Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

ForbesОбщество

Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Владимир Боруцкий, Егор Старшов

Казань лидирует за счет наличия скоростных маршрутов разных видов транспорта — метро (на фото), трамвая, автобуса и троллейбуса (Фото Максима Богодвида / РИА Новости)

Если вам скажут, что Казань и Белгород в лидерах по скоростному общественному транспорту (СОТ), а Санкт-Петербург лишь на третьем месте, то это не ошибка и не провокация. Таков результат исследования, проведенного консалтинговой компанией Arthur Consulting совместно с Центром устойчивого развития территорий ВШМ СПбГУ. Но чтобы понять, как так вышло, давайте сначала разберемся, почему традиционные решения больше не работают, предлагают в колонке для Forbes партнер Arthur Consulting Владимир Боруцкий, ассистент кафедры Государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ Егор Старшов и менеджер проектов Arthur Consulting Светлана Торопова.

Машин больше — пробок больше

Во многих российских городах до сих пор преобладает логика: пробки — строим развязки. Однако опыт крупнейших мегаполисов от Лос-Анджелеса до Москвы показывает: расширение дорог не избавляет от транспортных заторов. Скорее наоборот, приводит к росту автомобилизации, снижению доли общественного транспорта и, как следствие, еще большим пробкам. Получается замкнутый круг, он известен как парадокс Доунса — Томсона. За последние десять лет уровень автомобилизации в городах России вырос на 18%, а пробки стали нормой практически повсеместно.

Москва: уникальный успех

Москва первой осознала ограниченность «дорожного» пути еще в 2010-х. Город сделал ставку на скоростной общественный транспорт — метро, МЦК, трамваи и BRT-коридоры (Bus Rapid Transit — скоростные автобусные маршруты с выделенными полосами, приоритетом на светофорах и высокими платформами). В совокупности с ужесточением парковочной политики это позволило остановить рост количества автомобилей и сохранить управляемость городского трафика. По данным «Московского транспорта», доля поездок на личных авто в городе за последние семь лет стабилизировалась, а в некоторые годы даже снижалась.

А как быть остальным?

Многие города стремятся копировать московский подход. Но плотность населения и бюджетные возможности в регионах сильно отличаются от московских. Масштабные подземные проекты для них зачастую нерентабельны. Зато есть другой путь: развитие скоростных автобусных маршрутов, троллейбусов, электробусов и трамваев. Они быстрее и дешевле в реализации. В Белгороде, к примеру, создание автобусного коридора с выделенной полосой и приоритетом на светофорах позволило добиться стабильных интервалов и снизить среднее время поездки почти на 20%.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год

Роль в развитии Карлоса Алькараса его агента и умении располагать к себе фанатов

Forbes
Любви все возрасты покорны Любви все возрасты покорны

Встретить свою судьбу можно и после 60 лет: история Светланы Черновой

Лиза
Почему интернет перестает быть свободным и переходит к гиперконтролю Почему интернет перестает быть свободным и переходит к гиперконтролю

Какой будет новая этика для мессенджеров в условиях гиперконтроля интернета

Forbes
Любовь победит Любовь победит

Регина Тодоренко и Влад Топалов — о работе над проектом «Ставка на любовь»

OK!
«Это просто лютеиновая фаза»: как на самочувствие женщин влияет менструальный цикл «Это просто лютеиновая фаза»: как на самочувствие женщин влияет менструальный цикл

Что на самом деле происходит с женским организмом во время цикла?

Forbes
Как появилась Вселенная? Ответ может скрываться в водах Байкала Как появилась Вселенная? Ответ может скрываться в водах Байкала

Ключ к разгадке сотворения Вселенной может находиться в глубинах Байкала

ТехИнсайдер
Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт» Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт»

Александра Анатольевича все в Театре сатиры называли просто Шурой

Коллекция. Караван историй
ИИ выходит на работу ИИ выходит на работу

Знание ИИ — новый стандарт на рынке труда

Ведомости
Ценить свой труд: как Шарлотта Гилман призывала женщин к экономической независимости Ценить свой труд: как Шарлотта Гилман призывала женщин к экономической независимости

Как Шарлота Гилман боролась за женскую свободу вне домашних стен

Forbes
Ловушка для звёзд Ловушка для звёзд

У нас под ногами часто разбросаны сокровища, но мы их не замечаем

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Все это было чудом» «Все это было чудом»

«Союз» — «Аполлон»: пример того, что космос возможен как зона сотрудничества

Монокль
Известный по единственному крылу вид козодоев оказался гибридом Известный по единственному крылу вид козодоев оказался гибридом

Как ученые раскрыли одну из главных орнитологических загадок спустя 35 лет

N+1
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Оцелоты подружились с опоссумами Оцелоты подружились с опоссумами

На чем держится межвидовая дружба между опоссумами и оцелотами?

N+1
Как Сатурну удается сохранять такие ровные кольца Как Сатурну удается сохранять такие ровные кольца

Сатурн: откуда у него кольца и почему они всегда на своем месте

Maxim
Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках

Как российская компания может добавить значимых отличий своему ассортименту

Forbes
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Квас vs кефир Квас vs кефир

Окрошка: история и секреты любимого освежающего русского супа

Лиза
Стукнул чужое авто на парковке, оставил телефонный номер и уехал: можно ли так поступить Стукнул чужое авто на парковке, оставил телефонный номер и уехал: можно ли так поступить

Можно ли покинуть место ДТП, оставив записку с телефонным номером?

ТехИнсайдер
Обман памяти Обман памяти

Как формируются ложные воспоминания?

Санкт-Петербургский университет
Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности

Физики изготовили трансмонные кубиты из напыленной пленки ниобия

N+1
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины

Как мошенники маскируются под персонал СТО

РБК
На смену выходят роботы На смену выходят роботы

Как работают нацпроекты технологического лидерства

Эксперт
Замедлись и живи Замедлись и живи

Как перестать жить в режиме автопилота: 10 практик осознанности

Лиза
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
«Эти два года станут для автотуризма переломными». Как заработать в одном из самых перспективных направлений для бизнеса «Эти два года станут для автотуризма переломными». Как заработать в одном из самых перспективных направлений для бизнеса

Как развиваться в сфере автотуризма и как здесь может встроиться МСП

Inc.
Стальной характер Стальной характер

Тандем камня, металла и искусства в невероятных апартаментах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении