Апрель: «нашествие» хохлаток

В роду хохлаток (Corydalis) насчитывается до 300 видов. Они распространены по всему Северному полушарию, но особенно многочисленны в Гималаях и Китае. Среди них есть однолетние и многолетние травы, постоянно вегетирующие виды и ранневесенние клубневые эфемероиды. Хохлатки-эфемероиды, которые и станут предметом обсуждения этой статьи, цветут обычно в третьей декаде апреля — начале мая в составе второй волны первоцветов, ошеломляюще пёстрой и краткой, как радостный вскрик пробуждающейся природы.
Экологические предпочтения хохлаток весьма разнообразны. Среди них есть истинные экстремалы, проживающие в пекле пустынь и в зоне вечной мерзлоты; есть любители высокогорий и, наконец, виды, выбравшие местожительством леса и поляны регионов с умеренным климатом. Представители последней группы больше всего подходят для выращивания в садах.
В перечне лесных хохлаток житель любого российского региона сможет встретить своих земляков. Это немаловажно, поскольку отечественные питомники практически не разводят эти растения, импорт иссяк и единственными источниками остаются природные популяции и частные коллекции, где можно найти сорта. Коллекционеров немало в группах ВКонтакте, а некоторые имеют собственные сайты.
Хохлатка плотная (C. so-lida) хорошо известна тем, кто проживает в европейской части страны и в Западной Сибири. Любители сморчков и весенних прогулок на природе наверняка встретят её в лиственном лесу с липой и дубом. Типичная опалесцирующая сиренево–фиолетовая окраска цветка хорошо маскирует растения на любом фоне, особенно на палой листве. Но в отдель-ных районах популяции щедры на краски: в них перемешаны экземпляры с малиновыми, розовыми, белыми, бледно-сиреневыми, голубоватыми соцветиями, и некоторые из них могут преобладать. Такие места — просто клад для селекционеров, и большинство сортов ведёт свою историю от форм, найденных в природе.


Сорта могут быть не только клонами, но и линиями, то есть воспроизводятся семенами. Линии отбирают там, где в популяции господствуют нестандартные цвета. Например, сеянцы сорта Penza strain, собранного в пензенских лесах, дают широкий спектр окрасок — от белой до голубой и красной, а популяции родины графа Дракулы обогатили селекционный фонд генами ярких огненных красок (Prasil strain). Среди сеянцев линий, в свою очередь, выбирают уникальные особи, которые уже размножают вегетативно. В садовых центрах реально встретить нежно-розовый сорт Beth Evans или малиновый George Baker, но мировой ассортимент очень велик. Если посмотреть коллекцию известного основателя латышского луковичного питомника Яниса Рукшанса, которую можно считать одной из наиболее богатых, то в ней насчитывается более 50 сортов.

Хохлатки полая (C. cava) и Маршалла (C. marschalliana) нередко растут вместе с плотной хохлаткой. Они гораздо мощнее и достигают 40 см высоты. Типичная окраска хохлатки полой — тёмная пурпуровая, но нередки более светлые и чисто-белые экземпляры, которые хорошо передают этот цвет потомству. Цветки маршалловой хохлатки стабильно кремово-жёлтые. Там, где ареалы этой пары перекрываются, встречаются гибридные создания с жёлто-розовыми и кремово-белыми венчиками.