Человек любопытный. Почему умение учиться — главный навык будущего
Университеты должны учить тому, что будет востребовано только через несколько лет. Возможно ли это в принципе?
Нет ничего более консервативного, чем образование. Сотни лет сохраняются общие принципы обучения, и лекции, проводившиеся на рубеже XIII века в университете Коимбры (Португалия), ровно так же проводятся в наше время в московских вузах. За четыре (бакалавриат), пять (специалитет) или шесть (магистратура) лет студенты получают массу знаний, часть из которых может им пригодиться в будущей профессиональной деятельности. Но за последние пару десятков лет наметилось изменение требований к организации и содержанию обучения студентов. Дело в том, что развитие сетей передачи данных и технологий обмена информацией резко изменило суть труда и подходы к реализации трудовой функции.
Прежде всего, практически полностью пропала зависимость от запоминания. Если раньше человек энциклопедических знаний, хранящий в голове факты, был «на коне» только в силу этого своего свойства, то сейчас любой подросток со смартфоном и поисковой системой в сто раз «эрудированнее» своего гениального предка. Ушли в прошлое ряд профессий, связанных с каталогизацией и поиском данных, под вопросом будущее аналитиков, преобразующих данные в информацию, а информацию в знания. Развитие интернета кардинально изменила подход к поиску, а иногда и применению информации.
Во-вторых, технологизация и роботизация труда постепенно вытесняет человека из сфер, требующих рутинного повторения операций. Причем речь уже не идет о простейших действиях, умные компьютеры и искусственный интеллект подменяют людей там, где вчера еще это казалось немыслимым: в журналистике, медицине, военном деле. Мир как будто уже шагнул во времена, предсказанные фантастами 20-ого века, где компьютер взял на себя всю заботу о человечестве, а мы с вами почиваем на лаврах. Это еще не совсем так, но нельзя спорить с тем, что все меньше и меньше людей остается на производстве и в сельском хозяйстве. Цифры не лгут, а если верить исследованиям экономистов Карла Фрея и Майкла Осборна, в США к 2033 году под натиском роботизации рискует исчезнуть 47% рабочих мест, существующих в 2018 г.
Погоня за производительностью труда людей и постоянное сокращение издержек приводит к ожидаемым результатам: людей заменяют роботы. Остается не так уж и много сфер, где мы, живые, пока предпочтительнее роботов. Это, прежде всего, логистика. Количество людей, задействованных в перевозке других людей и грузов колоссально. Например, в РЖД трудится около 750 000 человек, но если добавить туда численность персонала всех «дочек», то получится примерно втрое больше. В свое время был даже неформальный лозунг у железнодорожников: «Каждый тридцатый работник трудится у нас!». По данным Росстата в сфере транспортировки и хранения у нас занято 8,6 млн человек, это более 10% трудоспособного населения. Представим на миг, что автомобиль стал «умным» и научился ездить без человека? Это фантастика? Вовсе нет. Что произойдет в этот момент? Куда пойдут все те люди, которые до этого его хорошо, честно водили?