Розница в России: как справиться с кризисом и что будет с брендами?

МонокльБизнес

«Нет на свете страны, где нет магазинов»

Розничная компания Inventive Retail Group расширяет сеть мультибрендовых магазинов и продолжает активно развивать собственные торговые марки. При этом, как и раньше, ее главная цель — предлагать потребителям продукты, формирующие современный стиль жизни

Лина Калянина

Президент и управляющий партнер Inventive Retail Group Тихон Смыков: «Надо
делать свои российские бренды». Олег Сердечников

Вряд ли какая-либо еще российская розничная компания имеет такую бурную историю развития, как Inventive Retail Group. Все началось в 2005 году с открытия первого в Москве магазина техники Apple в торговом центре «Атриум». Через год проект был переименован в re:Store и за следующие 15 лет превратился в крупнейшую в мире сеть Apple Premium Reseller. В 2009 году в компанию вошли три новые сети: Sony Centre, Nokia и Lego. В 2011 году появилось еще два новых проекта: Samsung и Nike. В 2014-м был заключен эксклюзивный контракт с испанским производителем украшений ручной работы UNOde50 и осуществлен запуск собственного проекта мультибрендовых магазинов кроссовок и кед под брендом Street Beat. В 2019 году группа объявила о начале сотрудничества с брендом The North Face, в 2020-м — с брендом Xiaomi. В итоге в портфеле компании стало четыре сети по продаже спортивных товаров и три сети по продаже электроники. Вскоре, после поглощения компании «А3 Спорт», Inventive Retail Group стала владеть самой большой в России монобрендовой сетью магазинов Nike.

Однако ставка на предложение качественных товаров от международных брендов на российском рынке, или, как компания определяет свою миссию, «давать россиянам лучшие продукты для современного стиля жизни», болезненно отразилась на бизнесе группы после начала событий 2022 года, когда многие международные бренды ушли с российского рынка. Inventive Retail Group была вынуждена перестраивать свой бизнес. Компания закрыла сеть Nike и запустила новую сеть «Мир кубиков» на месте магазинов Lego. Был запущен ретейл-проект Hiker — сеть мультибрендовых магазинов одежды, обуви и аксессуаров для активного отдыха на природе. В 2023 году компания открыла сеть спортивных товаров Amazing Red и провела ребрендинг своей старейшей сети re:Store.

Перестроить бизнес, найти новых партнеров Inventive Retail Group удалось довольно быстро, и в прошлом году продажи компании вновь начали расти. Но возникла новая проблема: резкое падение спроса на товары и услуги в стране с осени прошлого года, и справиться c этим российским розничным компаниям пока не удается.

О том, как российская розница переживает кризис, каковы перспективы российских брендов и что будет, если глобальные бренды решат вернуться на российский рынок, «Монокль» поговорил с Тихоном Смыковым. Он работает в компании с начала ее основания, прошел путь от руководителя отдела продаж, заместителя генерального директора сети re:Store, генерального директора re:Store, руководителя нескольких розничных проектов до президента и управляющего партнера всей Inventive Retail Group.

— В непродовольственной рознице сегодня складывается непростая ситуация: трафик в торговых центрах упал, у покупателей сберегательные настроения, сложно конкурировать с маркетплейсами. Как вы и ваша компания ощущаете особенность текущего момента?

— Сегодня многие компании переживают очень трудное время, но, если говорить о непродовольственном ретейле, то положение дел там определяют два ключевых фактора. Первый — это отсутствие взаимосвязей с иностранными поставщиками, прямого выхода на производителей товаров, владельцев известных брендов. Все потребительские рынки в мире — будь то мобильная электроника, бытовая техника, одежда, обувь, спортивные товары, игрушки и другие — в производственном плане очень сильно консолидированы. Во всех отраслях есть глобальные компании, которые доминируют и имеют большую долю рынка. Так вот, представительств большинства этих компаний сейчас в России нет.

Второй фактор связан с особенностями развития в нашей стране электронной коммерции, а точнее того, как эволюционирует государственное регулирование интернет-торговли. Была оценка Infoline в прошлом году: за исключением автомобильной техники и связанной с ней продукции в онлайне сосредоточена уже половина торговли непродовольственными товарами. Из этой половины в онлайне 80 процентов занимают маркетплейсы, то есть на них приходится до 40 процентов всей торговли непродовольственными товарами. И я не знаю ни одной страны мира, где было бы столько крупных сбытовых интернет-площадок, как у нас.

Да, маркетплейсы дают возможность очень большому количеству компаний удобно продавать свою продукцию, а потребителям очень удобно эту продукцию покупать. Но пока регулирования с точки зрения контроля качества продукции, ее происхождения, прав на торговые марки и так далее в онлайне гораздо меньше, чем в офлайне. В результате традиционным розничным компаниям, вынужденным следить за качеством товара, сегодня выживать намного сложнее, чем раньше.

