Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – силаИстория

Весна императора

Александр Голяндин

Он был эгоистом и циником, которого гнало вперед его непомерное честолюбие, ну а его инстинктивное стремление первенствовать вкупе с его проницательным, великолепным умом превратило его в настоящего политического хищника, который со звериной яростью добивался власти, чтобы быть вожаком, вождем – этого необъятного стада робких, послушных животных, раболепствовавших перед ним. Всех, кто стоял у него на пути, он стремился прогнать со своей территории, что было, впрочем, политически не логично. Многие его враги пережили гражданскую войну, развязанную им, и в конце концов понуро вернулись в Рим, всё так же ненавидя его и в нем находя причины своих бед.

Его верные ученики и наследники, сделав выводы из его ошибок, стали сразу же расправляться со своими врагами, объявляя оных «врагами народа», что лишь укрепляло узурпированную ими власть. Их задача, впрочем, была проще. Их кумир и учитель уже создал в Риме единовластную, в перспективе тираническую систему управления государством. При нем Римская республика умерла, родилась Римская империя. У истоков этого события был он, Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.). В июле этого года исполняется 2125 лет со дня его рождения.

Портрет Юлия Цезаря. Мрамор. Эпоха Августа

Внезапный финал

Предыстория его убийства обрастала мелкими, как иглы, подробностями. Они впивались в память, но не давали возможности что-либо изменить в случившемся.

Еще живой пока диктатор, воскрешенный нашей фантазией, всё так же прогуливался по улицам города, как посетитель музея – среди статуй и стендов. И если этот гость, покинув каменное здание, выходил в конце концов в жизнь, то диктатор в финале пути достигал смерти, превращался в бессчетные изваяния, расселившиеся среди музеев и мертвых городов.

Отвратительная погода, опустившаяся на Рим накануне, была невыносима, как боль. Пасмурным, холодным предвечерьем 14 марта 44 года до новой эры Цезаря вынесли, словно гроб, из его дома, чтобы доставить на обед к давнему помощнику и другу, начальнику конницы Марку Эмилию Лепиду.

Процессия была пышной. Цезарь словно прощался с городом. Домашние рабы облачили его в пурпурную шерстяную тогу. Во всем Риме носить ее мог лишь он, великий полководец, выигравший столько битв, что ангел смерти, наверное, завидовал ему. Лавровый венок, символ императорской власти и знак всесилия, украшал его старческое чело. Ему было 55 лет, и он до смерти любил украшения, словно блудница. Свою плешь, втихомолку высмеиваемую врагами, он имел обыкновение всячески прикрывать. Тот же венок был хорош для него, пресыщенного властью, разве тем, что загораживал круг на темени, проклюнувшийся сквозь редкие волосы. Дух его был еще крепок, но тело неизбежно старело.

Меньше всего я стремлюсь тебе быть по сердцу, Цезарь:
Что мне, белый ли ты, черный ли ты человек?
Гай Валерий Катулл (пер. С. В. Шервинского)

Перед великим походом

Обед он обычно смешивал с работой. Не был исключением и этот визит к Лепиду. Диктатор ребячески болтал, прочитывал письма, что-то подписывал, с чем-то отсылал слуг. Весь Рим, прежде мучимый республиканской страстью, как болезнью, лежал теперь у него в руках, будто этот город был занятным автоматом, придуманным греческим затейником. Вся жизнь в Риме крутилась потому, что он, всевластный и обособленный, приводил ее в движение. Ему было доступно всё. Он делал несколько дел сразу: слушал и говорил, читал и писал, видел и побеждал, приходил и повелевал. Несколько слуг-секретарей всегда находились при нем, спеша выполнить указания.

Главной темой беседы с Лепидом была римская война с Парфией. Несколько лет назад ближайший союзник Цезаря, Марк Лициний Красс, был разбит парфянами и погиб. Цезарь, не прощавший врагам ни своих, ни чужих обид, намерен был одержать победу и завоевать это огромное царство, в землях которого, знаем мы, уместились бы разом Иберия, Галлия и Италия.

В поход предстояло отправиться через три дня. Это был величайший поход, который готовился римлянами. Старику Цезарю всё не давали покоя успехи македонского мальчишки Александра, который три века назад свергал царства с той же легкостью, с какой даже он, Цезарь, мог разве что опрокинуть стоявший у стены кувшин. Теперь ему предстояло, наконец, сравняться славой с этим самонадеянным греком. Цезарь уже предвидел, что отныне их имена будут всегда стоять рядом, во главе списка всех знаменитых полководцев. Возвращаясь из Парфии, – Цезарь уже обдумывал, как завершит эту выигранную войну, – он продвинется с еще не уставшей армией вдоль Дуная и присоединит к империи все тамошние земли, занятые пока варварами.

Обед у Лепида

К прибытию Цезаря собрались еще не все гости. Ожидался Марк Юний Брут, брат хозяйки, жены Лепида. Цезарь нередко прислушивался к советам Брута, но в тот вечер он не пришел – словно запропастился в зябкой, сырой тьме.

