Унификация неналоговых платежей: добро или зло?
Как повлияет на бизнес включение в Налоговый кодекс неналоговых платежей
Министерство финансов России выступило с инициативой включить в Налоговый кодекс ряд неналоговых платежей — с операторов связи, утилизационный, экологический, курортный, за пользование автомобильными дорогами, а также плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Зачем и почему возникла такая идея? Оговоримся сразу, что налоги в России достаточно высокие (по методологии ежегодного исследования Paying taxes они составляют 47,5% от прибыли компании, что превышает и среднемировой, и американский, и европейский уровень), и у нас нет задачи их оправдывать. Но налоги — следствие политических задач, определяемых президентом и правительством. Вопрос в администрировании тех платежей, что уже существуют.
Надо отметить, что российский бизнес в лице Российского союза промышленников и предпринимателей еще в 2015 году выступал с критикой практики неналоговых платежей и предлагал унифицировать их в Налоговом кодексе. Однако сейчас бизнес высказывает критические замечания. Главное из этих замечаний состоит в том, что перенос неналоговых платежей в Налоговый кодекс означает уголовную ответственность за неуплату налогов (ст. 198-199 Уголовного кодекса). При этом следует отметить, что первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов, курирующий в правительстве финансовую и бюджетную темы, представляет свои предложения не как истину в финальной инстанции, а как предмет для обсуждения. В частности, на встрече с представителями бизнес-ассоциаций 3 апреля 2019 года он согласился с тем, что данные нововведения будут перенесены с 2020 на 2021 год, что даст возможность в спокойном режиме обсудить все «за» и «против». Кстати, последнее письмо «капитанов российского бизнеса» в лице РСПП, «Деловой России»,