Вот эти два фактора сильнее всего сейчас влияют на ситуацию на рынке. И только потом мы можем говорить о высокой процентной ставке и прочих факторах, влияющих на потребительский спрос и на розничную торговлю в целом.

— Если брать во внимание первый фактор, какая трансформация произошла за последние три года в вашей компании? Ведь ваш бизнес раньше строился на прямом взаимодействии с западными брендами.

— В 2022 году мы лишились контрактов с большинством наших поставщиков, монобрендовые магазины которых мы открывали: Nike, Apple, Lego. С одной стороны, их продукцию на мировом рынке довольно легко закупить — с этим нет никакой проблемы. И мы восстановили закупки товаров достаточно быстро. А с другой стороны, сегодня это может сделать любой благодаря параллельному импорту. Раньше хороший контракт с поставщиком был конкурентным преимуществом, некоторым барьером для входа в этот бизнес для остальных, так как в непродовольственном ретейле сила поставщика гораздо больше, чем сила ретейлера. Сейчас этого барьера нет. В итоге мы столкнулись с более жесткой конкуренцией. Часть контрактов у нас осталась, но в целом позиции в плане доступа к качественному товару сильно ухудшились. Но у нас сохранилась наша продуктовая экспертиза, хорошие качественные офлайновые магазины и активно растущий онлайн-бизнес.

Если говорить про конкретные изменения, мы закрыли магазины Nike, потому что быстро их переориентировать на другие поставки было нельзя. Но зато открыли сеть магазинов Amazing Red, которые приобрели у одного из ушедших поставщиков спортивных товаров. В ней продается главным образом продукция западных брендов, к которым нам удается получить доступ.

Сеть re:Store, которая раньше была сетью магазинов техники Apple, сейчас медленно двигается в сторону мультибрендового формата — расширяем ассортимент за счет других брендов, таких как Samsung, Xiaomi, Asus, Honor, LG, Tecno, Huawei. Двигается медленно, потому что re:Store продает премиальные устройства, а в этом Apple безраздельно доминирует, и аналогичного товара у других брендов практически нет. Магазины Samsung остались как есть, они функционируют в торговых центрах. Магазины Lego мы превратили в магазины «Мир кубиков», где представлены как конструкторы Lego, так и других производителей. В спортивном бизнесе мы развиваем сеть мультибрендовых магазинов Street Beat. Под этим же брендом у нас активно развивается собственная торговая марка спортивных товаров.

— А какие компании сейчас поставляют брендовые товары по параллельному импорту?

— В страну ввозят такой товар как компании-продавцы, подобные нашей, так и многочисленные посредники, среди которых множество малых предпринимателей. Кто нам такой товар продает, я вам не скажу.

— В итоге маржинальность продаж снизилась?

— Работа через посредника выгоднее, чем работа напрямую, только если посредник теряет деньги. Спонсоров мы не нашли за это время. Так что, конечно же, да.

— Вы потеряли во время трансформации в динамике продаж?

— Конечно. Из-за ухода наших вендоров в 2022 году наш бизнес довольно сильно сократился. В 2023–2024-м он стал неплохо расти. Но в 2025 году рост остановился. Вообще, резкое замедление наступило еще в ноябре 2024 года, каким-то волшебным образом это совпало с последним в прошлом году повышением ключевой ставки Центробанка. Я уж не знаю, каким образом потребители на это реагируют, потому что, казалось бы, какая разница: 17 или 21 процент ставка? Тем не менее это так.

— В структуре выручки какое направление у вас доминирует?

— У нас два больших бизнеса — это спортивные товары, на которые приходится порядка 20 процентов выручки, и потребительская электроника, составляющая 55 процентов. Все остальное сильно меньше.

— Вы сказали, что развиваете собственные торговые марки. Расскажите подробнее о концепции и стратегии их развития. В каком ценовом сегменте их позиционируете? Какова динамика продаж?

— Это пока очень небольшой бизнес, к сожалению, потому что мы относительно недавно начали этим заниматься. В общей выручке это несколько миллиардов рублей, даже не десятков миллиардов.

Но мы по этому пути идем, потому что по нему нужно идти при любом развитии событий. А насколько это разовьется, станет это основой нашего бизнеса или его важной составной частью, мы пока не знаем.

В мультибрендовой сети магазинов Street Beat представлены не только зарубежные бренды, но и товары под одноименной собственной торговой маркой. Предоставлено компанией Inventive Retail Group

Две стороны параллельного импорта

— Что вы имели в виду, когда упомянули фактор регулирования онлайн-торговли и его решающую роль в текущем положении дел?

— В стране стало очень много контрабанды за счет облегчения сбыта такой продукции через маркетплейсы. Да, часто это оригинальная продукция, но очень много стало продаваться и контрафакта, и, к сожалению, часто покупатели на него соглашаются. Препятствовать этому в условиях, когда есть параллельный импорт, очень сложно. Ведь что такое параллельный импорт? Это возможность ввезти в страну продукцию без разрешения правообладателя марки этой продукции. Государство на это пошло в 2022 году, в результате никакого дефицита в стране не случилось. Сегодня по-прежнему можно купить абсолютно все. Это огромное достижение, но есть и обратная сторона этого процесса — резкий рост контрафакта и контрабанды.

