Предпринимательницы из разных городов, которые вопреки всему развивают ателье

ForbesБизнес

От Вологды до Мурманска: как женщины управляют региональными ателье по всей стране

Софья Бронтвейн

Фото Getty Images

В Советском Союзе услугами мастерских по пошиву одежды пользовались миллионы людей: домохозяйки, простые работницы, артисты балета, жены чиновников, актрисы. В современной России ателье — это сложный бизнес, на развитие которого решается далеко не каждый. Forbes Woman поговорил с предпринимательницами из разных городов, которые, вопреки всем сложностям и преградам, развивают ателье и верят, что талантливые портные снова будут пользоваться спросом.

Лекало истории

В Советском Союзе мастерские по пошиву одежды, то есть ателье, особенную популярность обрели после Великой Отечественной войны, но они играли важнейшую роль в становлении и развитии моды уже в 1920-е годы. Ателье были поделены на разные категории — от люкса до более доступных, чтобы каждый советский гражданин мог себе позволить услуги портного.

В начале XX века подобные студии были в каждом популярном универмаге. Например, в Москве ателье работали в «Мюре и Мерилизе» (теперь ЦУМ), Верхних торговых рядах (теперь ГУМ) и Фирсановском пассаже (теперь Петровский пассаж). В Санкт-Петербурге лучшие мастерские были расположены в Гостином Дворе на Невском проспекте и Пассаже на Итальянской улице. Приход коммунистов к власти поставил новую задачу перед дизайнерами и модельерами — они должны были создать образ нового советского человека. Нужна была одежда, в которой люди выглядели бы аккуратно и скромно, и при этом им было бы удобно работать. Наркомат просвещения поддерживал развитие ателье, благодаря его усилиям появились «Ателье мод» и «Мастерская современного костюма». Уже в 1930-е годы в стране была сформированная система мастерских по пошиву одежды, которая закрывала потребности очень многих горожан.

Власти активно поощряли создание модных журналов, таких как, например, «Ателье», «Швейник», «Искусство одеваться» и «Работница». В последнее издание статьи писал даже нарком просвещения Луначарский, рассуждая о том, как именно должен одеваться советский человек и должен ли он думать о моде. Русские авангардисты создавали новые лекала и придумывали ткани с агитационными и «правильными» принтами: шестеренками, тракторами и аэропланами взамен цветам и абстрактной геометрии. Мода впервые стала инструментом власти, и управляли этим локомотивом именно ателье. Вся советская правительственная элита заказывала одежду в подобных мастерских, зная поименно закройщиков и портных.

Очереди стояли в ателье №25 Мосиндодежды, где работала Ванда Корж, в ателье №39, где за дизайн отвечала Мария Панкратова, в ателье Художественного фонда, в котором главной портнихой была Варвара Данилина, долгое время считавшаяся самым дорогим и престижным мастером в Москве. Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком Мосту был известен по всей стране благодаря своей мастерской. Там работали Вера Аралова, Валерия Горовиц, Тамара Файдель и Нина Голикова, которая отвечала за разработку молодежной моды. Именно они в 1950-х годах первыми начали использовать для создания одежды современные синтетические материалы — полиамид, полиэстер, эластик и капрон.

Постепенно дома моделей и ателье, существовавшие при них, распространились по всей стране. Там создавали выкройки, которые в дальнейшем использовали для массового производства. Далеко не все граждане СССР могли себе позволить покупку в лучших мастерских страны, поэтому они шли к частным портным и закройщикам, чтобы те шили им модели, публиковавшиеся в журналах. Обращаться в ателье в СССР было нормальной практикой. Никто не считал, что так поступают лишь те, кто не может позволить себе поход в универмаг. Все ходили в мастерские, чтобы иметь уникальную одежду, которой нет у соседей и коллег.

Закройщики, портные и швеи считались очень уважаемыми людьми. Это была востребованная профессия, и многие женщины старались самостоятельно научиться шить, чтобы одевать свою семью и предлагать свои услуги знакомым. В книге «Социальные аспекты моды: мода и цивилизация» представлена статистика, согласно которой даже в 1980-е годы около 30% советских граждан умели шить и вязать и одевали сами себя. В школах девочки на уроках труда учились кройке и шитью, это был важный навык, который прививали на государственном уровне.

Фото Getty Images

С развалом Советского Союза и появлением одежды из-за рубежа потребность в ателье резко снизилась. Иностранные бренды были куда престижнее вещей, сделанных на заказ в ателье, несмотря на то, что качество импортной одежды зачастую было ниже. Портные и закройщики теряли клиентов, потому что в крупных городах России открывались магазины и универмаги одежды. Культура индивидуального пошива постепенно сходила на нет.

