Почему долгосрочные сбережения «не летят»
У людей нет и не будет явного интереса к программе долгосрочных сбережений и ИИС третьего типа: у первой сохранились все минусы прошлых накопительных систем, а на ИИС-3 держать деньги придется слишком долго

Прошел год с небольшим с момента начала работы программы долгосрочных сбережений (ПДС) и индивидуальных инвестиционных счетов третьего типа (ИИС-3). Оба механизма должны были играть главную роль в качестве источников внутренних сбережений, без которых трудно будет выполнить задачу повышения капитализации до 66% ВВП в 2030 году, а также обеспечить достойное участие финансового рынка в структурной трансформации экономики.
Два черновика
Вступившая в силу с 1 января 2024 года ПДС позиционируется как добровольный накопительно-сберегательный продукт, софинансируемый государством. Он был призван заменить своих предшественников в виде обязательных пенсионных накоплений и дополнительной программы их софинансирования 2008 года, которые, к сожалению, трудно считать успешными.
Напомним, система обязательных пенсионных накоплений (ОПН) реализовывалась с 2002 года, с 2004-го к ней подключились негосударственные пенсионные фонды (НПФ). По своим параметрам эта система соответствовала лучшим мировым практикам. Важным ее преимуществом была обязательность участия, что позволяло привлечь даже работников с низкими доходами за счет возврата на их индивидуальные счета части обязательных социальных взносов в виде накоплений. В итоге число участников (застрахованных лиц) в системе обязательных накоплений в 2023 году составило 73,1 млн человек, или 87,4% от численности рабочей силы.
Однако с самого начала ОПН столкнулась с разного рода административными проволочками и изменениями правил игры. Срывались сроки выбора гражданами частных управляющих компаний; не вовремя принимались нормативные акты; после начала реформы был существенно сужен круг застрахованных лиц; медленнее, чем намечалось, повышались ставки взносов на накопительную пенсию. С 2014 года и вовсе на ежегодной основе стали замораживаться новые взносы в систему ОПН, а высвободившиеся средства направлялись на финансирование страховой пенсии. Наконец, с 1 января 2024 года вносы в накопительную пенсию были отменены окончательно.
Общая стоимость пенсионных накоплений выросла с 4,9 трлн рублей в 2020 году до 5,8 трлн в октябре 2024-го, однако относительно ВВП этот показатель снизился с 4,6 до 2,9%. По нашим расчетам, за 20 лет, с 2005-го по 2024-й, среднегеометрическая валовая доходность портфелей пенсионных накоплений в НПФ составила всего 7,7% годовых при инфляции 7,9%.
Программа софинансирования вступила в силу с 2008 года и предполагала государственное софинансирование взносов в сумме не более 12 тыс. рублей в течение десяти лет. Вступить в нее можно было с 1 октября 2008 года до 31 декабря 2014-го, а первый взнос сделать до 31 января 2015 года. Программа не стала популярной. Подали заявление о вступлении в нее 15,9 млн человек, сделали хотя бы первый взнос 2,5 млн человек, однако в 2023 году взносы осуществляли только 90 тыс. человек. За все время существования программы, с 2009 по 2023 год, общие взносы участников составили 74,2 млрд рублей, софинансирование государством — 70,7 млрд рублей, или 48,4%, взносы работодателей — 1,2 млрд рублей.
В обоих случаях регулирующие органы так и не составили итоговый публичный отчет о результатах выполнения программ, а вопрос, почему они были тихо свернуты, остался без ответа. По нашему мнению, важную роль здесь сыграли две причины — неэффективное управление пенсионными накоплениями и стремление государства использовать накопленные ресурсы для финансирования дефицита бюджета государственной страховой пенсии.
Те же минусы
Программа долгосрочных сбережений вначале возникла как аналог программы софинансирования 2008 года. Минимальный срок участия — 15 лет или до достижения возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Долгосрочные сбережения формируются за счет добровольных взносов граждан и перевода в систему ранее сформированных ими пенсионных накоплений. В недалеком будущем может появиться возможность их софинансирования работодателем.
Государство предоставляет непривычно щедрую материальную поддержку ПДС. В зависимости от среднемесячного дохода участника государство рефинансирует взносы в размере до 36 тыс. рублей в год. Участник вправе получать налоговый вычет по НДФЛ на сумму взносов до 400 тыс. рублей в год в размере от 52 тыс. до 88 тыс. рублей — в зависимости от его доходов (и, соответственно, ставки НДФЛ: 13%, 15% и т. д.). Выплаты за счет ПДС, включая инвестиционный доход, также не подлежат налогообложению. В мире сберегательные программы, работающие по схеме налогообложения E-E-E (от англ. Exempt-Exempt-Exempt — освобождение от налога на стадии взноса, получения дохода и вывода денег), — большая редкость. Кроме того, государство гарантирует гражданам сохранность внесенных ими средств на сумму до 2,8 млн рублей, что в два раза превышает стоимость гарантий по банковским вкладам.
По данным Банка России, на 31 января 2025 года было заключено 3,3 млн договоров ПДС, сумма привлеченных средств составила 245 млрд рублей. Согласно распоряжению правительства РФ от 21.12.2023 № 3753-p, объем сбережений граждан в ПДС в 2030 году должен составить 1,2–1,7 трлн рублей, с охватом 9,7–13,3 млн участников, что значительно меньше по сравнению с числом застрахованных лиц в бесславно завершившей свое существование системе обязательных пенсионных накоплений.
Преимущество ПДС перед ее предшественницами в том, что она лучше управляется представителями регулирующих органов, для которых показатели этой программы являются своего рода KPI. ПДС реализуется через устоявшуюся структуру негосударственных пенсионных фондов. Продажи идут преимущественно через узкий круг четырех-пяти крупнейших розничных банков, у которых затраты на привлечение клиента значительно ниже, чем у остальных участников финансового рынка.
Тем не менее у ПДС много проблем, часть из которых были характерны и для предшествующих ей накопительных планов.