Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – силаНаука

Музей как увлечение

Беседовал Игорь Харичев. Фото И. Харичева

Около метро «Калужская» в большом, длинном здании располагается Институт космических исследований Российской академии наук. В этом году ему исполняется 60 лет. Институт славен многими научными достижениями, но мы хотим рассказать о том, что делается в ИКИ за рамками прямых обязанностей — о музее, который существует при институте. Наш собеседник — недавний директор, а теперь научный руководитель ИКИ, специалист в области физики космической плазмы, физики солнечноземных связей, нелинейной динамики и исследования планет, академик РАН Лев Матвеевич Зеленый.

«Знание — сила»: Лев Матвеевич, мы находимся в Институте космических исследований РАН. Главная задача института — разнообразная научная деятельность, связанная с изучением космоса. Но мы с вами не в какой-нибудь лаборатории, мы среди многих космических аппаратов и приборов. Ясно, что это музей. С какой целью он создан? В чем его особенность? Чем он отличается от других подобных музеев?

Лев Зеленый: Вы хорошую тему затронули: к какой категории относится наш музей? Надо сказать, что космических музеев, к счастью, достаточно много. Есть, к примеру, в Москве прекрасный Музей космонавтики, где неутомимая Наталья Артюхова — директор.

«ЗС»: Знаем. Наш журнал с этим музеем тесно сотрудничал. Он рядом с метро ВДНХ, там еще высокая стела с ракетой.

Л. З.: Да. Неподалеку есть музей с более сложной судьбой — в павильоне «Космос». Есть потрясающий Музей истории космонавтики в Калуге, где Наталья Абакумова сделала просто памятник и себе, и истории космоса. Вы знаете ее? Это вообще великая женщина. Я почему это знаю? У меня дача была недалеко от Нового Иерусалима. Я часто видел разрушенный с войны монастырь, там располагался Краеведческий музей. И когда монастырь начали восстанавливать, музей выгнали. А директором тогда была Абакумова. И она добилась, чтобы там построили потрясающий музей, современный, но за территорией монастыря. И его рядом построили — сейчас это один из культурных центров Подмосковья. Там выставки очень интересные часто проходят. Это всё благодаря ей. Потом она многое сделала для музея в Калуге, превратила его в один из лучших космических музеев.

«ЗС»: Среди этих музеев существует и ваш музей. Хотя он при научном институте.

Л. З.: Наш музей с ними, естественно, конкурировать не может. У нашего изначально был лозунг: «Космическая наука: взгляд в прошлое, взгляд в будущее ». Мы хотели рассказать о прошлом нашей науки, о том, что происходит сейчас и попытаться заглянуть вперед хотя бы на 15–20 лет. Но получилось не совсем то. На этот музей нам дал деньги Юрий Сергеевич Осипов, тогдашний президент РАН. В 2007 году исполнялось 50 лет со дня запуска Первого спутника (а за два года до этого Институту исполнилось 40 лет, мы проводили много мероприятий, в том числе и выставку, но небольшую), и это хотелось отметить заметным образом. Я стал директором в 2002 году. Нам дали по тем временам довольно приличные средства. У нас была большая столовая, пустынная — мало кто туда ходил. А она занимала значительную часть первого этажа. Я договорился с профсоюзом, и мы столовой выделили другое место, поменьше. А на освободившихся двух тысячах квадратных метров сделали первую экспозицию: «Космическая наука: взгляд в прошлое, взгляд в будущее». Но это была выставка к 50‑летию Спутника, и после завершения торжеств организации, которые в ней участвовали, забрали часть экспонатов. В Академии наук в советское время существовал свой выставочный центр. И там много чего хранилось. Правда, на переходе к российскому времени там всё почти выбросили, сломали. Где-то это валялось разломанное, никому не нужное. Но это принадлежало Академии наук. Я попросил отдать нам, и тогдашний директор центра всё отдал. И у нас в институте нашлись умельцы, прежде всего хочется упомянуть Сергея Васюкова, которые вложили душу в восстановление экспонатов и в течение ряда лет их реставрировали. Поэтому у нас широко представлена советская космическая техника: луноход, аппараты для исследования Венеры, первый лунный посадочный аппарат, марсианский аппарат, различные научные спутники. Они очень хорошо представлены, потому что экспонаты уже существовали — их следовало только отреставрировать, что, конечно, было непросто. Но главным в ней, всё-таки, были не аппараты, а наука. И с этим нам уже легче было, потому что это наши приборы, которые делались в ИКИ, остались вторые экземпляры приборов, остались запасные комплекты, мы их тоже там выставили. Получилась очень успешная выставка. Юбилей прошел, а выставка осталась, потому что смысла закрывать ее не было. Она фактически превратилась в музей, поэтому надо было думать о его развитии. И тут уже дело стало более сложным, потому что любой новый экспонат денег стоит. Например, мы участвовали в проекте «Луна‑25», хотелось бы сделать полноразмерную копию аппарата, дублер которого, кстати, стоит в музее НПО им С. А. Лавочкина, но это где-то миллиона три-четыре стоит. Ну, где бюджетной организации их взять? Поэтому у нас музей получился немножко перекошенным: у него очень хорошо представлено великое советское прошлое и хуже, к сожалению, не очень великое российское настоящее. Но мы как-то стараемся отражать его: делали плакаты, иллюстрации, маленькие модели и по возможности все российские годы там представили. Все равно нашей ориентацией остается космическая наука.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Галилея археологов» «Галилея археологов»

