Как развиваться в сфере автотуризма и как здесь может встроиться МСП

Inc.Бизнес

«Эти два года станут для автотуризма переломными». Как заработать в одном из самых перспективных направлений для бизнеса

Текст: Елизавета Пикулицкая

1360-x-900_Andrej-Artyuhov.jpg
Фото: предоставлено Андреем Артюховым

В США автотуризм — индустрия в $140 млрд, которая поддерживает 680 тыс. рабочих мест. России, где территория в два раза больше, до этого далеко — из-за недостаточно развитой инфраструктуры. При этом, по данным ВЦИОМ, пока треть россиян уже путешествуют на машине, еще около половины этого точно хотят. Находить болевые точки отрасли и превращать их в источники дохода помогает предпринимателям Национальный союз профессионалов индустрии кемпингов и автомобильного туризма (НСПКА). О том, как развиваться отрасли и как здесь может встроиться МСП, «Инк» поговорил с экспертом Национального союза профессионалов индустрии кемпингов и автомобильного туризма Андреем Артюховым.

— Какие бизнес-модели существуют внутри такого направления, как автотуризм?

— Структура автотуризма многогранна. Это собирательное понятие, которое включает достопримечательности как цели путешествий, а транспорт — как средство их достижения. Причем транспорт — это не только легковые автомобили, но и самодельные и переоборудованные микроавтобусы, специализированная техника и легковые автомобили, приспособленные для ночевки и комфортных путешествий.

По статистике, около 20 млн семей в России путешествуют на автомобилях. По данным ВЦИОМ, 56% предпочитают активный отдых на природе. Это более 10 млн семей. 70% всех отпусков приходятся на лето, поэтому спрос концентрируется в этот период.

Направления, которые включают в себя автотуризм, следующие.

  • Места остановки туристов: отели, базы отдыха, мотели, кемпинги.
  • Оборудование для кемпингов — модульные строения и аксессуары.
  • Товары: аксессуары, мебель, аккумуляторные фонарики, зарядные станции, генераторы и непосредственно сами аккумуляторы.

Все перечисленное относится к сектору малого и среднего предпринимательства и составляет основу автотуристической индустрии.

— Можно ли сегодня говорить о растущем тренде на автотуризм?

— Мы начали вести аналитику с 2018 года — тогда 50–60% россиян путешествовали на автомобиле. После пандемии резко вырос внутренний поток, ведь границы закрылись. Для многих это оказалось неожиданностью: множество людей раньше выезжали за границу, включая караванеров. До пандемии владельцы автодомов перемещались внутри России только на короткие выходные, а в длинные отпуска уезжали за границу. Сейчас такой возможности нет и трафик внутри страны стал заметнее.

Пандемия изменила структуру спроса. Люди стали выбирать индивидуальные поездки или путешествия в малых группах — две-три семьи по интересам.

Перечислю главные запросы, которые появились за последние три-четыре года.

В первую очередь, это тренд на самодеятельные путешествия. Правда, пока не все туроператоры перестроились под это: часто программы, ориентированные на групповой и образовательный туризм, адаптированы для школьных групп и редко учитывают спрос на индивидуальные или семейные поездки. Но в этом направлении уже идет трансформация.

Кроме того, увеличилось число семейных путешественников и тех, кто путешествует с домашними животными.

Вырос интерес к отдыху на природе и такому направлению, как образовательный туризм. То есть сейчас люди едут, чтобы чему-то научиться, например погрузиться в сельскую жизнь и жить не в деревне, а в кемпинге. Востребованы мастер-классы — не как развлечение, а как способ освоить новое ремесло.

Также существует спрос на ретриты — выезды для перезагрузки вдали от цивилизации. Но этот запрос требует развития современной кемпинговой инфраструктуры. По нашим данным, сегодня он удовлетворен примерно на 30%.

— Какой процент автотуристов выбирает кемпинг как способ размещения?

— По опросам ВЦИОМ, отдых на природе выбирают 56–60% автотуристов. Это стабильные данные с большой выборкой. Кемпингов явно не хватает, и сегодня это самый перспективный сектор для развития малого и среднего предпринимательства.

