Араз и Эмин Агаларовы — о бизнесе в России, закрытых темах и остановленных проектах
Компании Crocus Group в этом году исполняется 30 лет, 15 из них ее основатель Араз Агаларов входит в «золотую сотню» Forbes. За это время экономика взлетала и падала, что не помешало миллиардеру реализовать свой главный проект — «Крокус Сити» — как он был задуман изначально. Разумеется, не без помощи сына
На протяжении 15 лет, которые прошли с момента выпуска первого номера журнала Forbes на русском языке, Араз Агаларов и его сын Эмин — президент и первый вице-президент компании Crocus Group — ловко перекраивали карту консьюмеристской Москвы. Вопреки всеобщему скепсису, в «Крокус Сити» на МКАД перебрались и модные марки первого эшелона, и их покупатели. Каждый торговый центр под брендом Vegas посещает ежемесячно около миллиона человек, а «Крокус Сити Холл», где мы и сняли наших героев, стал чуть ли не главным концертным залом страны. В апреле 2018 года на территории «Крокус Сити» открыли даже загс: отправиться в свадебное путешествие можно с причала местного яхт-клуба.
Первый номер российского Forbes вышел в 2004 году. Тогда в своем письме главный редактор журнала Пол Хлебников писал, что российский бизнес перешел на новый этап развития и перед ним открываются небывалые возможности. На ваш взгляд, это соответствовало действительности и что изменилось с тех пор?
Араз Агаларов: 2001–2008 годы вообще были самыми успешными как для бизнеса, так и для страны в целом. Золотовалютные резервы увеличились в 20 раз, ВВП увеличился в пять раз, иностранные инвестиции — в шесть раз. Понятно, что тогда нефть росла в цене, но дело не только в этом. Было понятие валютного коридора: на протяжении всех восьми лет доллар стоил около 30 рублей. В таких условиях можно было планировать какие-то долгосрочные проекты. Сегодня же доллар гуляет, и в зависимости от доллара гуляет ключевая ставка. Получается уравнение с несколькими неизвестными, а такие уравнения, как известно, не имеют определенного решения.
Но и в такой ситуации вы занимаетесь весьма масштабными проектами вроде строительства комплекса «Манхэттен» в «Крокус Сити» с отелями, деловым центром и жилыми апартаментами.
А. А.: Как раз из-за этой неопределенности, о которой я только что сказал, нам пришлось приостановить работу над ним.
Что, по вашему мнению, может помочь российской экономике выйти из состояния стагнации?
А. А.: Мне кажется, что определение стагнации в принципе неверно. Экономика — это качели, которые не могут находиться в положении равновесия. Экономика либо растет, либо падает. Третьего не дано. Сегодня в России она съеживается, компании закрываются, активы обесцениваются.
Мой прогноз: когда курс доллара будет стабилизирован, тогда российская экономика и сделает поворот в сторону роста.
В 2002 году вы открыли «Крокус Сити Молл». Даже несмотря на то что российская экономика в то время была на подъеме, идея построить люксовый торговый комплекс на МКАД казалась безумной. Неужели вы были настолько уверены в том, что делаете?
Эмин Агаларов: Араз Искендерович любит придумать и построить что-то без четкого плана дальнейшего развития. На тот момент у нас были вера в результат и понимание того, чего мы хотим добиться, но определенного пути к этому результату не было. С «Крокус Сити Моллом» мы сильно рисковали.
И с чего вы начали?
Э. А.: Большинство магазинов в «Молле» мы изначально франшизировали и открывали сами — было непросто. Ведь для того, чтобы привезти один только бренд, нужно проделать большую работу: встретиться с владельцами, договориться о взаимовыгодных условиях, отобрать коллекцию, найти персонал, обучить его, запустить рекламную кампанию. А мы за первые пару лет работы «Крокус Сити Молла» открыли 50 бутиков разных брендов.