Культовый «Список Шиндлера» выглядит предупреждением, а не эпитафией

ДилетантСобытия

Список против системы

Тридцать лет спустя «Список Шиндлера» выглядит предупреждением, а не эпитафией.

Илья Кабанов, metkere.com

Оскар Шиндлер был одним из наименее вероятных кандидатов в герои и праведники. В октябре 1939 года он перебрался в оккупированную Польшу с простой целью — разбогатеть. Природное обаяние, сдобренное взятками, позволяет ему открыть фабрику по производству эмалированной посуды — с разрешения, разумеется, местного нацистского начальства.

Вскоре Шиндлер находит партнёра: Ицхак Штерн обеспечивает ему связи с инвесторами — евреями, которые по расовым законам не могут легально работать. От совместного бизнеса выигрывают не только предприниматели: Штерн заполняет фабрику рабочими из гетто, для которых работа становится буквально спасательным кругом, — ведь по нацистской логике «полезного еврея» сложнее убить.

Тем временем истинный ариец Шиндлер наслаждается приобретённым статусом. Жизнь удалась: у него есть и деньги, и влиятельные друзья в погонах. Война — двигатель торговли, небезосновательно утверждает он.

Иллюзия рушится, когда в город, словно всадник Апокалипсиса, приезжает офицер СС Гёт. Он воплощает банальность зла: крошечный винтик системы, которого безграничная власть лишает человечности. Он выселяет евреев из Краковского гетто в концлагерь Плашов, устраивая в процессе жуткую резню. Шок от наблюдения за бойней кардинально меняет Шиндлера: из капиталиста он превращается в гуманиста, из свидетеля — в спасителя.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении