай №1»

N+1
От бронирования переговорной до входа в бизнес-зал: где используется биометрия в России От бронирования переговорной до входа в бизнес-зал: где используется биометрия в России

Зачем нужна биометрия и как ее использовать в России

ТехИнсайдер
Цена свободы Цена свободы

Свобода от российских энергоресурсов обошлась экономике Евросоюза в €1,3 трлн

Ведомости
Мяч в кольце Мяч в кольце

Спортивные события второго года Великой Отечественной войны

Ведомости
Инвест-дискаунтер Инвест-дискаунтер

Как Чарльз Шваб научил инвестировать простых американцев

Деньги
Как и зачем одна женщина записала и сохранила более 30 лет передач на ТВ в США Как и зачем одна женщина записала и сохранила более 30 лет передач на ТВ в США

Архив Мэрион Стокс — это уникальная хроника истории

ТехИнсайдер
Так буллинг приводит к трагедии: почему сериал «Переходный возраст» стал откровением для родителей Так буллинг приводит к трагедии: почему сериал «Переходный возраст» стал откровением для родителей

Чему нас может научить сериал о психологии насилия «Переходный возраст»

VOICE
Денис Шевченко Денис Шевченко

Сентиментальный твист и «Новая Академия» в квартире Дениса Шевченко

Собака.ru
Ушедшее в народ Ушедшее в народ

Как сон мастера картонажа прославил духов Мексики?

Вокруг света
Сила стиля Сила стиля

Какие тренды меняют мужскую моду

Men Today
Апрель: «нашествие» хохлаток Апрель: «нашествие» хохлаток

Хохлатки-эфемероиды — радостный вскрик пробуждающейся природы

Наука и жизнь
Снаряды против пушек Снаряды против пушек

Даже в первый год Великой Отечественной войны в СССР проходили соревнования

Ведомости
Лингвистические фантомы Лингвистические фантомы

Как в русском языке появляются псевдоанглицизмы

Наука и жизнь
Хуже станет всем Хуже станет всем

ВТО прогнозирует сокращение в 5 раз американо-китайской торговли

Ведомости
Вагон с прицепом Вагон с прицепом

Почему растут цены на ремонт железнодорожной техники

Эксперт
Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану» Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану»

Vinile «переосмысляет» подход к восстановлению классических внедорожников

4x4 Club
Распоследний магнат Распоследний магнат

«Киностудия» — самопародия голливудских остряков на киноиндустрию

Weekend
Голодные игры: как российским компаниям выжить в борьбе за последних специалистов Голодные игры: как российским компаниям выжить в борьбе за последних специалистов

Как радикально повысить производительности труда?

Forbes
Амарант Амарант

Почему амарант — суперфуд и важнейшая пищевая культура XXI века

Здоровье
Открыть в приложении