Анна Кухарук-Каменская, владелица U Atelier Shop в Твери, считает, что в СССР мастерские по пошиву хорошо развивались, потому что существовало больше государственных «кузниц», специализированных и организованных артелей. «Люди объединялись по профессии и интересам и были обязаны трудиться на благо страны, придумывать и создавать модели одежды. После развала Союза, особенно в первое время, не было материалов. А те люди, у кого завалялся дома драгоценный кусок ткани, просто не могли оплатить труд портной», — считает Кухарук-Каменская. Поэтому портным пришлось искать себя в новых профессиях, и передача опыта прервалась.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Я — сноб. Главный редактор «Альпина.Проза» Татьяна Соловьева Я — сноб. Главный редактор «Альпина.Проза» Татьяна Соловьева

Татьяна Соловьева — том, почему она сноб

СНОБ
Как вернуться в бизнес после банкротства Как вернуться в бизнес после банкротства

Как можно остаться «на плаву» после банкротства

Inc.
Перспективы туризма на Чукотке: маршруты, мифы и природа Перспективы туризма на Чукотке: маршруты, мифы и природа

Чукотка активно развивает сферу туризма и восстанавливает турпоток

ФедералПресс
Как кофеин влияет на мозг и тело: неожиданные факты Как кофеин влияет на мозг и тело: неожиданные факты

Исследования выявили ряд интересных фактов, связанных с кофеином

Psychologies
Лихачева, Сапрыкин, Михайлова — о тревожном мире и неопределенности Лихачева, Сапрыкин, Михайлова — о тревожном мире и неопределенности

Что вызывает тревогу прямо сейчас и можно ли с этим справиться?

РБК
Где найти хорошую няню Где найти хорошую няню

Агентства, объявления, сарафанное радио – как выбрать хорошую няню?

Лиза
Тень сомнений Тень сомнений

Кажется, что вскоре техника будет неотличима от магии, а мир наполнится чудесами

Правила жизни
Собирание земель русских Собирание земель русских

Кто поверит, что на месте Уральских гор когда-то плескался океан?

Вокруг света
Сезон открытий Сезон открытий

Программа минимум в Астраханской области: Волга, вобла и арбузы

Лиза
«Вместе навсегда» «Вместе навсегда»

8 правил, которые помогут спасти брак

Лиза
Философ у отверстого гроба Философ у отверстого гроба

Жизнь и смерть французского философа Николя де Кондорсе

Знание – сила
Почему у коршуна острое зрение Почему у коршуна острое зрение

Какие же особенности глаза позволяют птицам так хорошо видеть?

Наука и жизнь
Миссия перевыполнима Миссия перевыполнима

Коммерческий директор Villagio Estate Алексей Коротких привык целиться масштабно

Men Today
«Задавать вопросы — творческий труд». Отрывок из книги «Метод Сократа» «Задавать вопросы — творческий труд». Отрывок из книги «Метод Сократа»

Как задавать вопросы по методу Сократа

СНОБ
Забудь, если ты на диете Забудь, если ты на диете

10 самых калорийных фруктов

Лиза
Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды

Как социальные сети могут использовать против владельца страницы

Forbes
Креативная Якутия: каких высот достигла республика в сфере IT Креативная Якутия: каких высот достигла республика в сфере IT

Как регион, прославившийся алмазами и мамонтами, стал ассоциироваться с IT?

ФедералПресс
Повторится ли дефолт 1998 года: размышления экономиста Повторится ли дефолт 1998 года: размышления экономиста

Насколько справедливы исторические параллели и к чему готовиться россиянам

ФедералПресс
Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление

История первой гимназии Санкт-Петербургской Академии наук

Знание – сила
Фокусы престолов Фокусы престолов

«Зимний король»: артуровские легенды в формате «как оно было на самом деле»

Weekend
Самодостаточность — не изоляция Самодостаточность — не изоляция

Успешно ли трансформируется IT-отрасль и будет ли достигнут цифровой суверенитет

FP. BusinessReview
Самые необычные политические партии мира Самые необычные политические партии мира

Самые странные политические партии в мире и их программы

Maxim
С видом на город С видом на город

Интерьер, оформленный в современной эстетике

Идеи Вашего Дома
Такси высокого полета Такси высокого полета

Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

РБК
Театр божественных действий Театр божественных действий

«Голда»: история первых дней войны Судного дня

Weekend
Смерть в Венеции: почему «Киллер» — самый невзрачный фильм Дэвида Финчера (но его все равно стоит ждать) Смерть в Венеции: почему «Киллер» — самый невзрачный фильм Дэвида Финчера (но его все равно стоит ждать)

«Киллер» — технически совершенный, но удивительно монотонный фильм Финчера

Правила жизни
Практичный контемпорари Практичный контемпорари

Стильное пространство с интересными деталями

Идеи Вашего Дома
Разумный Макс Разумный Макс

Флагманский кроссовер Chery дебютирует обновленным

Автопилот
Аскезы, диджитал-детокс и другое Аскезы, диджитал-детокс и другое

Какие из оздоровительных практик героини решили испытать на себе, и что вышло?

Здоровье
Открыть в приложении