Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить

Почему одни компании умирают, не успев адаптироваться и перестроиться, а другие учатся управлять переменами? Как сотрудникам и лидерам справиться с внутренним сопротивлением и «перепрошить» свое поведение? Или осторожность все-таки иногда помогает бизнесу? Forbes Life рассказывает, как работает «иммунитет к переменам» — психологический механизм, который мешает нам меняться, даже если это очевидно необходимо.
«Когда кардиологи предупреждают, что пациент может умереть, если не изменит образ жизни — только один из семи оказывается способным на серьезные изменения в своей жизни, — отмечаетисследователь, соавтор книги «Неприятие перемен», профессор Гарварда Роберт Киган. — Будто одна нога находится на педали газа, а другая — на тормозе. Так быстро и далеко не уедешь».
Декан Школы бизнеса при Университете Вудбери Джоан Маркес напоминает: есть много людей и компаний, которые были на вершине, потому что они были полны энергии и искали приключений, но в итоге закостенели. «Просто вспомните: Kodak потерял связь с цифровой эпохой, Blockbuster был «сметен» Netflix; Dell — вытеснен мобильными устройствами; Microsoft заснул, когда Web TV, электронные книги, смартфоны захватили рынок», — пишет автор книги «Лидерство и осознанное поведение» Маркес. А разве что-то было до Walmart? Да, успешная компания Sears, которая потеряла огромную долю рынка в из-за дискаунтеров.
«Люди стараются ничего не менять. Это мешает росту», — считал Брюс Ли. Комфорт и минимальный стресс — это уютно, человек к этому стремится. Но вспомните, а почему вы собирались заниматься спортом? И почему тогда расстроились, что не пошли на тренировку? Причина может быть во внутреннем конфликте между осознанными целями и бессознательным сопротивлением, объясняют психологи. В бизнесе это называется «иммунитет к переменам».
Одна нога на педали газа, другая — на педали тормоза
«Интеллект — это способность приспосабливаться к изменениям» — так звуит широко распространенная цитата, часто приписываемая ученому Стивену Хокингу. Планы может нарушить свойственное человеку «неприятие перемен»: концепция американских психологов и исследователей в области личностного роста Роберта Кигана и Лиса Лейхи предлагает объяснение извечного вопроса: «Почему же не получилось, несмотря на четкое намерение?».
Проблема — не отсутствие силы воли, мотивации или «слабость» характера, «а скрытая динамика, которая активно и (блестяще!) мешает нам меняться из-за приверженности привычным образам», — заявил Роберт Киган. Кстати, впервые похожий термин был употреблен еще в статье Курта Левина «Постоянство и сопротивление изменениям» в 1947 году.
«Регулярное нарушение обязательств и сроков может негативно сказаться на вашей работе, отношениях, здоровье и финансах», — предупреждает американский Forbes. «Мы говорим, что хотим меняться — и у нас есть на это хорошие причины — но на самом деле ничего не делаем», — описывает проблему один из авторов подкаста «Очеловечивание работы» Ричард Лоренс.
Адаптируйся или вымри: иммунитет к переменам в бизнесе
Пока человек теряет самоуважение и время из-за провалов и прокрастинации, организации теряют деньги, позиции на рынке и вовсе умирают. Создатель концепции «мягкого лидерства», автор 52 книг, профессор М.С. Рао, вспоминает слова Чарльза Дарвина «Выживают не самые сильные и не самые умные виды, а те, кто лучше всех приспосабливается к изменениям». «Если компании не занимаются инновациями, они устаревают. Если бы мы не менялись, мы до сих пор бы оставались в каменном веке», — говорит Рао.
Организации и команды могут развивать в себе коллективный иммунитет к изменениям. Список декана Маркес, увы, может продолжаться долго: Sony сосредоточилась на оборудовании, предоставив Samsung и Apple свой рынок, Yahoo ничего не делал, когда Google совершал множество шагов. Проблема есть как на уровне «организма» компании, так и на уровне сотрудника: работники боятся изменений в лидерстве, необходимости приобретать новые навыки, стресса от работы в новой команде. У них есть ум и способности, позволяющие легко сделать необходимые изменения, они могут быть очень лояльными компании, поддерживать эти изменения, но необъяснимым образом ничего не делать, пишет Harvard Business Review. В большом исследовании, проведенном Fidelity Investments (одна из крупнейших инвесткомпаний, в том числе занимается исследованиями, основана в 1946 году,