Немалые бизнес-стратегии для малых предприятий
Выживаем в конкуренции
После ухода из России западных брендов перед российскими компаниями открылись новые перспективы. У кого-то появилась возможность занять освободившуюся нишу, кто-то смог получить новых клиентов, увеличить средний чек или запустить новый бренд. Но при этом конкуренция за инвестиции, за кадры, за новые ниши только усилилась. Непредсказуемая, изменчивая бизнес-среда — вот что досталось поколению современных предпринимателей. С этим нужно учиться работать. FBR разбирался в том, что приносит успех в современных реалиях и какие конкурентные стратегии позволяют добиваться успеха, а какие — нет.
Только за 2022 год российский рынок покинули более 250 производителей товаров, всего же за полтора года ушло около 500 брендов продуктов, техники, одежды, обуви, бытовой химии, программного обеспечения и т. д.
Уход этих иностранных компаний открывает ниши для фирм из других стран, делая их выход на российский рынок менее затратным. Это же касается и отечественных производителей, которые в ситуации снижающегося доминирования крупных конкурентов получают уникальную возможность закрепиться в своих товарных категориях. Фактическое прекращение маркетинговой активности со стороны международных брендов позволяет российским торговым маркам занять их место в коммуникационном пространстве и существенно расширить потребительскую аудиторию. В последний раз такая ситуация складывалась в конце девяностых — начале двухтысячных, однако тогда российский бизнес воспользоваться этой возможностью в полной мере не сумел.
Анализ решает все
Небольшие предприятия все время вынуждены искать способы выживания и развития в условиях жесткой конкуренции. В такой ситуации эффективные бизнес-стратегии могут стать ключевым фактором успеха.
Первый шаг к развитию бизнеса в условиях жесткой конкуренции — провести анализ рынка и конкурентов. Это поможет понять, что делают конкуренты, какие продукты и услуги они предлагают, как они рекламируются и какие цены устанавливают. Анализ также поможет определить преимущества и недостатки бизнеса по сравнению с другими фирмами на рынке.
Андрей Косинцев — исполнительный директор компании «Эристон», которая собирает из комплектующих узлы для российского машиностроения, говорит, что ему помогли определиться, выходить на этот рынок или нет, разработанные им самим маркеры, определившие перспективность ниши. «Все получилось случайно. Дело было в апреле 2022 года. Услышал от сокурсников, что у их знакомых проблема — ушел иностранный производитель, но продукт не могут бросить выпускать, госзаказ. Ни о чем разговор, просто в баре болтали. Но утром я зашел на сайт компании, посмотрел продукцию, понял, о чем идет речь. Оказалось не