Ошибка выжившего: как Москва искажает представление о счастье и бесконечно производит зависть

Как пел живой классик Navai, «Москва тебя испортила, город порока». И правда, восприятие столицы как места, которое искажает представление о реальности, только крепнет. Житель любого региона подтвердит: узнать москвича очень легко по завышенным ожиданиям, извращенному восприятию денег, мешкам под глазами и печати тоски на лице. Контент-директор агентства PromoAge Влад Фельдман рассуждает, как Москва сделала потребление культом, за сколько счастье можно купить и почему всем это сделать все-таки не удастся.
Не самый счастливый город
Москва — довольно трудный для адаптации город, особенно если говорить о деньгах и работе. Так, три четверти жителей города не очень довольны своими зарплатами. С одной стороны, это может говорить об амбициозности, но с другой — о некотором разрыве между самооценкой и оценкой со стороны работодателя.
Ожидаемо, чем выше у человека зарплата, тем больше денег для счастья ему нужно. К примеру, тот, кто получает 50 тыс. рублей, считает счастьем 173 тыс., а обладатель зарплаты 100 тыс. почувствует себя удовлетворенным жизнью, когда подберется к 300 тыс.
Так или иначе, если учесть, что больше 200 тыс. рублей получают порядка 0,5% населения всей страны и большая часть этих людей живет в Москве, ситуация со счастьем складывается довольно тяжело. Неслучайно каждый пятый москвич называет себя неудачником.
Потребление как универсальный измеритель
Что такое счастье — вопрос довольно философский. Большинство ответит, что это здоровье близких и любовь, — и, кажется, немного слукавит. По крайней мере, завидуют люди в массе своей вовсе не здоровью дедушки соседа, а деньгам сына маминой подруги. В зависти признается каждый третий россиянин от 18 до 34 лет, причем чаще всего это москвичи и петербуржцы.
Известное исследование лауреатов Нобелевской премии Даниэля Канемана и Ангуса Дитона говорит, что зависимость «+Х денег = +У счастья» верна только до определенного уровня. А именно — примерно до $6 тыс. в месяц. После этой отметки рост дохода на это ощущение такого заметного влияния уже не оказывает. Оно и понятно: примерно на этом уровне человек уже может обеспечить себе крайне комфортный быт, путешествия и дорогие покупки, некоторые не сразу, но все-таки.
Вопрос в другом. Получается, что счастье — это все-таки про возможность покупать еду, одежду, услуги, автомобили, квартиры. Больше того, потребление становится своего рода способом социализации и идентификации себя в обществе. Грубо говоря, ты то, что ты потребляешь. А всем нам (ну или почти всем) хочется быть чуточку лучше, чем мы есть на самом деле.