ИИ выходит на работу
Уже скоро ИИ-навыки потребуются почти каждому квалифицированному российскому работнику. Первым о найме на работу только тех кандидатов, кто владеет ИИ-инструментами, объявил «Сбер»

Сбербанк намерен нанимать на все ключевые позиции только кандидатов с базовыми знаниями искусственного интеллекта (ИИ). Об этом «Ведомостям» рассказал представитель самой финансовой организации. По его словам, такие требования становятся обязательными еще и для всех действующих сотрудников. Исключение будет сделано только для тех, у кого специфика работы не связана с использованием данного инструмента, – уборщиков и грузчиков, например.
«Мы видим, что сотрудники, которые владеют этими технологиями, демонстрируют более высокую производительность», – объясняет такое решение первый заместитель предправления Сбербанка Александр Ведяхин. По его словам, если 30 лет назад в резюме часто встречалась фраза «уверенный пользователь ПК», то сегодня требуются уже уверенные пользователи ИИ. Об этом же говорят и другие опрошенные «Ведомостями» эксперты.
Еще в 2023 г. сервис «Авито работа» обратил внимание, что компании стали указывать владение ИИ в вакансиях в 7,8 раза чаще, чем годом ранее. А в прошлом году число вакансий с таким требованием выросло еще в 4 раза год к году. В мае 2025 г. hh.ru сообщал, что только за один месяц на площадке было опубликовано более 3000 вакансий с требованием владения ИИ. Чаще всего этот навык упоминался в сфере маркетинга, информационных услуг и искусства (2300 вакансий).
От банкиров до ритейлеров
Сегодня ИИ планомерно внедряется во многих сегментах – финансах, ритейле, маркетинге, продажах, говорит руководитель практики «Товары народного потребления Ancor Recruitment Анна Субботина. По ее наблюдениям, если речь идет не об IT-специалистах, никаких особых дипломов от кандидата не требуют. ИИ сегодня нужен в работе для автоматизации рутинных процессов, анализа больших данных, прогнозирования решений, составления аналитических отчетов – он ускоряет работу и снижает число ошибок, добавляет операционный директор HR-холдинга Ventra Лусине Абгарян. По ее наблюдениям, самый высокий спрос на такие умения в IT-сфере и аналитике, здесь, наоборот, нужны довольно глубокие познания.
Руководитель Института искусственного интеллекта ИТМО Александр Бухановский делит навыки владения ИИ на три основные группы. Первая – самая базовая – мягкая (AI Soft Skills). Здесь предполагается умение пользоваться текстовым редактором или составлять презентации. Это может освоить любой человек, имеющий базовую компьютерную грамотность.
Вторая группа – расширенные предметные навыки, когда ИИ применяется для конкретных профессиональных задач и помогает, например, химику интерпретировать молекулярные структуры или математику выбирать пути доказательства. Здесь знание технологии должно быть увязано с предметной спецификой. Наконец, третья группа навыков – это компетенции как минимум уровня квалифицированного заказчика, который действительно понимает, как работают системы ИИ. Такие специалисты могут не только эффективно использовать ИИ, но и формулировать требования к созданию новых систем или развитию их новых функций под свои задачи.
Представитель Сбербанка подтверждает, что группа собирается предъявлять различные требования в сфере владения ИИ к сотрудникам разного уровня и профессий. Для специалистов, работающих с клиентами, необходимо иметь способность применять эту технологию для повседневных задач.