Школа для элиты: как выпускник Оксфорда зарабатывает на обучении детей миллионеров
Еще в школе Александр Таратута решил, что лучший способ создать себе имя — получить престижное образование. Собственный опыт подготовки и поступления в Оксфорд он сумел превратить в бизнес, который приносит почти 360 млн рублей выручки в год

«В 16 лет я осознал, что, окончив с отличием один из топ-вузов мира, получу карт-бланш на первое впечатление в абсолютно любой тусовке», — заявляет 29-летний Александр Таратута. Будучи студентом Оксфорда, он начал готовить к поступлению в зарубежные вузы и школы учеников из богатых семей. Увидев спрос на подобные услуги, Таратута запустил проект EdEra School. В 2024 году его компания заработала 360 млн рублей выручки и более 200 млн рублей прибыли. Среди ее клиентов — топ-менеджеры и владельцы крупных компаний, а среди партнеров — известные бизнес-клубы и банки, обслуживающие состоятельных людей.
Математик с амбициями
Александр Таратута вырос в Москве в семье поэта, прозаика и актера Сергея Таратуты и банкира Ирины Подороги, которая занимала руководящие должности в ВТБ и Газпромбанке. «Мама мне дала хороший старт в плане воспитания и образования, — говорит Таратута. — Поэтому я очень хотел в этой жизни состояться».
Подорога много ездила по миру и часто брала с собой сына. В одном из путешествий мальчик сыграл в шахматы с женщиной-гроссмейстером, которая отметила его математические способности. После этого мать предложила сыну подумать о поступлении в физмат-школу. Так, 7-й класс Таратуты начался в лицее «Вторая школа», который считается одним из ведущих в России. Учеба ему давалась не просто: «Первый год я был скорее аутсайдером», — вспоминает он. Мама сына поддерживала, и в свободное время школьник разбирался с тем, что не схватывал сразу. В итоге он перестал отставать и даже начал участвовать в олимпиадах и получать за них грамоты и призовые места.
Таратута хотел «состояться в жизни» и поэтому решил поступать в Оксфорд. Трехлетнее обучение на математическом факультете вместе с расходами на проживание, питание, перелет и прочее стоило около $100 000 — родители готовы были покрыть эти расходы. Семья также рассматривала Кембридж, Массачусетский технологический институт, Стэнфорд и другие университеты.
Девятиклассником Таратута вместе с матерью обошел 10 агентств, которые помогают школьникам поступать в зарубежные вузы, и ни одно предложение их не устроило. Учеников сопровождали те, кто не учился в лучших зарубежных университетах, а при подборе программ в агентствах предлагали вузы второго и третьего эшелонов, платившие компаниям за поступивших студентов. Поэтому Таратута готовился самостоятельно.
Последние два года в школе он осваивал британскую программу среднего образования A-level, которую признают университеты многих стран, и посещал для этого групповые занятия в одном из московских экзаменационных центров, а также готовился к тесту для приема в американские вузы SAT (аналог ЕГЭ). В итоге по четырем из пяти предметов из A-level (математике, углубленной математике, физике и русскому, кроме французского) Таратута получил высший балл, в общем SAT набрал 2100 из 2400 баллов, ЕГЭ по английскому, русскому и географии сдал на 90+ баллов, а по физике и математике ему засчитали 100 баллов из-за участия в олимпиадах.
Выпускник подал документы в 48 зарубежных вузов, 27 из них были готовы его принять. Такое количество он объясняет желанием перестраховаться из-за не самых лучших результатов SAT. Однако ни в один университет попасть не удалось: Таратуте дважды отказывали в студенческой визе, не объясняя причин. Поэтому он учился в России: сначала в МФТИ, в котором за год успел разочароваться, а потом в МГУ. Попытки поступить за рубеж Таратута при этом не оставил: в 2016 году, снова сдав вступительные и получив наконец визу, он переехал в Оксфорд.

Поворотная сделка
Интерес к коммерческой деятельности у Таратуты с детства: в шестом классе он продавал самодельные луки для стрельбы. Посетителям московских парков предлагалось пострелять по мешкам с пенопластом, и некоторые из них потом покупали снаряжение. Затраты на материалы были небольшими — до 10% от конечной стоимости в 5000 рублей. Деньги школьник брал из личных сбережений. За полгода он заработал около 100 000 рублей.
Во время учебы в Оксфорде Таратута тоже организовал небольшое дело — готовил учеников из своего лицея и других школ к поступлению в зарубежный вуз. Час занятия стоил $150−200. Вдобавок, он привлекал для репетиторства знакомых по университету. При этом брал с учеников $100−150 в час, преподавателям выделял $40−50.
Между триместрами Таратута приезжал домой и рассказывал об опыте поступления в Оксфорд в своем лицее и других школах. На одной из таких встреч он познакомился с десятиклассником из состоятельной семьи, который тоже хотел поступить в британский вуз (его имя и фамилию предприниматель не называет). Таратута взял его в ученики: вел ему занятия по математике, в том числе углубленной, и физике, которые входят в программу A-level, помогал с мотивационными письмами и креативными эссе, а также с рекомендациями. За год парень освоил всю программу, сдал экзамены и поступил в Оксфорд, а предприниматель заработал около 6 млн рублей.