Отрывок беседы с миллиардером Алексеем Мордашовым

ForbesБизнес

«Сейчас испытываем нехватку то одного, то другого миллиарда»: Алексей Мордашов о богатстве, работе по 12 часов, ошибках и диете

28 марта в отеле «Метрополь» состоялась встреча Forbes Club с владельцем «Северстали». Мы публикуем отрывок беседы с миллиардером

Николай Усков, Всеволод Дубин, София Киселева, Нинель Баянова, Ярослав Бабушкин

snimok_ekrana_2019-04-03_v_16.24.55.png__1554301732__73024.png

Алексей Мордашов был на первой обложке российской версии Forbes в 2004 году. Спустя 15 лет, одним из главных героев юбилейного номера вновь стал владелец «Северстали». В интервью редакционному директору Forbes Николаю Ускову миллиардер поделился секретами вечной молодости, рассказал о мотивации работать по 12 часов в сутки и об отношениях с детьми.

Алексей Александрович, если посмотреть на обложки Forbes 2004 и 2019 годов, вы сильно помолодели.

Ой, спасибо!

Я бы хотел начать с этой несерьезной темы. Что вас мотивировало — любовь, кризис среднего возраста? Как вы добились и почему?

Во-первых, спасибо за приглашение! И спасибо за такой устойчивый 15-летний интерес Forbes к моей скромной персоне и к нашей замечательной компании. А что касается внешнего вида, ответ, наверное, очень простой: хочется быть лучше. Очень много вызовов, которым нужно противостоять, а для этого нужна физическая сила и выносливость. И когда начинаешь работать над собой последовательно и четко, получается побочный результат, который вы сейчас описали. Как-то специально я внешностью не занимался вне всяких сомнений, но постоянная работа над повышением работоспособности и привела к этому.

Как часто вы занимаетесь спортом?

Это очень зависит от ситуации, но у меня есть некая норма, которой я стараюсь придерживаться, некое количество часов, некое количество упражнений, которое в неделю я должен сделать. И я, несмотря на все обстоятельства, стараюсь их делать.

А диета есть какая-то?

Да. Наверное, нельзя назвать это именно диетой, но определенные ограничения есть, причем их довольно много. Очевидно, что если я буду пить пиво и есть сосиски, то быстро вернусь обратно к тому состоянию. Поэтому я достаточно избирательно подхожу к еде. Это, кстати, не очень сложно, если настроиться. Меня время от времени спрашивают на эту тему, как-то меня спросил сотрудник: «Говорят, вы открыли секрет вечной молодости». Я сначала не знал, что ему сказать, а потом задумался, что в известной степени, может быть, и открыл, и он очень простой. Могу поделиться.

Да, конечно. Тут все немолоды…

Да, и это, кстати, одна из частей ответа на ваш вопрос, поскольку надо что-то делать с этим, чтобы просто дальше как-то продолжать ту работу по созданию стоимости, которую все мы ведем. Очень простой рецепт: это, конечно, благодарение Богу и генетике, и постоянная работа над собой. Но вот что я обнаружил, еще более важное, когда ты начинаешь практиковать последнее, то быстро обнаруживаешь и первое — благодарение Бога и хорошую генетику. Просто надо работать над собой, вот, собственно, и все.

Вы работаете над собой не только в плане внешности, да? Как вы себя мотивируете, что вами движет сегодня?

Я задумывался на эту тему и задумываюсь регулярно, и прихожу к следующим для себя ответам. Первое: я не знаю, что меня мотивирует. Нет ничего такого внешнего, например, деньги или слава, что еще может быть классическим мотиватором для меня. Есть какой-то внутренний драйв: ты почему-то делаешь это, потому что не можешь иначе. По моему ощущению, это, может быть, единственный правильный мотиватор для человека, если он хочет добиваться высоких результатов и целей. Я прочитал недавно фразу Рокфеллера: «Если вы хотите заработать деньги, то у вас их никогда не будет». Может быть, в этом что-то есть. Ты должен хотеть непонятно почему, но просто внутреннее хотеть создания стоимости, каких-то успехов, каких-то продвижений вперед, и тогда это тебя заставляет двигаться всегда вперед.

