Нарушительницы: что общего у «Девушки с татуировкой дракона» и Пеппи Длинныйчулок
В издательстве «Альпина Паблишер» выходит «Тысячеликая героиня» — исследование женских образов в мировой культуре. Ее автор, гарвардский профессор, культуролог и литературовед Мария Татар доказывает, что женщины — не только матери, супруги или богини-покровительницы героев. Forbes Woman публикует отрывок о героинях-трикстерах, которые бросают вызов социальным нормам.
В фильме Финчера [«Девушка с татуировкой дракона»] шеф Лисбет, Драган Арманский, говорит клиенту: «Она необычная». «В каком смысле?» — спрашивает тот. «Во всех смыслах», — отвечает Арманский. «Чужеродный элемент»: именно так — мягко говоря — можно назвать Лисбет, когда она впервые появляется на экране и с целеустремленностью робота шагает по корпоративному зданию в бездушный конференц-зал, где ее ожидают двое мужчин в деловых костюмах. «Я разрешаю ей работать дома», — сухо признается Арманский, перед тем как она появляется на пороге. Даже несмотря на черный ирокез, пирсинг и мотоэкипировку, Лисбет кажется на удивление хрупкой. «Необычная» — именно так она и была воспринята критиками и зрителями, которые не были готовы увидеть на экране настолько непривычную главную героиню: панкообразную, диковатую девушку- хакера, которая добивается справедливости при помощи высоких технологий. Вступая на путь отмщения, Лисбет ставит перед собой твердую задачу раскрыть личность серийного убийцы, оставляющего за собой кровавый след из трупов молодых евреек с библейскими именами (что служит для героини единственной подсказкой в этом деле).
Лисбет обладает способностями, которые, по словам автора, «граничат с волшебством». Впервые мы видим Лисбет в романе глазами ее работодателя Драгана Арманского, который относит ее к разряду «девушек с плоской грудью, похожих на субтильных мальчишек»: она кажется «абсолютно чуждым ему существом». Как и Гермес, она носит плащ (в «гомеровом гимне» Гермес даже именуется «облеченным бесстыдством»). Согласно заключению врачей, консультировавших шведскую социальную службу, Лисбет «интроверт», которого отличают «социальная заторможенность», «отсутствие сопереживания», «эгоцентризм», «психопатическое и асоциальное поведение». По мнению специалистов, она также проявляет «неконтактность» и «неспособность усваивать учебный материал». Можно предположить, что Лисбет демонстрирует типичные черты синдрома Аспергера, однако при всем этом она хитра и проворна, как паучиха, раскинувшая повсюду свои сети. Ее физическая ловкость наглядно представлена в фильме, где она ступает по миру так, словно он весь опутан лазерными растяжками. В своей акробатической гибкости она вновь обнаруживает родство с бесстыжим Гермесом и его фольклорными собратьями, для чьих хитроумных выходок не существует ни границ, ни права частной собственности. Лисбет, хозяйка Всемирной паутины, как ее предшественник Ананси, держит под контролем целую сеть — правда, управляет она ею путем взлома кодов и хакерских атак на системы.
Хакеры пользуются молниеносной скоростью интернета, чтобы обходить меры регулирования и нарушать законы. Лисбет — оторванная от мира, социально неловкая, нелюдимая, агрессивная по отношению к окружающим и предпочитающая темные помещения, от которых у обычного человека может случиться приступ клаустрофобии, — идеально вписывается в ряды таких «супернердов». Но ее кажущаяся безэмоциональность, отсутствие вовлеченности — маска, под которой скрывается искреннее стремление бороться с насильниками, убийцами и другими женоненавистниками и мечта делать мир лучше. За свое согласие хранить молчание о том, что покинувший этот мир Мартин Вангер продолжал семейную традицию убийств молодых женщин, она требует от его семьи выплаты грантов Шведскому государственному объединению кризисных центров для женщин и девушек. Сделка выгодная, хотя и может подорвать ее репутацию борца за социальную справедливость.