Заговорили о пустяках. Например, со стоическим спокойствием принялись болтать, какая смерть лучше, – так, словно человек, властвовавший над Римом, мог повелевать еще и над мраком смерти. По словам Светония, Цезарь и прежде желал себе «смерти внезапной и быстрой» («Божественный Юлий», 87 // «Жизнь двенадцати цезарей »). Не изменил он мнения и теперь. Из всего, что могла бы предложить жестокая к людям судьба, Цезарь, не колеблясь, выбрал то же: смерть неожиданная и внезапная. Позднее в этом разговоре увидели предвестие завтрашних бед, словно боги, играющие людьми, невзначай надоумили их поговорить и об этом, предваряя пустой болтовней неминуемую трагедию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первый митинг хунвейбинов Первый митинг хунвейбинов

«Убивайте, убивайте их!» — призывали китайские газеты…

Дилетант
В путешествие по «Сырному треугольнику» Верещагина В путешествие по «Сырному треугольнику» Верещагина

Сырный тур по России: Едимоново – Коприно – Углич

Здоровье
«Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе «Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе

Сценаристки, без которых невозможно представить советское и российского кино

Forbes
Нарыли контент Нарыли контент

Звездные фермеры, которые учат выращивать урожай и разводить скот

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Совершенствуя природу Совершенствуя природу

Личная история трансформации с помощью пластической хирургии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Burda как стиль жизни Burda как стиль жизни

Главред журнала Burda — о важности одежды и стиля в истории успеха

Лиза
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
«Все это было чудом» «Все это было чудом»

«Союз» — «Аполлон»: пример того, что космос возможен как зона сотрудничества

Монокль
Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки» Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки»

Самые яркие проекты модернизации «Оки»

ТехИнсайдер
Водородное движение Водородное движение

Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y Magazine
Не вместо, а вместе Не вместо, а вместе

Как гаджеты трансформировали некоторые профессии и что ждет их в ближайшие годы

Правила жизни
В поиске общих интересов В поиске общих интересов

Пересечение интересов США и России возможно в энергетике и климатической сфере

Ведомости
Узнайте 10 популярных ошибок, которые портят вкус вашего сэндвича! Узнайте 10 популярных ошибок, которые портят вкус вашего сэндвича!

Ошибки, которые портят даже самый свежий и вкусный бутерброд

ТехИнсайдер
Йод с молоком Йод с молоком

Производители молока и их вклад в борьбу с эндокринологическими заболеваниями

Агроинвестор
В ожидании Меркурия В ожидании Меркурия

Меркурий единственная планета Солнечной системы без атмосферы с магнитным полем

Наука и жизнь
«Человек собаке друг, это знают все вокруг»: 10 знаменитых собак-героев «Человек собаке друг, это знают все вокруг»: 10 знаменитых собак-героев

10 псов, которые заметно отличились и вошли в историю

ТехИнсайдер
«Это просто лютеиновая фаза»: как на самочувствие женщин влияет менструальный цикл «Это просто лютеиновая фаза»: как на самочувствие женщин влияет менструальный цикл

Что на самом деле происходит с женским организмом во время цикла?

Forbes
Биометрия без «дублера» незаконна Биометрия без «дублера» незаконна

Полным ходом идет внедрение биометрии. Однако, лишение свободы выбора незаконно

Монокль
История профессора Либреску! Он пережил Холокост и пожертвовал собой при стрельбе в университете История профессора Либреску! Он пережил Холокост и пожертвовал собой при стрельбе в университете

История профессора Ливиу Либреску — это не просто рассказ о героизме

ТехИнсайдер
Диета карнивор Диета карнивор

Что будет с организмом, если есть только мясо

Лиза
«Если я выйду из соцсетей и сконцентрируюсь, то немедленно «Войну и мир» напишу» «Если я выйду из соцсетей и сконцентрируюсь, то немедленно «Войну и мир» напишу»

Александр Цыпкин многим известен прежде всего как автор «БеспринцЫпных чтений»

OK!
Экологическая модернизация Экологическая модернизация

Как разные страны переосмысливают управление органическими отходами

Агроинвестор
Мой первый Мой первый

Рано или поздно это произойдет: повзрослевший ребенок откроет мир любви

Psychologies
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Будет не жирно? Будет не жирно?

Какой вклад в борьбу с ожирением могут внести производители продуктов питания

Агроинвестор
Вам и не снилось Вам и не снилось

Каким было время, когда снимался легендарный фильм «Вам и не снилось»

Лиза
Нет денег – нет детей Нет денег – нет детей

Почему продолжается снижение уровня рождаемости в мире?

Ведомости
Где есть Где есть

Где и чем вкусно кормят в Петербурге

СНОБ
Ольга Дибцева: «Жизнь одна — играй сейчас» Ольга Дибцева: «Жизнь одна — играй сейчас»

Ольга Дибцева о том, почему никогда не сыграет жестокость к детям

Караван историй
«Меняются материалы, а круг образов всегда один» «Меняются материалы, а круг образов всегда один»

Художник Борис Кочейшвили — о том, что рай — это состояние

Weekend
Открыть в приложении