Я постоянно задаю себе вопрос: где я отстал, что надо делать? Пытаюсь как-то развиваться, учиться, куда-то ездить, с кем-то встречаться, разговаривать. Не могу сказать, что я сильно преуспел в этом, но пытаюсь. Мне очень помогают мои коллеги, они тоже время от времени что-то находят, какие-то идеи приносят, и они время от времени ставят меня перед всякими вызовами, и это заставляет двигаться вперед.

Попав в эту колею, ты уже чувствуешь, с одной стороны, этот внутренний драйв, а с другой стороны, ощущение, что ты уже из нее не можешь выпрыгнуть без каких-то чрезвычайных потерь. Наша жизнь так динамична и так напряжена, что тебе все время нужно оставаться конкурентоспособным, а для этого нужно встречать новых людей, искать новые идеи, соприкасаться с какими-то новшествами. Не могу сказать, что я очень хорошо это делаю и у меня какая-то замечательная система, но я все равно стараюсь придумывать себе какую-то конкуренцию, какие-то вещи, которые нужно изучить. К своему стыду, книг я почти не читаю, все больше какие-то дайджесты, статьи.

Я стараюсь систематически практиковать и могу кому угодно посоветовать думать, что называется, out of box. Если вы металлург, машиностроитель, занимаетесь ретейлом или золотом, очень важно читать, смотреть, думать про многое другое. Причем не обязательно про другие индустрии, а про другие части жизни, про культуру, искусство. Все правильные идеи, как показывает практика, появляются на стыке чего угодно. И очень важно понимать, что думают люди, куда идет мир, что происходит в целом.

А за чем вы сейчас следите? У вас есть какая-то страсть?

Хотите военную тайну какую-то выведать, да?

Ну, нам же интересно… Хочется столько же денег, сколько у вас.

Это можно, да. Должно еще повезти сильно, конечно. Я сейчас слежу за темами, связанными с диджитализацией. Есть очень интересные современные тренды, которые влияют на все: на то, как мы едим, одеваемся, путешествуем, делаем бизнес-проекты. Это цифровизация, обмен информацией, интернет; роботизация обещает много всяких неожиданностей; то, что связано с самоуправляемыми машинами, новыми средствами транспорта. Диджитализация сейчас очень популярный топик, об этом только ленивый не говорит, но изменения в социальной жизни менее остро обсуждаются менеджерами и предпринимателями, а они могут оказать на нас большее влияние.

Способ, которым мы управляем людьми и взаимодействуем друг с другом на работе и в жизни, мне кажется, меняется и будет очень сильно меняться. И вот для нас, для нашей компании, я считаю, один из главных вызовов — воспользоваться возможностями и избежать рисков, которые это несет. Мы все, я, в частности, вырос в огромной индустриальной компании, которая, по сути, повторяла культурную парадигму начала XX века. Помните, Форд как-то сказал, что клиент может получить у него автомобиль любого цвета, если этот цвет черный. Это было реализовано абсолютно ярко — не только в отношении маркетинга, но и в отношении людей на знаменитых фабриках Форда, которые были суперуспешными и в свое время сделали огромный шаг вперед по сравнению с той эпохой. Но для того времени был типичен механистический подход к определению места и роли человека в процессе производства. Это были биороботы на конвейере, биороботы в офисе. Рассказывают легенды о том, что у Форда был кабинет в лифте со стеклянной стеной, и он ездил между этажами здания и смотрел из лифта, как работают клерки. И сам Форд пишет, что у него был в компании дурак, задачей которого было – читать инструкции. И вот пока он не поймет эти инструкции, они не запускались в работу. Считалось, что, если уж он понял, все остальные тоже поймут.

Это такая очень яркая квинтэссенция того, что ушло в прошлое. Но элементы этого ведь остались по сей день. И в нашей компании, боюсь, тоже, и во многих компаниях в этом мире. Но это больше нерелевантно. И будет побеждать тот, кто по-другому построит внутреннюю культуру, в том числе огромных, старых, индустриальных корпораций типа «Северстали», металлургических или машиностроительных. Насколько мы готовы, насколько мы понимаем это? Это же огромные изменения в сознании людей, в отношении к жизни. Вот это очень интересно.

Я наткнулся на такую интересную цитату. Дэвид Роуз, автор бестселлера об английском инвестировании, говорит, что любая компания, которая была успешна в XX веке, обречена на провал в XXI. Вы с этим согласны?

