Изучением истории строительства мостов занимался историк Дмитрий Юрьевич Гузевич

Знание – силаИстория

Российская школа мостостроения: начало истории

Игорь Харичев

Изучением истории строительства мостов и возникновением инженерной мостостроительной школы в России занимался историк Дмитрий Юрьевич Гузевич (1955—2025). Этой теме была посвящена его диссертация «Развитие мостостроения в России в XVIII – первой половине XIX века и проблемы сохранения и использования технического наследия отечественных мостостроителей». По итогам этого исследования Гузевичу в 1993 году была присвоена степень кандидата технических наук. В то время он являлся сотрудником Петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН.

Гузевичем был изучен начальный этап появления в России безраспорных1 (арок с затяжками), шпренгельных2 и пространственных (с вантовым3 подкреплением) систем перекрытий и мостов; доказано, что первые проекты и конструкции такого типа в России появились в 1810‑х – начале 1830‑х годов, а первые факты применения статических расчетов в строительстве – еще в конце 1510‑х – начале 1620‑х годов.

1. Безраспорные мосты – тип висячих мостов, в которых горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на балку жесткости. В таких мостах распор воспринимает затяжка, благодаря чему пролетное строение передает опорам лишь вертикальные давления.

2. Шпренгельный мост – мост, в конструкции которого используются шпренгельные фермы и балки, представляющие собой комбинацию двух- или трехпролетной неразрезной балки и подпружной тяги. Они характерны для стальных и деревянных конструкций, с верхним поясом из неразрезного прокатного профиля (пиленые брусья или пакеты клееных досок).

3. Ванты – стальные тросы для крепления висячих мостов.

Также он исследовал процессы и выявлял факты, с ними связанные: создания первых технических теорий в России на рубеже 10‑х и 20‑х годов XIX века, появления новых и совершенствования старых типов портовых сооружений в 1820— 1830 годы, возникновения русского «макадама»4 (начало 1820‑х) и асфальтовых дорожных покрытий (конец 1820‑х – 1830 е годы).

4. Макадам – тип дорожного покрытия, в котором одномерный щебень некрупной фракции укладывают послойно и тщательно уплотняют.

Постараюсь представить основные положения осуществленного Д. Ю. Гузевичем исследования.

Дмитрий Юрьевич Гузевич

В течение XVIII – первых десятилетий XIX века в России сложилось профессиональное сообщество специалистов в области транспортного и гидротехнического строительства. На рубеже 1830 и 1840 годов его развитие привело к формированию отечественной мостостроительной школы.

Дмитрий Гузевич выделяет следующие основные этапы ее становления: ремесленно-строительный (до 1690‑х годов), переходный (Петровский, 1690—1760‑е годы), гидравлической архитектуры (1760—1800‑е годы), собственно этап формирования инженерной мостостроительной школы как части школы транспортно-строительной (1810—1830‑е годы).

Развитие конструктивных форм мостов и других транспортных сооружений тесно связано с процессом развития транспортно-строительной школы в стране, что позволяет положить в основу принципа периодизации мостостроения исторические типы организации научно-технической и инженерной деятельности в данной области.

Становление (1690—1750‑е) Школы гидравлической архитектуры, связано с процессами, происходившими в недрах единой ремесленно-строительной школы (с середины XV до XVII века). Основные характеристики этого периода: отсутствие технических наук, технических организаций и учебных заведений; господство эмпирики, ученичества и неформальной технической коммуникации.

Далее происходит превращение предпосылок в зачатки нового явления и начало превращения последних в зрелое сформировавшееся состояние. Начало этого процесса относится к 1690‑м годам и связано с реформами Петра I и развитием производительных сил страны. Вставшие перед ней задачи могли решаться лишь на основе развития промышленности и транспортных коммуникаций. Бурными темпами идет гидротехническое строительство: Вышневолоцкая система5, Ладожский канал, десятки каналов в Петербурге и пригородах, заводские гидросистемы. Строятся шлюзы, плотины, мосты. Многие замыслы эпохи превосходят ее возможности.

5. Вышневолоцкая система – старейшая искусственная водная система в России, связавшая центральную часть страны и Поволжье с новой столицей государства Санкт-Петербургом и решившая вопрос продовольственного снабжения Санкт-Петербурга в XVII— XIX веках.