— На днях наша Дума приняла в первом чтении закон о платформенной экономике, который, по идее, в плане контроля за качеством продукции должен уравнять в правах традиционную и онлайн-розницу. Этот закон может принципиально изменить ситуацию?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Лебедь» возвращается «Лебедь» возвращается

Ту-160 сегодня готовится ко второй жизни

Популярная механика
Глубоководная добыча полезных ископаемых заглушит биологически важные звуки Глубоководная добыча полезных ископаемых заглушит биологически важные звуки

Как шум от разработки морского дна мешает коммуникации морских обитателей

N+1
Что будет в небе после МКС Что будет в небе после МКС

Через пять лет над Землёй будут работать станции разных стран, а не одна МКС

Монокль
«Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен «Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен

Как поливоркерам сохранить здоровье и продуктивность

Forbes
Как правильно есть устрицы: короткая инструкция для начинающих гурманов Как правильно есть устрицы: короткая инструкция для начинающих гурманов

Как подступиться к устрицам тем, кто давно хочет их попробовать

Правила жизни
Портальная пушка и AWP: самое легендарное оружие из игр Портальная пушка и AWP: самое легендарное оружие из игр

Оружие в видеоиграх сегодня уже не просто набор пикселей, а сокровище

Maxim
Заводы-маяки Заводы-маяки

Как российская промышленность осваивает цифровые технологии

Эксперт
Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных

Лучшие читалки для компьютера из бесплатных программ

CHIP
Защищать нельзя загорать Защищать нельзя загорать

Загорать или нет? Вот в чём вопрос

Здоровье
Раскусить преступника: 10 самых сильных криминалистов в истории Раскусить преступника: 10 самых сильных криминалистов в истории

Личности, которым удалось войти в историю как гениям криминалистики

ТехИнсайдер
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
«Британский Шиндлер»: история Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от нацистов «Британский Шиндлер»: история Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от нацистов

Николаса Уинстона, британского филантропа, не просто так называют «Шиндлером»

ТехИнсайдер
Елизавета Шакира: «Может быть, я какая-то неправильная актриса» Елизавета Шакира: «Может быть, я какая-то неправильная актриса»

Актриса Елизавета Шакира — о дружбе вне экрана и спонтанной карьере

Ведомости
9 неожиданных фактов про еду 9 неожиданных фактов про еду

Факты про еду, которые точно удивят каждого!

Maxim
Российский шик с японским акцентом Российский шик с японским акцентом

Зачем текстильные компании выбирают коллаборации как главный способ продвижения

Монокль
Солнце в спирали Солнце в спирали

Стеллараторы — новые фавориты в гонке за будущую термоядерную энергетику

ТехИнсайдер
Палеобиологи прочитали протеом жившего больше 20 миллионов лет назад носорога Палеобиологи прочитали протеом жившего больше 20 миллионов лет назад носорога

Ученые выделили фрагменты древних белков из зубной эмали миоценового носорога

N+1
Инвестиции для ленивых Инвестиции для ленивых

Как развиваются индексные фонды в России и мире

Деньги
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
«Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов «Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов

«Искренний урбанизм» — городская экосистема, построенная на многообразии

Ведомости
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Марк Цукерберг раскрыл свою ИИ-стратегию: миллиарды на вычисления, гонка за талантами и новое видение Meta* Марк Цукерберг раскрыл свою ИИ-стратегию: миллиарды на вычисления, гонка за талантами и новое видение Meta*

Марк Цукерберг вкладывает сотни миллиардов в сверхинтеллект

Inc.
От Шагала до мурала От Шагала до мурала

Арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул

Y Magazine
Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах

Правила поведения в японском обществе, которые помогут путешественникам

Maxim
Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит

Блокировка расчетного счета: как быстро решить проблему и снять блокировку?

Inc.
До чего доводят технологии: 5 романов о вызовах цифровой реальности До чего доводят технологии: 5 романов о вызовах цифровой реальности

Подборка фантастических романов о последствиях технического прогресса

ТехИнсайдер
Самовыражение в наклейке Самовыражение в наклейке

Платёжные стикеры популярны, но теряют шансы на рост

Ведомости
Культурная повестка: «Исток» Культурная повестка: «Исток»

Софья Эрнст — о своем отношении к русской культуре и традициям

Moodboard
Бухенвальдская ведьма: история Ильзы Кох, одного из крупнейших монстров Холокоста Бухенвальдская ведьма: история Ильзы Кох, одного из крупнейших монстров Холокоста

Ильза Кох — одна из самых жестких представительниц гитлеровского режима

ТехИнсайдер
Открыть в приложении