Код будущего

Внешний контур
На прошедшем недавно форуме Airbus Summit концерн представил свое видение гражданской авиации будущего, на несколько поколений самолетов вперед. Среди ключевых направлений было названо создание большого авиалайнера с электродвигателями, работающими на топливных элементах. Вместе с тем в компании не собираются отказываться от авиатоплива и надеются повысить экономичность таких полетов еще на 20–30%. Добиться этого планируют за счет использования новых композитов, еще более прочных и легких, и усовершенствованных реактивных двигателей. Уже сейчас совместно с CFM International прорабатываются две такие системы, включая довольно радикальный вариант двигателя без гондолы, с открытым вентилятором. Это позволит использовать очень большие лопасти – в разы длиннее, чем обычно. Они резко усилят течение воздуха во внешнем контуре – поток, который создает большую дополнительную тягу, обтекая сам двигатель и не проходя через камеру сгорания. По словам Airbus, степень двухконтурности (отношение расхода воздуха во внешнем и внутреннем контурах) здесь достигнет 60 против 10–12 у современных двигателей.
Летающий комбайн
Идея циклолета появилась еще в начале ХХ века, и, невзирая на череду неудач, инженеры не оставляют попыток создать надежный и эффективный летающий аппарат такого типа. По углам циклолета размещены четыре горизонтальных ротора с лопастями, похожие на мотовила комбайна для уборки зерна. Они вращаются намного медленнее обычных винтов, обещая меньший расход энергии и уровень шума, а еще отличную маневренность, если полет такой неустойчивой системы удастся стабилизировать. Решить задачу пытается австрийский стартап Cyclotech – их аппарат Blackbird не так давно впервые успешно поднялся в воздух. Впрочем, это лишь уменьшенный прототип, один из целой череды (читайте, например, наш журнал за октябрь 2021 года). Получится ли реализовать все в полноразмерном варианте, мы узнаем только в 2035 году, когда Cyclotech обещает представить готовый пассажирский циклолет.
Гипершаттл
Американская компания Stratolaunch объявила, что осенью 2024 года и весной 2025-го провела испытательные старты экспериментального гиперзвукового аппарата Talon-A2. Взлетев из-под крыла самолета-носителя Roc, Talon-A2 достиг скорости более 5 Маха, после чего благополучно приземлился на авиаполосу. Внешне аппарат напоминает космический шаттл с планером длиной 8,5 м и двигателем Ursa Major тягой 5000 фунтов. Других деталей не раскрывают: проект реализуется в рамках программы MACH-ТВ Министерства обороны США.
Открытие: алхимия XXI века
Веками алхимики искали способы превращения металлов в золото, и в 2025 году это наконец удалось сделать физикам. Впрочем, разбогатеть таким путем сложновато: пока получено около 86 млрд ядер – порядка 29 триллионных грамма. И даже для этого потребовалось построить Большой адронный коллайдер (БАК), разогнать в нем ядра свинца до скорости 99,999993% от световой, а затем сблизить друг с другом так, чтобы они дестабилизировались, потеряв несколько протонов и нейтронов и превратившись в золото. Более того, одновременно с драгоценным металлом появились и другие ядра, таллий и ртуть, причем в куда больших количествах. Весь процесс удалось наблюдать с помощью детектора ALICE еще в ходе второго запуска БАК, между 2015 и 2018 годом, однако анализ собранных тогда данных отнял еще несколько лет. Кажется, это не лучший способ озолотиться.
Пустое колесо
Безвтулочный электрический байк Verge TS Pro продемонстрировал впечатляющую производительность, за 24 часа добравшись от Монако до Мадрида, преодолев почти 1400 км. Если учесть, что пробег TS Pro на одной подзарядке составляет около 350 км, можно подсчитать, что часть времени была потрачена на смену аккумуляторов. Тем не менее такое достижение остается редкостью для электробайков и уникально для байков без втулки. Эта особенность TS Pro сразу бросается в глаза: заднее колесо мотоцикла словно висит в воздухе. Электродвигатель встроен прямо в его обод, позволяя избавиться от системы передач, цепи и т.п., а значит, снизить вес, упростить и удешевить всю конструкцию. Правда, последнее – только в теории: доступным по цене TS Pro не назовешь. Модель производится в Финляндии и продается за 30 тыс. долл., более мощная версия TS Ultra обойдется еще дороже.

Поездка на ноутбуке
Первые модели WalkCar