Как складывались жизни художника Пьера Огюста Ренуара и его сына Жана

Караван историйКультура

Огюст и Жан Ренуары. Любовь по наследству

В последнее время Ренуар-младший все чаще вспоминал слова отца: "Если надумаешь жениться, помни, настоящая профессия жены - ты и твои дети. Держи ее дома! Лично я люблю женщин неграмотными и подмывающими задок младенцев".

Юнна Чупринина

Виллу рядом с городком Кань-сюр-Мер художник купил в 1907 году. Фото: Christie's Images/www.bridgemanimages.com/Fotodom/фото репродукции картины "Дом в "Коллетт" в Кане" работы Пьера Огюста Ренуара, 1912 г. Частная коллекция

Катрин не могла поверить своим ушам и раз за разом переспрашивала мужа:

— Хочешь сказать, что не будешь за меня бороться?

— Как ты не поймешь... — оправдывался Ренуар. Они прожили в любви и согласии больше десяти лет, Жан снял жену в шести фильмах. Но на сей раз дирекция студии стояла насмерть: в первой его звуковой картине сыграет другая артистка. — Ты просто слишком хороша для них.

— Что значит «слишком»? Вот для твоего отца я была просто хороша! Патрон Огюст — действительно великий человек, даже в немощи — скрученный артритом, парализованный. Ты ему и в подметки не годишься!

— Деде, милая...

— Не смей меня так называть!

Она ненавидела это имя, напоминающее о временах, когда Андре Мадлен была всего лишь пятнадцатилетней простушкой-натурщицей, а не кинодивой Катрин Гесслинг с афиш, которыми увешан весь Париж. Жан начал заводиться: он считал жену хорошей актрисой, но не мог понять, почему та не любит вспоминать свое модельное прошлое у «самого Ренуара». Впрочем, раздражение быстро улеглось: уничижительное сравнение с отцом не обижало, Жан никогда не чувствовал себя живущим в его тени. Да, возможно, он не унаследовал дарования Огюста, но жизнелюбие и легкий нрав перенял точно. «Надо дать Деде остыть, — подумал Жан. — Уверен, у нее хватит благоразумия не жертвовать семьей ради карьеры».

Но даже надеясь на лучшее, в последнее время Ренуар-младший все чаще вспоминал слова отца: «Если надумаешь жениться, помни, настоящая профессия жены — ты и твои дети. Держи ее дома! Лично я люблю женщин неграмотными и подмывающими задок младенцев».

Такой была Алина — его мать. Родители Жана встретились в конце 1879 года. За спиной почти сорокалетнего Пьера Огюста Ренуара, шестого ребенка из небогатой семьи лиможского портного с рано проснувшимся художественным даром, к этому времени были Школа изящных искусств, борьба с академизмом, дружба с Сислеем, Базилем, Клодом Моне, Писсарро и первая совместная выставка, завершившаяся провалом, после которой их назовут импрессионистами. К моменту знакомства с будущей женой он еле сводил концы с концами: картины не продавались, заказов почти не имел. Помимо кистей, красок и мольберта Огюст только и нажил, что три поношенных костюма да две пары ботинок.

Ренуару было почти сорок, когда он встретился с Алиной. ​​​​​Фото: www.bridgemanimages/fotodom/фото репродукции портрета Пьера Огюста Ренуара работы Фредерика Базиля, 1867 Г. Музей Орсе, Париж

Дочери булочника Алине Шариго из деревни Эссуа исполнилось двадцать. Малышке не было и двух лет, когда отец сбежал от семьи на другой конец света — в Северную Дакоту. Мать-портниха, вынужденная податься на заработки, возвращалась домой лишь раз в год, на Пасху, и Алина считала родителями дядю с тетей, на попечение которых ее оставили. Она окончила школу для девочек, где монашки помимо прочего обучали воспитанниц рукоделию — впоследствии это станет ее профессией. В пятнадцать лет Алина перебралась к матери в Париж: Мелани Шариго пристроила дочь ученицей модистки. Угол сняли у подножия Монмартра, обедать ходили в кафе-молочную «У Камиллы». Там в закутке за перегородкой кормили простой деревенской едой с обязательным бри на десерт — «королем сыров» по мнению Ренуара, который, живя напротив, тоже здесь столовался.

