Многие в США становятся наркоманами, принимая рецептурные обезболивающие

Популярная механикаБизнес

История семьи Саклер, которая подсадила Америку на «легальный наркотик»

В США назрел серьезный опиоидный кризис, который уже признан проблемой национального масштаба. Ежедневно от передозировки опиоидами здесь погибает 142 человека. Многие приобретают зависимость и становятся наркоманами, принимая рецептурные обезболивающие. Один из самых популярных — препарат оксиконтин, который производит фирма Purdue Pharma. Ее владельцы — семья Саклер, известные филантропы и попечители искусства. Разбираемся, как им удалось сколотить многомиллиардное состояние и подсадить на «легальный наркотик» всю страну.

9 февраля известная американская фотохудожница Нан Голдин провела акцию протеста в Гуггенхайме — одном из самых популярных музеев Нью-Йорка, где выставляются, в том числе, и ее работы. Вечером в субботу Голдин и активисты созданного ею движения PAIN (Prescription Addiction Intervention Now) пришли в музей и бросили с верхнего этажа пачку флаеров, оформленных в виде рецептов на 80-миллиграммовые таблетки оксиконтина. На них были разные цитаты, например, одна из них: «Если не контролировать употребление оксиконтина, то с высокой долей вероятности он вызовет зависимость. Так насколько существенно вырастут наши продажи?».

Оксиконтин — популярное в США рецептурное обезболивающее на опиоидах, которое в два раза сильнее морфина. Его производит компания Purdue Pharma, принадлежащая Саклерам — одной из богатейших американских семей. С 1996 года, когда препарат поступил в продажу, в США от передозировок погибли более 200 тысяч человек. Конечно, не все смерти связаны именно с оксиконтином или другими обезболивающими — многие из погибших, начав с опиоидов, переключились на другие наркотики — например, героин. Но именно Purdue Pharma Саклеров добилась «дестигматизации» применения опиоидов в медицине и заняла лидирующие позиции на рынке обезболивающих длительного действия.

Три года назад врач прописал Нан Голдин оксиконтин. Она принимала препарат строго по рецепту, но вскоре не могла без него обходиться, увеличивая дозу и перейдя на наркотики. На освобождение от пагубной привязанности ушло десять месяцев. После этого она объявила «войну» семье Саклер и решила во что бы то ни стало добиться того, чтобы их привлекли к ответственности. «Когда я слезла с лечения, я узнала о наркозависимых, которые умирали от моего лекарства, оксиконтина. Я узнала, что Саклеры, чья фамилия мне знакома по музеям и галереям, ответственна за эти смерти. Эта семья придумала, рекламировала и поставляла оксиконтин. Я решила вывести их из тени и привлечь к ответственности», — говорится в петиции Голдин на Change.org.

Рассказываем, что из себя представляет бизнес семьи Саклер, как им удалось построить империю, основанную на боли, и почему вокруг них сейчас сгущаются тучи.

ddf78d2aaf1bb0663b86a2acb00367ac.jpg

Семейный бизнес

Жили-были три брата — Артур, Мортимер и Реймонд. Потомки еврейских иммигрантов, они выросли в Бруклине во времена Великой депрессии и довольно быстро обнаружили в себе не только способности к медицине, но и крепкую предпринимательскую хватку. Артур начинал карьеру копирайтером в агентстве, которое специализировалось на рекламе медицинских товаров. Как отмечает The New Yorker, он продемонстрировал дон-дрейперовское чутье к маркетингу — вскоре он стал владельцем этого агентства и совершил настоящую революцию в отрасли продвижения лекарств. Артур Саклер понял, что реклама должна быть направлена не только на пациентов, но и на врачей, поэтому он стал размещать рекламу в специализированных медицинских журналах и изданиях. Смекнув, что медики подвержены влиянию коллег, он располагал к себе самых влиятельных из них, чтобы они оставляли положительные отзывы на его продукт. Параллельно с рекламным бизнесом Саклер стал издавать газету Medical Tribune, аудиторию которой составляли около 600 тысяч врачей.