Дело в том, что кемпинги использовать сложно, — их мало, и они заняты даже в будни. Когда ВЦИОМ задает вопрос о выборе кемпинга, процент низкий именно из-за дефицита. Большинство регионов продвигают собственные маршруты, но, приехав, туристы не находят комфортных условий. В результате — съемное жилье или дикая природа. Это увеличивает нагрузку на экосистему и снижает экономическую эффективность региона.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продажи в офлайне: 8 приемов коммуникации с клиентом Продажи в офлайне: 8 приемов коммуникации с клиентом

Gростые техники продаж, которые помогают вести доверительный диалог

Inc.
Путешествия Мандевиля Путешествия Мандевиля

Выдуманные странствия: как Джон Мандевиль создал средневековый фейк

Дилетант
31 млн машин. Как Китай завоевал мировой авторынок и при чем тут Россия 31 млн машин. Как Китай завоевал мировой авторынок и при чем тут Россия

Как китайскому автопрому удалось добиться мирового господства

РБК
Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

Forbes
Вся правда о холестерине Вся правда о холестерине

Что на самом деле вызывает заболевания сердца и сосудов

kiozk originals
Пластиковый мусор в гнездах стал смертельной ловушкой для аистят Пластиковый мусор в гнездах стал смертельной ловушкой для аистят

Как пластиковый мусор в гнездах вредит потомству белых аистов

N+1
Болванчик из бейсбола: как фигурки-сувениры приносят миллионы командам МЛБ Болванчик из бейсбола: как фигурки-сувениры приносят миллионы командам МЛБ

Бейсбол: уникальная субкультура и сумасшедший спрос на фигурки

Forbes
Как банкротиться честно: риски фиктивного банкротства ИП Как банкротиться честно: риски фиктивного банкротства ИП

Как пройти банкротство по-честному и не разрушить себе жизнь

Inc.
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
«О, тепленькая пошла» «О, тепленькая пошла»

В какой части Арктики лед тает быстрее

Санкт-Петербургский университет
Болит слева, но не сердце! Болит слева, но не сердце!

Боль в груди: сердечные и несердечные причины – как различить?

Здоровье
Билет в будущее Билет в будущее

Что такое целевое обучение и почему оно может стать трамплином в карьере

Лиза
«Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами «Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами

Как молодые взрослые ищут баланс между тратами и накоплениями

РБК
ИИ выходит на работу ИИ выходит на работу

Знание ИИ — новый стандарт на рынке труда

Ведомости
Ценить свой труд: как Шарлотта Гилман призывала женщин к экономической независимости Ценить свой труд: как Шарлотта Гилман призывала женщин к экономической независимости

Как Шарлота Гилман боролась за женскую свободу вне домашних стен

Forbes
Лайфхак, как быстро вернуть вещь, которую вы потеряли Лайфхак, как быстро вернуть вещь, которую вы потеряли

Чек-лист для быстрых и успешных поисков потерянной вещи

Maxim
Я хочу сыграть в кешбэк Я хочу сыграть в кешбэк

Как банки влияют на поведение своих клиентов через кэшбек и игровые механики

Монокль
В сети жалуются на укачивание в электромобилях: вот почему это происходит даже с теми, кто не страдает кинетозом В сети жалуются на укачивание в электромобилях: вот почему это происходит даже с теми, кто не страдает кинетозом

Почему в электромобилях укачивает даже людей с развитым вестибулярным аппаратом?

ТехИнсайдер
Как Мишель Ся стала миллиардершей, создав компанию по производству лекарств от рака Как Мишель Ся стала миллиардершей, создав компанию по производству лекарств от рака

Как Мишель Ся стала одной из богатейших self-made-женщин в здравоохранении

Forbes
Самый научный и логичный в мире: 10 фактов о корейском алфавите Самый научный и логичный в мире: 10 фактов о корейском алфавите

Хангыль: самый простой, логичный и необычный алфавит мира

ТехИнсайдер
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Курс «Страны чистых»: стоит ли бояться ядерной дубинки Пакистана Курс «Страны чистых»: стоит ли бояться ядерной дубинки Пакистана

Исламабад выбрал гибкую внешнюю политику

Монокль
Светлое темное будущее Светлое темное будущее

Электроземледелие — технология, которая обещает обеспечить пищей человечество

ТехИнсайдер
Самые крупные землетрясения в истории СССР и России Самые крупные землетрясения в истории СССР и России

Землетрясения, которые лишили крова тысячи людей в СССР и России

Maxim
Холсты за миллионы долларов: самые дорогие картины отечественных художников Холсты за миллионы долларов: самые дорогие картины отечественных художников

О самых дорогих картинах, вышедших из под кистей российских мэтров живописи

ТехИнсайдер
Такой бал Такой бал

Как устроить бал выпускнику даже там, где это кажется невозможным

Новый очаг
Новые времена Новые времена

Изменения, которые произошли в мире технологий за последние 25 лет

Правила жизни
Как стресс влияет на кожу и как с этим бороться Как стресс влияет на кожу и как с этим бороться

Чем опасна повышенная тревожность для нашего внешнего вида

Правила жизни
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
Открыть в приложении