Полнотелая, но с необычайно легкой походкой, Алина будто сошла с его картин. «Хочется погладить ее по спинке и почесать за ушами!» — признался он друзьям и тут же уговорил аппетитную девушку попозировать: на облюбованном богемой Монмартре это считалось обычным делом. Иногда, делая набросок, Огюст откладывал в сторону кисти и восхищенно разглядывал модель, думая: «К чему мучиться?» Женщина, которую он мечтал написать, была из плоти и крови — только протяни руку.

Довольно скоро они стали любовниками, Алина практически поселилась в мастерской. Ренуар водил подругу на танцы и вывозил на пикники за город. Как-то незаметно мадемуазель Шариго стала важной частью его жизни. Но когда она предложила перебраться к ее родне в деревню, где жизнь стоила куда дешевле, чем в столице, Огюст запаниковал. Подставлять шею под хомут и ограничивать свою свободу он не собирался.

Конечно, в жизни Ренуара и раньше случались романы, как правило, необременительные. Первым увлечением стала некая Берта, содержанка богатого старика. А первой настоящей любовью — юная дочка станционного смотрителя Лиза Трео, с которой Огюст написал множество портретов. Они познакомились весной 1866 года у парижского архитектора и коллекционера независимых от Академии художников Ле Кера. Его вилла в Марлотт располагалась неподалеку от Фонтенбло, куда импрессионисты часто приезжали поработать.

Фото: Fine Art Images/Legion-media/фото репродукции картины "Большие Купальщицы" работы Пьера Огюста Ренуара. Художественный музей Филадельфии

Летом 1870 года мадемуазель Трео родила Жанну, которую отдали в семью некоей вдовы в дальнюю деревушку, — Ренуар отцовства не признал и под венец молодую мать не позвал. Впрочем, не отказывался помогать дочери и даже пообещал в будущем оплатить ее приданое. Лиза Огюста не простила и порвала отношения, а спустя пару лет вышла замуж за архитектора. Забегая вперед: Алина о внебрачной дочери мужа никогда не узнала. Хотя когда Жанна овдовела, Огюст ее поддержал, а в написанном в 1908 году завещании установил «мадам Жанне, вдове Робине, булочнице в Мадре (Мейен)» пожизненную ренту.

Были и другие прелестницы. Например разбитная Маргерит Легран по прозвищу Малышка Марго, неожиданно скончавшаяся от оспы. Да и в кафе «Лягушатник» Ренуар захаживал не только ради прекрасного вида на Сену, но и, собственно, из-за «лягушек», как называли собиравшихся там девиц легкого поведения. Он не скрывал, что всегда любил женщин, но счастливо избегал любовных оков и связанных с ними трагедий. Как-то Огюст пригласил Алину в «Комеди Франсез», где в пьесе Мольера блистала одна из его любимых моделей Жанна Самари. После спектакля актриса за кулисами подошла к девушке и, окинув ее оценивающим взглядом, протянула: «Какая вы миленькая... Но должна предупредить, Ренуар не создан для брака. Он идет под венец с каждой, кого пишет, — через прикосновение кисти».

Актриса Жанна Самари, блиставшая на сцене «Комеди Франсез», была одной из любимых моделей Ренуара. Но романа не случилось: живописец не любил самостоятельных женщин… Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom
…оттого и взял в жены Алину Шариго, которая обеспечила мужу мир и покой. Фото: Fine Art Images/legion-images/фото репродукции картины "Материнство" работы Пьера Огюста Ренуара. Музей Орсе, Париж

Алина выдавила подобие улыбки. А ночью, не выдержав, задала Огюсту извечный женский вопрос:

— У тебя с этой Жанной что-то было?

— Дурочка, — Ренуар закрыл ей рот ладонью. — Знал я художников, которые вместо того, чтобы писать женщин, их соблазняли, — они не создали ничего значительного.

