Изучением истории строительства мостов занимался историк Дмитрий Юрьевич Гузевич

Знание – силаИстория

Российская школа мостостроения: начало истории

Игорь Харичев

Изучением истории строительства мостов и возникновением инженерной мостостроительной школы в России занимался историк Дмитрий Юрьевич Гузевич (1955—2025). Этой теме была посвящена его диссертация «Развитие мостостроения в России в XVIII – первой половине XIX века и проблемы сохранения и использования технического наследия отечественных мостостроителей». По итогам этого исследования Гузевичу в 1993 году была присвоена степень кандидата технических наук. В то время он являлся сотрудником Петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН.

Гузевичем был изучен начальный этап появления в России безраспорных1 (арок с затяжками), шпренгельных2 и пространственных (с вантовым3 подкреплением) систем перекрытий и мостов; доказано, что первые проекты и конструкции такого типа в России появились в 1810‑х – начале 1830‑х годов, а первые факты применения статических расчетов в строительстве – еще в конце 1510‑х – начале 1620‑х годов.

1. Безраспорные мосты – тип висячих мостов, в которых горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на балку жесткости. В таких мостах распор воспринимает затяжка, благодаря чему пролетное строение передает опорам лишь вертикальные давления.

2. Шпренгельный мост – мост, в конструкции которого используются шпренгельные фермы и балки, представляющие собой комбинацию двух- или трехпролетной неразрезной балки и подпружной тяги. Они характерны для стальных и деревянных конструкций, с верхним поясом из неразрезного прокатного профиля (пиленые брусья или пакеты клееных досок).

3. Ванты – стальные тросы для крепления висячих мостов.

Также он исследовал процессы и выявлял факты, с ними связанные: создания первых технических теорий в России на рубеже 10‑х и 20‑х годов XIX века, появления новых и совершенствования старых типов портовых сооружений в 1820— 1830 годы, возникновения русского «макадама»4 (начало 1820‑х) и асфальтовых дорожных покрытий (конец 1820‑х – 1830 е годы).

4. Макадам – тип дорожного покрытия, в котором одномерный щебень некрупной фракции укладывают послойно и тщательно уплотняют.

Постараюсь представить основные положения осуществленного Д. Ю. Гузевичем исследования.

Дмитрий Юрьевич Гузевич

В течение XVIII – первых десятилетий XIX века в России сложилось профессиональное сообщество специалистов в области транспортного и гидротехнического строительства. На рубеже 1830 и 1840 годов его развитие привело к формированию отечественной мостостроительной школы.

Дмитрий Гузевич выделяет следующие основные этапы ее становления: ремесленно-строительный (до 1690‑х годов), переходный (Петровский, 1690—1760‑е годы), гидравлической архитектуры (1760—1800‑е годы), собственно этап формирования инженерной мостостроительной школы как части школы транспортно-строительной (1810—1830‑е годы).

Развитие конструктивных форм мостов и других транспортных сооружений тесно связано с процессом развития транспортно-строительной школы в стране, что позволяет положить в основу принципа периодизации мостостроения исторические типы организации научно-технической и инженерной деятельности в данной области.

Становление (1690—1750‑е) Школы гидравлической архитектуры, связано с процессами, происходившими в недрах единой ремесленно-строительной школы (с середины XV до XVII века). Основные характеристики этого периода: отсутствие технических наук, технических организаций и учебных заведений; господство эмпирики, ученичества и неформальной технической коммуникации.

Далее происходит превращение предпосылок в зачатки нового явления и начало превращения последних в зрелое сформировавшееся состояние. Начало этого процесса относится к 1690‑м годам и связано с реформами Петра I и развитием производительных сил страны. Вставшие перед ней задачи могли решаться лишь на основе развития промышленности и транспортных коммуникаций. Бурными темпами идет гидротехническое строительство: Вышневолоцкая система5, Ладожский канал, десятки каналов в Петербурге и пригородах, заводские гидросистемы. Строятся шлюзы, плотины, мосты. Многие замыслы эпохи превосходят ее возможности.

5. Вышневолоцкая система – старейшая искусственная водная система в России, связавшая центральную часть страны и Поволжье с новой столицей государства Санкт-Петербургом и решившая вопрос продовольственного снабжения Санкт-Петербурга в XVII— XIX веках.