Археологи давно борются с искушением перекопать поглубже всю Святую Землю

Знание – сила
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Полет X-37B Полет X-37B

Орбитальный самолет X-37B вышел на эллиптическую орбиту Земли

Наука и техника
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Жизнь Васи Ложкина Жизнь Васи Ложкина

Художник Вася Ложкин: котики, музыка, театральная сцена

Отдых в России
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
ПТСР у детей: в чем опасность и как взрослые могут помочь справиться с расстройством ПТСР у детей: в чем опасность и как взрослые могут помочь справиться с расстройством

Как ПТСР проявляется у детей и на что стоит обратить внимание

Forbes
Вам и не снилось Вам и не снилось

Каким было время, когда снимался легендарный фильм «Вам и не снилось»

Лиза
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
Город, который дает то, что нужно Город, который дает то, что нужно

Размышления москвича Григория Туманова о магии Петербурга

СНОБ
Машина времени Машина времени

Петербургские места, где можно попасть в начало XX века, не покидая XXI

СНОБ
Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс» Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс»

Основатель «Ниндзя Гудс» — про ошибки, которые могли погубить его стартап

Inc.
Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам

Как импульсивные покупки из любопытства меняют рынок современного искусства

Forbes
Лофт для леди Лофт для леди

Интерьер, базирующийся на эстетике индустриальных пространств, однако, воздушный

Идеи Вашего Дома
Как роботы захватывали ПМЭФ: от диковинки до обыденности Как роботы захватывали ПМЭФ: от диковинки до обыденности

Как на примере роботов ПМЭФ можно проследить путь прорывной технологии

Inc.
ЕГЭ по просветлению ЕГЭ по просветлению

Почему нужно перестать сдавать лето на отлично

VOICE
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Сергей Лимонов Сергей Лимонов

О том, как (и зачем) коллекционер Сергей Лимонов превратил себя в институцию

Собака.ru
Как добавление специй может помочь сократить потребление пищи Как добавление специй может помочь сократить потребление пищи

Хотите сократить потребление калорий, не чувствуя себя обделенным?

ТехИнсайдер
Россия в фарфоре Россия в фарфоре

Истории страны в коллекциях ИФЗ

Weekend
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
Зерно тщеславия Зерно тщеславия

Как провалились американские санкции против СССР

Деньги
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
«Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века» «Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века»

Как иезуиты помогли изучению неевропейских языков

N+1
Я не решаюсь проявить себя Я не решаюсь проявить себя

Что нам мешает реализовать способности в их полноте?

Psychologies
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Палеонтологи впервые идентифицировали череп древнего человека-денисовца Палеонтологи впервые идентифицировали череп древнего человека-денисовца

Как ученые выделили генетический материал из черепа «человека-дракона»

ТехИнсайдер
Открыть в приложении