Артур Саклер не стеснялся никаких методов: в 1950-х он выпустил рекламу нового антибиотика Сигмамицин, которая сопровождалась изображениями визиток врачей и подписью: «Все больше и больше врачей выбирают Сигмамицин в качестве терапии». В 1959 году журналист-расследователь The Saturday Review попытался связаться с некоторыми врачами, чьи имена которых были в рекламе, и выяснил, что их никогда не существовало. Также известно, что он заплатил $300 тысяч начальнику одного из отделов Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) Генри Уэлчу за то, чтобы он мог, например, невзначай упомянуть названия определенных медикаментов в своих речах.

388efaae7e97e872d30d9d1e5bd6b1c2.jpg

В 1952-м году Артур и его братья выкупили компанию Purdue Frederic, которая занималась исследованием, разработкой и лицензированием лекарств и товаров медицинского назначения. Тогда же Артур Саклер стал первым в истории рекламщиком, которому удалось убедить редакцию «Журнала медицинской ассоциации» (The Journal of the American Medical Association — еженедельный международный медицинский научный журнал, самый читаемый медицинский журналом в мире. — Esquire) включить в один из выпусков цветную рекламную брошюру.

В 1960-х фармацевтическая компания Roche наняла Артура разработать маркетинговую стратегию для нового транквилизатора валиума. Это была непростая задача, потому что препарат действовал почти так же как либриум, другой продукт Roche, уже выпущенный на рынок. И вот что придумал Саклер: в отличие от либриума, который назначался как средство от состояния тревоги и беспокойства, он решил позиционировать валиум как лекарство от «эмоционального напряжения», которое, согласно рекламе, было истинной причиной целого ряда заболеваний — изжоги, болезней, связанных с проблемами с желудочно-кишечным трактом, бессонницы, синдрома беспокойных ног. Кампания имела такой успех, что валиум стал самым выписываемым препаратом в Америке, а Артур Саклер стал одним из первых американцев, кто вошел в Зал славы работников медицинской рекламы (Medical Advertising Hall of Fame).

1cf56f05342dd3b59fba4965bba9abfb.jpg

Одной из первых собственных разработок Purdue Frederic, которой заинтересовались американские власти, стал препарат против повышенного холестерина, у которого было множество побочных эффектов, в том числе выпадение волос. В начале 1960-х деятельностью братьев заинтересовался сенатор штата Теннесси Эстес Кефовер, возглавлявший подкомитет, ответственный за фармацевтическую индустрию. В своих заметках он писал: «Империя Саклера представляет собой производство полного цикла — они могут разработать новый препарат на своем предприятии, провести его клиническое тестирование и получить положительные отзывы от больниц, с которыми сотрудничают. Они продумывают рекламную кампанию и продвигают свой товар, публикуя статьи в медицинских газетах и журналах, которыми они владеют или имеют там связи». В январе 1962-го года Артура Саклера вызвали в Вашингтон давать показания, но ни одному сенатору не удалось его задеть или уличить во лжи — предприниматель был готов к любым вопросам и отвечал на них резко и уверенно. Когда его спросили, знает ли он о побочных эффектах препарата, он невозмутимо заявил: «Лучше пусть у меня будут жидкие волосы, тем толстые коронарные артерии».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отправить 10000 сообщений и не сойти с ума: зачем компаниям нужен чат-бот Отправить 10000 сообщений и не сойти с ума: зачем компаниям нужен чат-бот

Сегодня социальные сети - основной инструмент коммуникации

Популярная механика
Моя улица Моя улица

Вместо галерей у этих художников — городские стены

Собака.ru
Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу

Лабубу-тренд: эффект сюрприза или ностальгия?

Inc.
Под конвоем заботы. Как женщины отстаивают свое право на труд Под конвоем заботы. Как женщины отстаивают свое право на труд

Можно ли бороться с законами, запрещающими профессии для женщин

Forbes
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Зловещая долина: самый ожидаемый спектакль весны Зловещая долина: самый ожидаемый спектакль весны

Команда «Импресарио» везёт в Москву новую работу Штефана Кэги

Cosmopolitan
О чем Владимир Путин может поговорить с Ким Чен Ыном О чем Владимир Путин может поговорить с Ким Чен Ыном

У России и КНДР есть общие интересы в сфере бизнеса

Forbes
Hyundai I30 N. Один такой Hyundai I30 N. Один такой

Hyundai I30 N выходит на наш рынок в середине весны

АвтоМир
Лягушкин подо льдом, или Причем здесь Mazda CX-9 Лягушкин подо льдом, или Причем здесь Mazda CX-9