Для решения новых задач зачастую использовались старые методы и технологии сугубо эмпирического и ремесленного характера, у истоков которых лежал тысячелетний опыт русского народа. Работы отличались от предыдущего периода в первую очередь масштабом, то есть не столько качественно, сколько количественно. Как и ранее, в гидротехническом строительстве основными материалами являлись дерево и земля. Попытки создания каменных набережных успехом не увенчались. Не изменились и основные типы мостов. Их конструкции сводились к наплавным6; балочным и подкосным на ряжах7 и сваях; разводным коромысловой системы, известным на Руси уже в XVII веке. Появляются тракты улучшенного типа, булыжное мощение в городах. Шоссейных дорог еще нет. Применение новых технологий и конструкций, поднимавшихся над общим уровнем (гидротехнические работы в Петергофе, первые каменные шлюзы, Нарвский мост, мост-водовод над Фонтанкой

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Год Африки: как 17 стран обрели свободу

Знание – сила
Вершины олимпиадников Вершины олимпиадников

Почему растет число абитуриентов, поступающих в упрощенном порядке

Ведомости
Урок истории от военрука Макарыча Урок истории от военрука Макарыча

За что Зевсу объявили неполное служебное соответствие

Дилетант
Сати Казанова: «Самое важное для меня – моя семья и творчество» Сати Казанова: «Самое важное для меня – моя семья и творчество»

Сати Казанова – о том, чем итальянский муж может раздражать кабардинскую жену

Здоровье
Президентская кампания Хиллари Клинтон Президентская кампания Хиллари Клинтон

Люди, пришедшие поддержать Хиллари Клинтон, повернулись к ней спиной

Дилетант
Самая большая порода котов Самая большая порода котов

Какого кота или кошку завести, если ваша душа требует большой кошачьей любви

Maxim
Ценить свой труд: как Шарлотта Гилман призывала женщин к экономической независимости Ценить свой труд: как Шарлотта Гилман призывала женщин к экономической независимости

Как Шарлота Гилман боролась за женскую свободу вне домашних стен

Forbes
Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений

Как не спутать борщевик его с безобидными товарищами

Maxim
Портальная пушка и AWP: самое легендарное оружие из игр Портальная пушка и AWP: самое легендарное оружие из игр

Оружие в видеоиграх сегодня уже не просто набор пикселей, а сокровище

Maxim
Квас vs кефир Квас vs кефир

Окрошка: история и секреты любимого освежающего русского супа

Лиза
Мозг просыпается постепенно, и волна активация идет ото лба к затылку Мозг просыпается постепенно, и волна активация идет ото лба к затылку

Чем процесс пробуждения отличается от процесса засыпания?

ТехИнсайдер
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Генетики выявили мужчин армянского происхождения в средневековом Болгаре Генетики выявили мужчин армянского происхождения в средневековом Болгаре

Палеогенетики секвенировали ДНК похороненных у стен средневекового Болгара

N+1
Telegram-губернаторы Telegram-губернаторы

Как губернаторы в России используют Telegram?

Ведомости
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год

Роль в развитии Карлоса Алькараса его агента и умении располагать к себе фанатов

Forbes
In & out In & out

Создатель бренда «Прошуттерия»: мастер-класс по неймингу и корпоративам

Собака.ru
Независимость у них в крови: самые упрямые породы собак Независимость у них в крови: самые упрямые породы собак

Породы собак, воспитывать которые очень сложно из-за их упрямого характера

ТехИнсайдер
Антон Яковлев: Нам удалось доказать, что мы не разрушители, а созидатели Антон Яковлев: Нам удалось доказать, что мы не разрушители, а созидатели

Антон Яковлев — о преемстве в Театре Гоголя, новых целях и усталости от иронии

Ведомости
На смену выходят роботы На смену выходят роботы

Как работают нацпроекты технологического лидерства

Эксперт
Мамин голос Мамин голос

Каким мамин голос может остаться в памяти детей

Новый очаг
«Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура» «Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура»

Правильно ли противопоставлять природу и культуру

N+1
Не только завод Не только завод

Как бизнес, власть и жители перезапустили Выксу

Эксперт
Музыка волн Музыка волн

Примеры того, как гаджет перевернул музыкальную индустрию

Правила жизни
Антон Хабаров: «Это будет очень сложная для меня ситуация» Антон Хабаров: «Это будет очень сложная для меня ситуация»

Антон ответил на короткие, но откровенные блиц-вопросы. Получилось интересно!

Караван историй
Забудь про годжи! Забудь про годжи!

Почему твое идеальное меню уже ждет тебя в соседнем магазине

Лиза
Что будет в небе после МКС Что будет в небе после МКС

Через пять лет над Землёй будут работать станции разных стран, а не одна МКС

Монокль
Мосты Транссиба и КВЖД Мосты Транссиба и КВЖД

Как Транссиб породил глобальные изменения в архитектуре и промышленности

Знание – сила
Открыть в приложении