Импрессионисты старались запечатлеть реальный мир в его изменчивости. Оттого рисовали, как правило, с натуры. Моделью для картины Ренуара «Обнаженная в солнечном свете» стала Анна Лебер. Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom/фото репродукции картины "Обнаженная в солнечном свете" работы Пьера Огюста Ренуара, около 1876 г. Музей Орсе, Париж

Понимая, что все глубже увязает в отношениях, Огюст испугался и под предлогом того, что хочет набраться новых впечатлений, отправился путешествовать. Хотел вдали от подруги решить, не пришла ли пора оставить ее? Но воспоминания о возлюбленной неотвязно преследовали, наполняя душу тоской. На Капри он написал «Белокурую купальщицу» — портрет Алины, а перед возвращением послал ей сухую телеграмму с сообщением о дне и времени прибытия поезда. Та, ни словом не попрекнув, встретила его на Лионском вокзале. Больше они не расставались.

Алина с матерью переехали к Огюсту. Ведение хозяйства взяла на себя мадам Шариго. Готовила Мелани отлично — потчевала кавалера дочери телятиной под белым соусом, суфле и кремами по особому рецепту. Но характер у нее оказался несносным. Мадам Шариго постоянно пилила художника, напирая на нехватку денег: «Вы не берете еще телятины? Наверное, захотелось гусиного паштета? Ни гроша за душой, а требуют паштета!» Громко возмущалась, когда он, погруженный в мысли о незаконченной картине, вдруг молча вставал из-за стола и шел к мольберту: «И это называется хорошим воспитанием?» Творчество Ренуара Мелани не нравилось. Увидев впервые его работы, она разочарованно заметила: «И этим вы зарабатываете на жизнь?»

Со временем Огюст даже стал испытывать симпатию к неведомому отцу Алины — за то, что сбежал от зануды-жены. Она, например, будучи маниакально чистоплотной, заставляла месье Шариго разуваться перед тем, как пройти в комнаты с навощенным паркетом! С Огюстом этот номер у нее не проходил. Более того, художник просто ненавидел, когда в доме затевалась уборка, полагая, что беспокоить пыль вредно для легких.

Славу богу, Алина в отличие от матушки не была столь требовательна и вообще оказалась идеальной женой, которая видит свою миссию исключительно в том, чтобы обеспечить мужу мир и покой, старалась по мере сил облегчить ему жизнь, не выдвигала условий и ни во что не вмешивалась. А ворчащую мать задабривала глазированными каштанами, которые та обожала. И пусть в живописи мадемуазель Шариго, как и ее родительница, ничего не понимала, она во всю силу своей простодушной натуры почувствовала: избранник создан для того, чтобы рисовать, как виноградные лозы из Эссуа — давать вино. И неважно, принесет ли это занятие успех и достаток.

Их первенец, Пьер, появился на свет в 1885-м. Врачу, принимавшему роды, было нечем заплатить, и Ренуар расписал цветами карниз над его квартирой. Впрочем, очень скоро дела его медленно, но верно пошли в гору, и отправляясь к торговцу картинами Дюран-Рюэлю, он все чаще насвистывал какую-нибудь арию из любимой оперетты «Прекрасная Елена».

Расписались Огюст и Алина только спустя пять лет — столько времени потребовалось художнику, чтобы решиться на этот ответственный шаг. В сентябре 1894-го родился Жан, через семь лет — Клод, которого в семье звали Коко. Тещу к тому моменту отселили: Алина считала, что та излишне балует внуков, и перед рождением младшего сына настояла, чтобы мастерскую снимали отдельно от квартиры. Дескать, пусть новорожденный орет сколько душе угодно, не мешая мужу творить. Ренуары наняли кухарку — ее нарекли Большой Луизой — и служанку, получившую благодаря профессии одного из женихов прозвище Булочница. После рождения Жана мадам Ренуар выписала из Эссуа себе в помощницы шестнадцатилетнюю кузину Габриэль Ренар, которая стала одной из любимых моделей Огюста.

Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom

В его доме царили женщины. Бывало, ворча, Огюст обзывал их дурехами, но совет приятеля нанять лакея мужчину отверг с недоумением: с дамами он чувствовал себя вольготнее. Они щебетали и хлопотали вокруг художника, будто разбитные служанки Мольера. Огюст любил искрометного автора «Тартюфа» прежде всего за то, что не прикидывался интеллектуалом. Ценя живую жизнь, Ренуар вообще не признавал пустого умничанья. К слову, сильно разгневался, когда одну из его картин на выставке подписали «Размышление»: «С какой стати? Я хотел изобразить очаровательную молодую девушку, которая никогда не размышляла. Жила как птичка, ничего более».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лики Вики Лики Вики

До съемки в нашем презренном журнале снизошла богиня «Инстаграма» Вики Одинцова

Maxim
Porsche 911 Porsche 911

Автомобили из ценовой категории «кому за сто» разумом и расчетом не покупают. Их берут сердцем и эмоциями, когда надежность и стоимость ТО особенно не важны. Porsche 911 – классический тому пример. Кстати, а с надежностью у него оказалось все окей.

АвтоМир
Вики Оболенская. Исчезнувшая Вики Оболенская. Исчезнувшая

Смерть Вики даже по реалиям военного времени была слишком страшной

Караван историй
Избяная Америка Избяная Америка

Оформ­лен­ный ди­зай­не­ром Томом Филишиа дом на гор­но­лыж­ном ку­рор­те — пат­ри­ар­халь­ная и од­новре­мен­но экс­цен­трич­ная ва­ри­а­ция на тему аме­ри­кан­ской классики.

AD
Заходите, гости дорогие Заходите, гости дорогие

Транзитный потенциал России сильно недооценивается. Власти пытаются поправить ситуацию малыми силами. Однако этих усилий пока недостаточно.

АвтоМир
Honda CR-V Honda CR-V

CR-V четвертого поколения многое унаследовала от модели третьей генерации. И наследство это по большей части оказалось благотворным.

АвтоМир
Верю - не верю Верю - не верю

Премьера телесериала «Молодой Папа» состоялась на Венецианском кинофестивале, что не совсем типично для работ такого рода. Впрочем, он нетипичен во всем: вроде бы Соррентино снимал фильм о харизматичном Папе и вере, а получилось – и о современной политике, и о природе власти. C 1 декабря весь первый сезон «Молодого Папы» доступен на «Амедиатеке». Накануне российской премьеры мы встретились с Джудом Лоу, чтобы расспросить его о противоречивом характере Ленни Белардо, работе с Паоло Соррентино и, конечно, о вере.

The Rake
Людмила Зайцева. Вольная казачка Людмила Зайцева. Вольная казачка

Интервью с народной артисткой РСФСР Людмилой Зайцевой

Караван историй
«Золотой сы-ы-ыр» – 2016 «Золотой сы-ы-ыр» – 2016

Фотографии получившие награды в различных фотоконкурсах 2016 года

Maxim
Путь к любви Путь к любви

3 июня 2016 года умер «величайший боксер всех времен». Мохаммеда Али вспоминает один из главных российских экспертов по боксу Александр Беленький.

GQ
На клеточном уровне На клеточном уровне

Биолог и японист на основе анализа живых клеток придумали, как и где следует размещать рекламу.

Forbes
Вечное сияние Вечное сияние

Вся Москва в ноябре была увешана афишами с ее лицом: спешите видеть «Живое интервью» с Катрин Денев в Доме музыки. Перед концертом с великой звездой французского кино пообщался Сергей Николаевич.

СНОБ
Близкое соседство Близкое соседство

Маркетолог Арина Гребельская создала самую успешную на данный момент московскую районную группу в «Фейсбуке» – Airport / Sokol Da Neighborhood. Мы расспросили Арину о том, как можно объединить жителей в соцсети, как помочь малому бизнесу и что такое гражданское общество на примере пары городских районов – Аэропорта и Сокола.