Всплыть не получится: над головой 50-сантиметровый слой льда

Популярная механика
Слава под колесами Tesla: как пермяк Олег Кивокурцев придумал самого известного робота из России Слава под колесами Tesla: как пермяк Олег Кивокурцев придумал самого известного робота из России

Олег Кивокурцев основал производителя роботов Promobot в пермском гараже

Forbes
044 Rose: «Украинское отличие — в том, что мы из ничего делаем все» 044 Rose: «Украинское отличие — в том, что мы из ничего делаем все»

Про планы на будущее и бедность как стимулятор творческого роста

Esquire
С Божьей помощью: звезды, которые вымолили своих детей С Божьей помощью: звезды, которые вымолили своих детей

Для многих женщин один из главных страхов в жизни – невозможность иметь детей

Cosmopolitan
Титан, тишина и саморазрушение: на что способны современные шины Титан, тишина и саморазрушение: на что способны современные шины

Современные шины – не просто резиновая смесь на колесных дисках

Популярная механика
9 признаков того, что ты ей не абсолютно не интересен (извини, это правда конец) 9 признаков того, что ты ей не абсолютно не интересен (извини, это правда конец)

Это просто нужно признать, быстрее пережить трагедию и быстрее переключиться

Playboy
Klim Eastwood: «Я хочу оставаться загадкой, как круги на полях» Klim Eastwood: «Я хочу оставаться загадкой, как круги на полях»

Первый виртуальный рэпер рассказал, как пришел в рэп

Esquire
Открой декольте Открой декольте

С возрастом над красивым декольте придется поработать. Однако методы есть

Домашний Очаг
Человеческая комедия Человеческая комедия

GQ встретился с Сергеем Буруновым, который умеет смешить без видимых усилий

GQ
Почему в XXI веке, когда люди летают в космос, соборы все еще горят (и что ждет Нотр-Дам теперь) Почему в XXI веке, когда люди летают в космос, соборы все еще горят (и что ждет Нотр-Дам теперь)

Почему полеты в космос не помогают человечеству тушить пылающие памятники

Esquire
Как Эрик Клэптон стал настоящим fashion-гуру Как Эрик Клэптон стал настоящим fashion-гуру

Он научит вас сочетать Versace, Armani и Supreme

GQ
6 неожиданных вещей, потрогав которые, нужно срочно мыть руки 6 неожиданных вещей, потрогав которые, нужно срочно мыть руки

На этих предметах бактерий больше, чем под бочком унитаза

Playboy
Благородное собрание Благородное собрание

Собирать искусство — это фэшн!

Собака.ru
Почему не стоит выбирать телевизор прямо в магазине? Почему не стоит выбирать телевизор прямо в магазине?

Принесли из магазина домой, подключили, а телевизор плохо показывает?

CHIP
Российские ученые начнут выращивать клетки человека в космосе Российские ученые начнут выращивать клетки человека в космосе

Ученые Сеченовского университета разрабатывают специальный биореактор

Популярная механика
Зарядка для ума Зарядка для ума

Audi продолжает работать над созданием линейки полностью электрических моделей

АвтоМир
Виктор Добронравов. Баловень судьбы Виктор Добронравов. Баловень судьбы

О чем мечтает Виктор Добронравов

Караван историй
На линии арта На линии арта

Директор Музея Москвы о женском лидерстве и кошмарах музейных работников

Cosmopolitan
Олимпийский резерв Олимпийский резерв

В Афины стоит ехать за современным искусством и дизайнерскими магазинчиками

AD
Где заработать миллиард. Рейтинг отраслей экономики-2019 Где заработать миллиард. Рейтинг отраслей экономики-2019

В каких отраслях экономики наибольшая концентрация участников списка Forbes

Forbes
Конкуренция за Луну: во что обходится покорение ночного светила Конкуренция за Луну: во что обходится покорение ночного светила

Осваивать Луну всерьез намерены Израиль, США, Россия и азиатские страны

Forbes
ЦБ решил не менять ключевую ставку. Как это скажется на валюте, фондовом рынке и кредитах? ЦБ решил не менять ключевую ставку. Как это скажется на валюте, фондовом рынке и кредитах?

ЦБ сохранил ставку на уровне 7,75%, однако допустил ее снижение во 2-3 кварталах

Forbes
Открыть в приложении