И да и нет. Поясню. Да — ровно в том смысле, о котором я сейчас пытался говорить. То, что было успешным в прошлом веке, не только в начале прошлого века, но и в конце, похоже, перестает быть источником конкурентного преимущества и успеха.

Даже в такой консервативной области, как сталь?

Вне всяких сомнений. Мы пригласили одну известную российскую компанию — не хочу называть имена, которая работала и у нас, и у других крупных металлургических заводов. Она занималась аналитикой больших данных в области расхода ферросплавов в сталелитейном производстве. Так вот она брала большой массив данных, обрабатывала это классическими методами и выдавала рекомендации, которые позволяют на 9% снизить расход ферросплавов. Это не единственная и, наверное, не самая большая статья наших расходов, вне всяких сомнений, но это хороший пример, как из ничего рождается что-то. Тот, кто не будет этого делать, не преуспеет.

Целью нашей стратегии во многом является не снижение расхода ферросплавов и совершенствование себестоимости, хотя, конечно, мы должны оставаться конкурентными и по издержкам, это один из наших несомненных приоритетов. Главный наш фокус — быть более клиентоориентированными, только за счет этого мы видим возможность создать высокую стоимость в нашем очень конкурентном секторе, где создать и удержать конкурентное преимущество долгосрочно практически никто пока не может.

Как мы собираемся это сделать? Мы хотим быть настолько полезными нашему клиенту, чтобы он хотел оставаться с нами всегда. Это не только в металлургии, но и в любом другом секторе. А как этого добиться? Нужно людей как-то выстроить, найти такие методы, чтобы наши люди все — от тех, кто работает с клиентами, до всех наших рабочих, были вовлечены в это искренне и заинтересованы постоянно. Это означает, что нужны другие отношения между людьми. Нам нужна внутренняя коммуникация, и мы хотим опереться на опыт социальный сетей.

Вы спросили меня, процитировав Роуз, имеют ли компании из XX века шансы в XXI веке. Сначала ответ — нет, если они остаются теми же самыми. Но в принципе, компании, которые были успешны в XX, вполне имеют шансы быть успешными в XXI, если они перестанут быть теми, какими были в XX, и станут другими. Если мы станем другими, у нас есть прекрасные шансы на успех. Мы очень уверенно смотрим в будущее, несмотря на огромное количество рисков и вызовов, с которыми сталкиваемся.

Клиентоориентированность, создание совершенно новой культуры. Что-то еще или это главное?

Это главное, поскольку это ключ ко всему. Бизнес делают не машины, а люди, каким бы высокотехнологичным или не высокотехнологичным считался сектор. Кстати, низкотехнологичных секторов, наверное, уже и не осталось, потому что современные технологии универсальны, везде применимы и везде востребованы. Новые технологии везде важны — и в новых секторах, и в старых. Эти старые сектора уже настолько оптимизированы, что без новых технологий и следующий шаг сделать трудно. И нам предстоит все это сделать. Плюс, конечно, диджитализация. Она точно меняет наш мир, наше лицо, и нам очень важно успеть. Хотя диджитализация — это часть технологий, и не она одна. И все это на базе людей. Собственно, это простая технология в изложении, но очень трудная в реализации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как производитель шприц-ручек для «Оземпик» завоевывает рынок лекарств для похудения Как производитель шприц-ручек для «Оземпик» завоевывает рынок лекарств для похудения

Как SHL Medical завоевал успех на рынке препаратов для похудения?

Forbes
Пережившие смерть Пережившие смерть

Черчилль был так потрясен здешними саваннами, что назвал их «жемчужиной Африки»

Огонёк
Главы моды: как женщины развивают модную индустрию Главы моды: как женщины развивают модную индустрию

Самые влиятельные героини модной индустрии в России и основательницы брендов

Forbes
Иду по приборам: первый серийный вертолет Ми-26Т2В Иду по приборам: первый серийный вертолет Ми-26Т2В

Холдинг «Вертолеты России» представил новейший военно-транспортный вертолет

Популярная механика
Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога

Заниженная самооценка мешает нам строить здоровые отношения и карьеру

Psychologies
Спасибо за «вафлю»! Спасибо за «вафлю»!

«Вафельница» — пожалуй, самое полезное нововведение

4x4 Club
Заводите моторы! Заводите моторы!

