Гибель «Титаника»: русское эхо трагедии
В ночь на 15 апреля 1912 года в Северной Атлантике, более чем в 600 километрах к юго-востоку от острова Ньюфаундленд, в результате столкновения с айсбергом затонул в то время крупнейший в мире пароход «Титаник». Из более 2200 пассажиров и членов экипажа погибло 1496 человек. Это событие стало одной из крупнейших морских катастроф мирного времени.

Вслед за мировой прессой российская пишущая братия внесла свой вклад в отражение этой мировой сенсации и одновременно в копилку многочисленных мифов, окружавших катастрофу «Титаника». Уже 3 (16) апреля 1912 года газета «Новое время» спешно проинформировала читателей о произошедшей трагедии: «Получено известие о гибели парохода “Titanic” общества White Star у мыса Рэс (?). “Titanic”, наскочив на ледяную глыбу, спустя полчаса затонул. Женщины приняты на спасательные шлюпки».
Затем газетные сообщения стали стремительно нарастать подобно снежному (а в данном случае — ледяному) кому. В основном они лишь пересказывали информацию, чаще всего непроверенную или просто ошибочную, из различных англо-американских источников. Так, московское «Русское слово» писало в те дни: «Из Нью-Йорка телеграфируют следующие подробности катастрофы: “Титаник”, шедший со скоростью 20 узлов в час, врезался в ледяную гору (само слово “айсберг” в русской печати того времени практически отсутствует. — А. К.) с такой силой, что глыбы льда, засыпавшие его палубу, едва не опрокинули судно. От этого ужасного столкновения лопнули все непроницаемые переборки внутри парохода. Вода наполнила трюм; большая часть спасательных лодок и катеров при столкновении была разбита».
Обложку московского иллюстрированного еженедельника «Огонёк» № 16 от 14 (27) апреля украсили фотопортреты погибших при катастрофе майора Арчибальда Батта, старшего радиста Джорджа Филлипса и Джона Астора с супругой, внутри содержались любопытные данные, в частности, что «одних бриллиантов на судне было на 10 миллионов рублей». Однако не обошлось и без заключительной эффектной фразы: «Смит (английский морской офицер, многолетний капитан пароходной компании “Уайт Стар Лайн”; первый и единственный капитан лайнера “Титаник”, погиб вместе с судном. — А. К.) хотел побить рекорд скорости и не послушался предостережений о ледяных горах. В момент гибели судна он застрелился (!)».

К различным мифам о судьбе капитана Смита мы ещё вернёмся, а здесь отметим, что «Огонёк» вновь обратился к трагедии «Титаника» в двух последующих номерах. Она нашла отражение и в других иллюстрированных изданиях. В частности, «Наше время», приложение к «Петербургской газете», в № 17 от 19 апреля 1912 года на второй странице опубликовало материал под заголовком «Трагедия “Титаника”», где были помещены рисунки спуска шлюпок с борта гибнущего парохода и погружающегося в воду носом судна.

Катастрофа лайнера вызвала сочувственную реакцию официальных властей Российской империи. По сообщениям газеты «Санкт-Петербургские ведомости», 6 (19) апреля министр торговли и промышленности Сергей Тимашев отправил британскому министру торговли телеграмму: «Поражённый известиями об ужасном морском несчастии, лишившем английский торговый флот одного из лучших его судов и сопровождавшемся гибелью стольких человеческих жизней, прошу вас, милостивый государь, принять от меня выражение глубокой скорби, вызванной этим постигшим дружественную нацию бедствием».
Вслед за министром торговли на это скорбное событие отреагировала и Государственная дума. В понедельник 9 (22) апреля на её заседании председатель Думы Михаил Родзянко сделал заявление: «Дружественная нам Англия потерпела тяжёлое испытание вследствие гибели парохода “Титаник”. По этому поводу совещанием Государственной Думы послана следующая телеграмма: “Лондон. Палата общин. Председатель и члены совещания Государственной Думы просят вас передать палате общин выражение их глубокого сочувствия по случаю трагической гибели “Титаника” и искреннее соболезнование их многочисленным жертвам этой ужасной катастрофы”».

В воскресенье 15 (28) апреля в Адмиралтейском соборе св. Спиридония прошла панихида по погибшим. Храм был переполнен, присутствовало свыше 200 человек, в их числе последний морской министр Российской империи адмирал Иван Григорович, члены Государственной думы, послы Англии и США и даже вдова адмирала Степана Макарова.
Фотографии, запечатлевшие участников траурной службы у входа в храм, поместили иллюстрированные журналы. «Едва ли кто из присутствовавших не пережил того ужаса, который был там… Необыкновенно трогательно звучало во время панихиды моление: “Об упокоении душ усопших рабов Божиих, безвременно на корабле “Титаник” погибших и в пучине морской погребённых”». Адмирал Карл де Ливрон, председатель Императорского общества судоходства, от лица присутствовавших на панихиде послал телеграммы соболезнований английскому премьер-министру Аскуиту и министру иностранных дел США Хантингтону Вильсону.

Трагическая гибель полутора тысяч людей в ледяных водах Атлантики вызвала шок у современников, ещё не знавших о грядущих ужасах Первой мировой войны и революции. Даже такая, казалось бы, далёкая от подобной тематики писательница и фельетонистка, как Надежда Тэффи, посвятила катастрофе несколько публикаций в газете «Русское слово». В одной из них она со свойственным сарказмом описала реакцию «чистой публики» на случившуюся трагедию: «Говорим о гибели “Титаника”. Везде, в театрах, если пьеса не очень интересная; в концертах, если не слишком громко поют; на званых обедах, если не слишком набит рот… Факты, которые мы передаем друг другу, неинтересны, потому, что все черпают их из одних и тех же газет».