СНОБ
Полет нормальный Полет нормальный

Двадцать шесть лет, год в статусе премьера Большого театра. Все главные роли в основных балетах страны – его: Спартак, принц Зигфрид и Роберт в «Лебедином озере», Курбский в «Иване Грозном», Хозе в «Кармен-сюите». Денис Родькин рассказал «Снобу» о конкуренции, отношении к творческим неврозам и имиджу в соцсетях.

СНОБ
Александр Невский:  «Я и представить не мог, что у меня будет столько приключений» Александр Невский:  «Я и представить не мог, что у меня будет столько приключений»

Александр Невский — об американских гонорарах, выборах и химии в большом спорте

Playboy
Lexus LC 500 Lexus LC 500

Идеальная лента асфальта вьется по склонам холмов в затерянном уголке Андалусии. Ни встречных машин, ни попуток. И только редкие бегуны сбиваются с шага, чтобы успеть достать телефон и включить камеру – новое японское купе производит неслабый эффект на окружающих. И не только на них.

Quattroruote
Смартфоны как наркотик Смартфоны как наркотик

Возникает ли зависимость от смартфона? В то время как специалистами ведутся споры на эту тему, индустрия приложений уже давно применяет на нас психологические приемы.

CHIP
Проснулись известными Проснулись известными

В жизни бывает так: живет человек незаметно, но в какой-то момент решается сделать то, о чем давно мечтал, и... на него вдруг обрушивается слава.

Лиза
Завтра лучше, чем вчера Завтра лучше, чем вчера

Россия одной из первых в мире стран начала разрабатывать программы экологического образования, ставшего предтечей образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Однако сегодня мы находимся на периферии общемировых образовательных трендов.

РБК
«Всегда носи тем­ные очки» «Всегда носи тем­ные очки»

Виктория Бекхэм пи­шет себе во­сем­на­дца­ти­лет­ней пись­мо. Как вы­жить, если на виду вся твоя жизнь: тело, брак, дети и гардероб?

Tatler
Lexus RC 200t Lexus RC 200t

Выглядит японское купе круто и обжигающе. Но много ли настоящей злости в 245-сильной версии? Несколько «боевых» кругов на Моscow Raceway в расставили все точки над «i».

АвтоМир
Степь внутри Степь внутри

Мы научились одеваться и вести себя как настоящие европейцы. Что же делать со своей тягой к русскому разгулу?

GQ
Дама под вуалью Дама под вуалью

Аглая Шиловская начала играть на сцене уже в четыре года

Maxim
Исчезнувшая греза Михаила Врубеля Исчезнувшая греза Михаила Врубеля

Как Надежда Забела стала для Михаила Врубеля его Грезой

Караван историй
100 са­мых-самых 100 са­мых-самых

Большая Светская Энцикло­пе­дия Tatler.

Tatler
Нежный возраст Нежный возраст

Еще вчера нежный и послушный, ребенок внезапно стал конфликтным и неуправляемым? В вашей семье начинается непростой “подростковый период”. Как пережить его с минимальными потерями?

Добрые советы
Провероч­ная работа Провероч­ная работа

Елена Летучая точ­но зна­ет, кто она та­кая и чего хо­чет

Glamour
Юлия Галкина. Пацанка Юлия Галкина. Пацанка

Юлия Галкина рассказала о том, как стала актрисой

Караван историй
Личное пространство и брак Личное пространство и брак

Счастливая семейная жизнь часто представляется как долгожданная возможность быть всегда рядом, делить друг с другом быт и отдых, ощущать близость и единение, особенно в период ожидания ребенка. В этом и заключается ценность и значимость совместной жизни. Но почему тогда время от времени супруги начинают раздражать друг друга и возникает желание побыть хоть немного без второй половины? Все дело в личном пространстве, которое необходимо и мужчине, и женщине.

9 месяцев
Заложница любви Заложница любви

Печальная судьба Катрин Дантес де Геккерн, урожденной Екатерины Гончаровой

Караван историй
Открыть в приложении