Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – силаНаука

Музей как увлечение

Беседовал Игорь Харичев. Фото И. Харичева

Около метро «Калужская» в большом, длинном здании располагается Институт космических исследований Российской академии наук. В этом году ему исполняется 60 лет. Институт славен многими научными достижениями, но мы хотим рассказать о том, что делается в ИКИ за рамками прямых обязанностей — о музее, который существует при институте. Наш собеседник — недавний директор, а теперь научный руководитель ИКИ, специалист в области физики космической плазмы, физики солнечноземных связей, нелинейной динамики и исследования планет, академик РАН Лев Матвеевич Зеленый.

«Знание — сила»: Лев Матвеевич, мы находимся в Институте космических исследований РАН. Главная задача института — разнообразная научная деятельность, связанная с изучением космоса. Но мы с вами не в какой-нибудь лаборатории, мы среди многих космических аппаратов и приборов. Ясно, что это музей. С какой целью он создан? В чем его особенность? Чем он отличается от других подобных музеев?

Лев Зеленый: Вы хорошую тему затронули: к какой категории относится наш музей? Надо сказать, что космических музеев, к счастью, достаточно много. Есть, к примеру, в Москве прекрасный Музей космонавтики, где неутомимая Наталья Артюхова — директор.

«ЗС»: Знаем. Наш журнал с этим музеем тесно сотрудничал. Он рядом с метро ВДНХ, там еще высокая стела с ракетой.

Л. З.: Да. Неподалеку есть музей с более сложной судьбой — в павильоне «Космос». Есть потрясающий Музей истории космонавтики в Калуге, где Наталья Абакумова сделала просто памятник и себе, и истории космоса. Вы знаете ее? Это вообще великая женщина. Я почему это знаю? У меня дача была недалеко от Нового Иерусалима. Я часто видел разрушенный с войны монастырь, там располагался Краеведческий музей. И когда монастырь начали восстанавливать, музей выгнали. А директором тогда была Абакумова. И она добилась, чтобы там построили потрясающий музей, современный, но за территорией монастыря. И его рядом построили — сейчас это один из культурных центров Подмосковья. Там выставки очень интересные часто проходят. Это всё благодаря ей. Потом она многое сделала для музея в Калуге, превратила его в один из лучших космических музеев.

«ЗС»: Среди этих музеев существует и ваш музей. Хотя он при научном институте.

Л. З.: Наш музей с ними, естественно, конкурировать не может. У нашего изначально был лозунг: «Космическая наука: взгляд в прошлое, взгляд в будущее ». Мы хотели рассказать о прошлом нашей науки, о том, что происходит сейчас и попытаться заглянуть вперед хотя бы на 15–20 лет. Но получилось не совсем то. На этот музей нам дал деньги Юрий Сергеевич Осипов, тогдашний президент РАН. В 2007 году исполнялось 50 лет со дня запуска Первого спутника (а за два года до этого Институту исполнилось 40 лет, мы проводили много мероприятий, в том числе и выставку, но небольшую), и это хотелось отметить заметным образом. Я стал директором в 2002 году. Нам дали по тем временам довольно приличные средства. У нас была большая столовая, пустынная — мало кто туда ходил. А она занимала значительную часть первого этажа. Я договорился с профсоюзом, и мы столовой выделили другое место, поменьше. А на освободившихся двух тысячах квадратных метров сделали первую экспозицию: «Космическая наука: взгляд в прошлое, взгляд в будущее». Но это была выставка к 50‑летию Спутника, и после завершения торжеств организации, которые в ней участвовали, забрали часть экспонатов. В Академии наук в советское время существовал свой выставочный центр. И там много чего хранилось. Правда, на переходе к российскому времени там всё почти выбросили, сломали. Где-то это валялось разломанное, никому не нужное. Но это принадлежало Академии наук. Я попросил отдать нам, и тогдашний директор центра всё отдал. И у нас в институте нашлись умельцы, прежде всего хочется упомянуть Сергея Васюкова, которые вложили душу в восстановление экспонатов и в течение ряда лет их реставрировали. Поэтому у нас широко представлена советская космическая техника: луноход, аппараты для исследования Венеры, первый лунный посадочный аппарат, марсианский аппарат, различные научные спутники. Они очень хорошо представлены, потому что экспонаты уже существовали — их следовало только отреставрировать, что, конечно, было непросто. Но главным в ней, всё-таки, были не аппараты, а наука. И с этим нам уже легче было, потому что это наши приборы, которые делались в ИКИ, остались вторые экземпляры приборов, остались запасные комплекты, мы их тоже там выставили. Получилась очень успешная выставка. Юбилей прошел, а выставка осталась, потому что смысла закрывать ее не было. Она фактически превратилась в музей, поэтому надо было думать о его развитии. И тут уже дело стало более сложным, потому что любой новый экспонат денег стоит. Например, мы участвовали в проекте «Луна‑25», хотелось бы сделать полноразмерную копию аппарата, дублер которого, кстати, стоит в музее НПО им С. А. Лавочкина, но это где-то миллиона три-четыре стоит. Ну, где бюджетной организации их взять? Поэтому у нас музей получился немножко перекошенным: у него очень хорошо представлено великое советское прошлое и хуже, к сожалению, не очень великое российское настоящее. Но мы как-то стараемся отражать его: делали плакаты, иллюстрации, маленькие модели и по возможности все российские годы там представили. Все равно нашей ориентацией остается космическая наука.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как дети, честное слово Как дети, честное слово

