Европейская оборона
Между выводом американских войск и «разумной достаточностью»

Экономики Европейского союза в настоящее время находятся в неявном кризисе. Для некоторых стран, в число которых входит и Германия, кризис уже стал реальностью. Другие страны, такие как Франция и Италия, находятся на грани между очень низким ростом и рецессией. Экономическое положение, связанное с резким повышением цен на энергоносители (и, в частности, на газ), усугубляется желанием европейских правительств значительно увеличить свои военные расходы, подняв их до уровня в 5% ВВП. Но есть ли у этих правительств возможности для маневра в сложной ситуации растущего бюджетного дефицита? И какой уровень военных расходов можно считать «разумным» в нынешнем геополитическом контексте? Попробуем ответить на эти вопросы.
Европа: экономика в плачевном состоянии
С конца февраля 2025 года все чаще звучат заявления европейских лидеров и чиновников Еврокомиссии, призывающих к увеличению расходов на вооружение Европы. Но какова же при этом экономическая ситуация в Евросоюзе? Экономический рост в 27 странах ЕС и еврозоне выглядит в лучшем случае очень слабым. Так, в четвертом квартале 2024 года в целом по ЕС наблюдается стагнация, а в Германии — рецессия.
Хотя характер проблем, с которыми сталкивается каждая экономика, может отличаться, общий результат одинаков. Франция сохранила более высокую траекторию роста, чем Италия и Германия, но ценой колоссального бюджетного дефицита. Маловероятно, что в 2025 году во Франции что-то существенно изменится. Министр финансов страны Эрик Ломбар прогнозировал дефицит бюджета в размере от 5,4% до 5,8% до объявления Трампом тарифов, которые могут привести к сокращению ВВП Франции на 0,5% и увеличению дефицита бюджета до 6% и более. Германия, в свою очередь, пострадала еще сильнее. Падение котировок акций Reinhmetall на 27% 7 апреля 2025 года доказывает это. Сейчас германские власти должны бороться с последствиями роста цен на энергоносители и срочно заняться обновлением значительной части национальной инфраструктуры, чем различные правительства страны пренебрегали с 2010 года. Готовящийся стать канцлером Германии Фридрих Мерц объявил о специальной программе стоимостью €500 млрд на ближайшие годы. Это, естественно, скажется на бюджетном дефиците страны, увеличив его более чем на 3,5%. Однако главной причиной экономических трудностей представляется рост цен на энергоносители. После введения антироссийских санкций во втором квартале 2022 года уровень загрузки производственных мощностей в еврозоне неуклонно снижался.
Другими словами, именно промышленно развитые страны еврозоны испытывали наибольшие проблемы еще до объявления Трампом новой тарифной политики. В то же время, когда мы говорим о «перевооружении Европы», это потребует решения проблем не только в промышленности, но и в государственной бюджетной политике.
Кризис государственных финансов
В начале 2010-х годов для европейских стран был характерен высокий дефицит государственных бюджетов. Но в период до 2018–2019 годов эти дефициты быстро снижались. Затем кризис, вызванный пандемией COVID-19, снова спровоцировал значительный всплеск бюджетных дефицитов, которые в целом по 27 странам ЕС (ЕС-27) и 20 странам еврозоны (Евро-20) составляли от 6,5% до 7% ВВП. Затем быстрое сокращение бюджетных дефицитов возобновилось, но в 2022 году этот процесс остановился. С этого момента дефициты стабилизировались на уровне примерно 3,5% от ВВП, но, вероятно, увеличились в 2024 году. Некоторые эксперты утверждают, что дефицит в 3,5% не стоит считать слишком серьезной проблемой. Однако эта величина показывает, что некоторые страны испытывают реальные трудности с финансированием своих государственных расходов. Вследствие этих трудностей в большинстве крупных экономик ЕС-27 государственный дефицит значительно увеличился с 2022 года.
В настоящее время профицит бюджета наблюдается только в Португалии. Однако Германия, не говоря уже о Франции, Италии и Бельгии, не может справиться с бюджетным дефицитом и, как было написано выше, будет вынуждена значительно нарастить его ради финансирования своей инфраструктурной программы. Это, в свою очередь, будет иметь серьезные последствия в виде роста государственного долга.