Преследователь, Жертва, Спасатель: 5 мифов о треугольнике Карпмана
Хищник, насильник, агрессор… Как только не называют эту роль из знаменитого Драматического треугольника Карпмана. Популярную диаграмму упоминают все кому не лень: от любителей поп-психологии до психологов-профессионалов. Однако в России настолько перефразировали изначальную концепцию, что теперь она может не помогать, а, наоборот, вредить. Психолог Людмила Шёхолм рассказывает, какие мифы о треугольнике существуют.
Драматический треугольник Кармпана (именно так он называется) стал особенно часто упоминаться в России в последние 10-15 лет. Жертва, Спасатель, Преследователь — знакомые названия для тех, кто интересуется психологией. В Драматическом треугольнике все три роли не аутентичны, то есть они воспитаны, а не даны от рождения. Находясь в одной из ролей, люди реагируют, исходя из прошлого, а не из реальности «здесь и сейчас». При этом используют старые сценарные стратегии.
В левом углу диаграммы Драматического треугольника расположен Преследователь. Он общается из позиции «Я о'кей — ты не о'кей». При этом он принижает и унижает людей, вызывает у них чувство вины. Преследователь игнорирует ценность и достоинство других, в экстремальных случаях обесценивает даже право человека на жизнь и физическое здоровье.
В правом углу диаграммы находится Спасатель. Он общается из той же позиции «Я о'кей — ты не о'кей», но не унижает, а просто обесценивает другого. Он использует свое более высокое положение или сильную позицию для того, чтобы предлагать помощь другим людям, думать за них и решать их проблемы.
Внизу располагается Жертва. Она сама ощущает свое приниженное положение и общается из позиции: «Я не о'кей — ты о'кей». Жертва обесценивает свои способности.
«Иногда она сама ищет Преследователя, чтобы он унизил ее и поставил на место. При этом Жертва получает возможность подтвердить свое сценарное убеждение: «Со мной не все в порядке. Другие люди не любят меня». Часто Жертва ищет Спасателя, который поможет ей и подтвердит сценарное убеждение: «Я не могу самостоятельно решать проблемы». Треугольник обязательно нужно рисовать равнобедренным», — рассказывает психолог Людмила Шёхолм.
Миф № 1. Какая роль — такая и личность
Стивен Карпман, выходец из России, познакомил мир с Драматическим треугольником в 1968 году. Он создал диаграмму, с помощью которой можно анализировать психологические игры, жизненный сценарий как одного человека, так и семейной или иной социальной системы.
«Часто роль Спасателя, Жертвы, Преследователя ошибочно приписывается всей личности. Но это неверно, — комментирует Людмила Шёхолм. — Треугольник показывает только роль, которую играет личность в той или иной психологической игре. Особенности игры в том, чтобы сделать людей предсказуемыми. Игра — это структурирование времени, обмен поглаживаниями (на языке транзактного анализа это единица признания. — Прим. ред.), поддержание жизненной позиции «Я не о'кей — ты о'кей», «Я о'кей — ты не о'кей», «Я не о'кей — ты не о'кей» и продвижение по сценарию».