Для решения новых задач зачастую использовались старые методы и технологии сугубо эмпирического и ремесленного характера, у истоков которых лежал тысячелетний опыт русского народа. Работы отличались от предыдущего периода в первую очередь масштабом, то есть не столько качественно, сколько количественно. Как и ранее, в гидротехническом строительстве основными материалами являлись дерево и земля. Попытки создания каменных набережных успехом не увенчались. Не изменились и основные типы мостов. Их конструкции сводились к наплавным6; балочным и подкосным на ряжах7 и сваях; разводным коромысловой системы, известным на Руси уже в XVII веке. Появляются тракты улучшенного типа, булыжное мощение в городах. Шоссейных дорог еще нет. Применение новых технологий и конструкций, поднимавшихся над общим уровнем (гидротехнические работы в Петергофе, первые каменные шлюзы, Нарвский мост, мост-водовод над Фонтанкой

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
«Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки» «Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки»

Павел Зюзин о том, почему электромобили в России не приживутся

Монокль
Пришёл танцевать Пришёл танцевать

Владислав Лантратов — о мужской конкуренции и о будущем танца

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Шоу продолжается Шоу продолжается

Эра Бернара Тапи в «Марселе»: взлёт, скандал и резкое падение клуба

Ведомости
Твоя принцесса в другом замке: самые безумные фанатские теории о Супер Марио Твоя принцесса в другом замке: самые безумные фанатские теории о Супер Марио

Весь мир — театр, а Марио — коммунист: самые нелепые теории о мире Супер Марио

Правила жизни
Если вас взломали Если вас взломали

Киберстрахование – один из ключевых мировых трендов последних лет

Ведомости
Как нам реорганизовать капитализм? Как нам реорганизовать капитализм?

В мире ширится оппозиция традиционным рыночным отношениям

Ведомости
Ценить свой труд: как Шарлотта Гилман призывала женщин к экономической независимости Ценить свой труд: как Шарлотта Гилман призывала женщин к экономической независимости

Как Шарлота Гилман боролась за женскую свободу вне домашних стен

Forbes
Жук-лягушка, не знающий вывихов Жук-лягушка, не знающий вывихов

Как работает механизм блокировки вывиха у жуков-лягушек Sagra femorata

Наука и жизнь
Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего» Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего»

Татьяна Андреева о том, как поймать неуловимое и о новом большом проекте

РБК
Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит

Блокировка расчетного счета: как быстро решить проблему и снять блокировку?

Inc.
9 неожиданных фактов про еду 9 неожиданных фактов про еду

Факты про еду, которые точно удивят каждого!

Maxim
Путешествия Мандевиля Путешествия Мандевиля

Выдуманные странствия: как Джон Мандевиль создал средневековый фейк

Дилетант
Спрос на российскую высокотехнологичную продукцию растет Спрос на российскую высокотехнологичную продукцию растет

Ставка — на локализацию

Эксперт
Ученые объяснили, как мозг решает убегать или замереть Ученые объяснили, как мозг решает убегать или замереть

Какой нейронный переключатель контролирует реакцию животных на угрозу?

ТехИнсайдер
Девочки на подступах к сорока Девочки на подступах к сорока

Переосмысление британских мелодрам в ромкоре «Это слишком»

Weekend
«Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми» «Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми»

Как возрождался известный еще с советского времени бренд «Боржоми»

Inc.
Многодетный капитал Многодетный капитал

Росту рождаемости помогут обновлённый маткапитал и сниженные ставки по ипотеке

Ведомости
В школы вернут лучшие традиции и будут отчислять за плохое поведение В школы вернут лучшие традиции и будут отчислять за плохое поведение

Интегральные оценки и оценки за поведение вновь появятся в образовании

Монокль
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
«Социальные науки как колдовство» «Социальные науки как колдовство»

Можно ли за цифрами спрятать несостоятельность научной мысли

N+1
Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных

Лучшие читалки для компьютера из бесплатных программ

CHIP
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Марсоход Perseverance побил рекорд на Марсе — такого еще не делал ни один робот Марсоход Perseverance побил рекорд на Марсе — такого еще не делал ни один робот

Марсоход NASA Perseverance вышел на «открытую дорогу» Марса

Inc.
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Forbes
Мосты Транссиба и КВЖД Мосты Транссиба и КВЖД

Как Транссиб породил глобальные изменения в архитектуре и промышленности

Знание – сила
Ученые предсказали точную дату конца Вселенной— и он случится раньше, чем предполагалось Ученые предсказали точную дату конца Вселенной— и он случится раньше, чем предполагалось

Ученые впервые назвали точную дату конца Вселенной

Inc.
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
Открыть в приложении