Те самые мотоциклы, что в этом сезоне лишат нас сна и аппетита

Quattroruote
Какие вложения в науку могут повлиять на экономический рост Какие вложения в науку могут повлиять на экономический рост

Volkswagen тратит на НИОКР сумму, сопоставимую с финансированием всей науки

Forbes
Агломерации: вампиры или доноры? Агломерации: вампиры или доноры?

Целью градостроительства должно стать общественное благо

Эксперт
Карликовые свиньи, мини-тигры: как селекционеры выводят новые породы миниатрюрных животных Карликовые свиньи, мини-тигры: как селекционеры выводят новые породы миниатрюрных животных

Откуда берутся уменьшенные версии больших животных?

Esquire
Не до смеха: 70 лет назад появился КВН-49 Не до смеха: 70 лет назад появился КВН-49

Через три года после окончания войны в СССР началось регулярное телевещание

Популярная механика
Эмоции – его стихия Эмоции – его стихия

Новый компактный кроссовер призван привлечь внимание новой для Lexus аудитории

АвтоМир
Военные против 5G: что потеряет Россия без нового стандарта связи Военные против 5G: что потеряет Россия без нового стандарта связи

Реализация программы «цифровой экономики» буксует

Forbes
Диалог с молчанием Диалог с молчанием

«Проклятые» вопросы о внеземных цивилизациях и их поиске

Огонёк
044 Rose: «Украинское отличие — в том, что мы из ничего делаем все» 044 Rose: «Украинское отличие — в том, что мы из ничего делаем все»

Про планы на будущее и бедность как стимулятор творческого роста

Esquire
Клетки жизни Клетки жизни

Что такое витрификация ооцитов и почему о ней нужно знать каждой женщине

OK!
Свой парень Свой парень

Дружба между мужчиной и женщиной, пожалуй, вызывает больше всего вопросов

Добрые советы
Веское слово Джексона Веское слово Джексона

Разменяв восьмой десяток, Джексон не собирается останавливаться на достигнутом

Esquire
Volkswagen Passat: хочу отличаться Volkswagen Passat: хочу отличаться

Белоснежный седан с дизелем в самой дорогой комплектации

АвтоМир
5 важных моментов в третьей серии «Игры престолов», которые ты скорее всего пропустил 5 важных моментов в третьей серии «Игры престолов», которые ты скорее всего пропустил

Вот что нужно знать для понимания следующих серий «Игры престолов»

Maxim
Do not disturb Do not disturb

Признаться, KIA Sorento Prime произвёля крайне неоднозначное впечатление

4x4 Club
Человек на борту Человек на борту

Пора покупать свой джет

Robb Report
Что подарить девушке на первом свидании: гид для тех, кто не хочет облажаться Что подарить девушке на первом свидании: гид для тех, кто не хочет облажаться

Сейчас мы расскажем, как произвести неизгладимое первое впечатление

Playboy
Нужна ли организму чистка? Нужна ли организму чистка?

Процедуры детокса сегодня очень популярны. Но всегда ли это приносит пользу?

Лиза
13 фильмов, которые тайно обожают мужчины, никому в этом не признаваясь 13 фильмов, которые тайно обожают мужчины, никому в этом не признаваясь

Каких своих любимых фильмов мужчины стыдятся больше всего?

Playboy
Театр Сатира Театр Сатира

Главный редактор Esquire и YouTube-пародист Satyr препарируют современный юмор

Esquire
Как создать бизнес в $800 млн на здоровом образе жизни Как создать бизнес в $800 млн на здоровом образе жизни

Компания Пола Сциаллы выдает помещениям сертификаты о соответствии велнес

Forbes
25 экранизаций Стивена Кинга, которые страшнее «Кладбища домашних животных» 25 экранизаций Стивена Кинга, которые страшнее «Кладбища домашних животных»

Слабонервным лучше отойти от экрана!

Playboy
Профессиональный шутник: кто пишет сценарии для ситкомов в России Профессиональный шутник: кто пишет сценарии для ситкомов в России

Кто сегодня заставляет смеяться пятую часть страны

Esquire
Прощай эпоха! Как закроется «Симачев». Афиша последних дней работы главного бара Москвы Прощай эпоха! Как закроется «Симачев». Афиша последних дней работы главного бара Москвы

Показ Walk of Shame, любимые диджеи и море воспоминаний

Vogue
Открыть в приложении