Основатель сети BB&Burgers: «Любой хороший стартап — это сгусток энергии в собственнике»
Основатель сети бургерных BB&Burgers, совладелец Lucky Izakaya Bar и Margarita Bistro Иван Кукарских — о том, почему светлое будущее невозможно без бургера
Иван, за пять лет, начав с «забегаловки» с бургерами на Ильинском шоссе, ты сумел построить небольшую бургерную империю, в которой уже 24 заведения, и открыл к тому же два полноценных ресторана. Как можно развиваться и при этом не потерять себя? Как бороться с той самой «проблемой роста»?
Нужно понимать и помнить, что компания — это живой организм. Он дышит, ест, переживает, взрослеет. И в любом организме все связано скелетом. Мы все миллион раз слышали, что скелетом компании являются миссия, цель, ценности и другое «бла-бла-бла». Это говорят нам коучи, книги по бизнесу, тренинги, статьи, тв. Это превратилось во «все слышали звон, но не знают, где он». Большинство компаний высасывает из каждого понятия слова, которые ровным счетом не значат ничего. Мы тоже прошли этот путь, чтобы дойти до сути.
Как понять, что пришло время задуматься о ценностях компании?
Большинство развивающихся брендов на первых этапах все делают интуитивно. Но наступает период, когда осознанность необходима. Какие первые симптомы? Каждый топ-менеджер начинает тянуть компанию в своем направлении. Мотивировать людей становится все сложнее, а главное — дороже. Потому что кроме денег вы ничего не можете предложить. Команда не переживает эмоций: все становится очень формально, никаких переработок, никто не идет extra mile. Это и есть признаки отсутствия скелета у компании. Сотрудники без цели и ценностей, как кирпичи без цемента, никак не связаны. Вы хотели бы жить в таком доме, где кирпичи не скреплены крепким цементом? Вряд ли. Даже если снаружи дом кажется крепким, на деле он шаткий и небезопасный.
Видимо, у вас такая проблема была. Что вы с этим сделали?
Наш проницательный HR-директор, осознав эти проблемы в компании, предложила разработать миссию, цель и ценности. Сначала я скептически отнесся к этой мысли: подумал, что это красивая мишура, за которой ничего не стоит. Как показало время, я сильно ошибался. Мы обратились к книжкам. Самая распространенная теория говорит о том, что каждый топ-менеджер участвует в поиске этих трех значимых вещей: классический SWOT-опрос. В списке несколько вопросов личного плана: что для вас самое главное в жизни, за что вы цените работу, какие задачи в приоритете, какие цели преследуете. Каждый должен был назвать свои личные ценности. После интервьюирования все ответы собирались воедино, чтобы получить среднее значение. Мы так и поступили: на выходе у нас родился симбиоз единорога с носорогом. Начало было положено, но я понял, что что-то не клеилось. Наш цемент был слишком жидким. И на этом дом не построишь. Видимо, я должен был найти ответ сам — начался период самокопания. Но я до сих пор искренне благодарен команде HR, которая подтолкнула меня думать в правильном направлении и задавать правильные вопросы.
Но, кака говорится, плохой результат — тоже результат. Отсекаешь ненужное и понимаешь куда двигаться дальше...
Мы думали, что такой процесс опроса топ-менеджеров и проработки наших ценностей займет мало времени: пробежался по вопросам, опросил каждого и вывел среднее значение. На деле с учетом поисков истины все это растянулось почти на год. Когда ты только открываешь бизнес, у тебя самые яркие, светлые и чистые чувства. Когда ты запускаешь проект один, это только твоя мысль, идея–искра. Ты этого хочешь, желаешь, понимаешь посыл, который ты хочешь донести, никто тебя не отвлекает. Ты в фокусе своего дела: четко понимаешь, чего хочешь. Любой хороший стартап — это сгусток энергии в собственнике, которым он хочет поделиться с миром. Он просто не может держать ее в себе.