Как изобретали детство: когда появились детские игрушки, одежда и литература

Вокруг света
Okean в океане Okean в океане

Актуальная модельная линейка Okean интересного бренда Okean Yachts

Y Magazine
За черным пнем За черным пнем

Как живут люди и овцы в австралийской пустоши

Вокруг света
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
«Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе «Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе

Сценаристки, без которых невозможно представить советское и российского кино

Forbes
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Детский плач в возрасте пяти месяцев связали с наследственностью Детский плач в возрасте пяти месяцев связали с наследственностью

Генетические факторы отвечают за 70 процентов плача

N+1
Как избежать ошибок на переговорах Как избежать ошибок на переговорах

Распространенные просчеты в оффлайн- и онлайн-переговорах и как их избежать

Inc.
Пример заразителен Пример заразителен

Как гаджеты могут стать наркотиком и почему их не стоит обвинять во всех бедах

Правила жизни
Как выбрать фотопленку? Вот почему Portra 400 для портретов, а Ektar 100 — для пейзажей! Как выбрать фотопленку? Вот почему Portra 400 для портретов, а Ektar 100 — для пейзажей!

Проверенные варианты фотопленок, которые работают в разных условиях

ТехИнсайдер
Любовь победит Любовь победит

Регина Тодоренко и Влад Топалов — о работе над проектом «Ставка на любовь»

OK!
Не выходя из машины Не выходя из машины

Необычные гаджеты, которые в разные эпохи можно было найти в автомобиле

Правила жизни
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
«Йо-хо-хо, и бутылка рома!» Кто и для чего придумал коктейли «Йо-хо-хо, и бутылка рома!» Кто и для чего придумал коктейли

Знаете ли вы, что коктейли создали те, кого в 18 веке считали неудачниками?

ТехИнсайдер
Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании» Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании»

Об актуальных профессиях и работе с молодыми специалистами

Ведомости
Город, которому нужно 20 лет Город, которому нужно 20 лет

У Саратова есть потенциал, но ему не хватает времени

Weekend
Физики объяснили радиальные полосы вокруг посадочных модулей на Луне Физики объяснили радиальные полосы вокруг посадочных модулей на Луне

Почему узоры от спускаемых На Луну космических аппаратов практически идентичны?

N+1
Пятиминутный путеводитель по видеоиграм Пятиминутный путеводитель по видеоиграм

Все о видеоиграх: кто их придумал и какими они бывают

Правила жизни
В ответе за тех, в кого вложили В ответе за тех, в кого вложили

Новый кодекс ЦБ поможет институциональным инвесторам активнее влиять на компании

Ведомости
Легенды со стрелками: 7 знаменитых часов в мире Легенды со стрелками: 7 знаменитых часов в мире

О десяти самых знаменитых часах, расположенных в разных частях нашего мира

ТехИнсайдер
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
«Эффект коктейля» для керамических покрытий «Эффект коктейля» для керамических покрытий

Керамика на основе карбида гафния и карбида циркония для агрессинвых сред

Наука и жизнь
Как Мишель Ся стала миллиардершей, создав компанию по производству лекарств от рака Как Мишель Ся стала миллиардершей, создав компанию по производству лекарств от рака

Как Мишель Ся стала одной из богатейших self-made-женщин в здравоохранении

Forbes
Это что за лабубу? Это что за лабубу?

Какие игрушки выбирают дети и почему

Новый очаг
Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Гендиректор МАМТа — о миссии театра, лидерстве и ценностях для нового поколения

Ведомости
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре

Каким был длинный и богатый маршрут русского мата

Maxim
Робособаку научили карабкаться по стенам враспор Робособаку научили карабкаться по стенам враспор

Как инженеры научили робособаку научили эффективно двигаться по вертикали

N+1
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Новое исследование развеивает мифы о холестерине в яйцах Новое исследование развеивает мифы о холестерине в яйцах

Как пищевой холестерин и насыщенные жиры влияют на уровень «плохого» холестерина

ТехИнсайдер
Открыть в приложении