Технологии | Реклама
На клеточном уровне
Биолог и японист на основе анализа живых клеток придумали, как и где следует размещать рекламу.
В 2011 году Алексей Поляков, сотрудник японской Fujitsu, обнаружил в электронном почтовом ящике письмо от Алексея Полякова. Себе он ничего не посылал и был немало удивлен. Сам себе электронное письмо с подборкой статей отправил ученый из лондонского Национального института медицинских исследований, но ошибся в электронном адресе — перепутал «i» и «y» в конце имени. Японский Поляков был тогда сильно загружен работой и, улыбнувшись совпадению, отложил письмо. Вскоре лондонский Поляков извинился и попросил удалить файлы из первого письма. Завязалась переписка. Оказалось, что биолог из Великобритании придумал, как применить анализ поведения клеток для определения предпочтений людей. Прошло пять лет, и сегодня Поляковы возглавляют стартап Locomizer и работают с McDonald’s, Stella Artois, Jack Daniel’s и разработчиками компьютерных игр вроде Doom.
Филолог-японист из Владивостока с красным дипломом Дальневосточного федерального университета после вуза пошел работать в небольшую фирму, которая разрабатывала технологии голосовой связи через интернет. В 2002 году он уехал учиться программированию и построению баз данных в Университет Беркли. Разобравшись с принципами IT-разработки, он пошел работать в американский офис Fujitsu, где занимался маркетингом мобильных продуктов. До перевода в штаб-квартиру корпорации в Японии он провел в Кремниевой долине семь лет. «Масштабы технологической революции поражают, когда попадаешь внутрь индустрии IT и видишь десятки стартапов с новыми решениями, понимаешь размеры бюджетов корпораций на R&D», — вспоминает он.
Основатели Locomizer уверены, что законы социального поведения клеток в организмах и людей в толпе схожи
Другой Алексей Поляков, выпускник биологического факультета МГУ, кандидат наук, изучал поведение клеток в организме животных и человека. Он 12 лет он проработал в Национальном институте медицинских исследований в Лондоне. Как соседние клетки взаимодействуют друг с другом, как поведение клетки зависит от окружающей жидкой среды (тканевой жидкости, крови и лимфы), какие сигналы получают клетки из внешней среды, как реагируют на них? Поляков пытался найти ответы и писал научные статьи, касающиеся эмбриологии, регенеративной медицины, образования органов и тканей (у него есть публикации в Science). Он записывал на видео перемещения десятков тысяч клеток, отслеживая изменения их пространственных координат. «Я мог часами и сутками следить за перемещениями клеток, — вспоминает биолог. — Клетки то собираются в толпу, то разбегаются. Это завораживало. Мне казалось, что законы социального поведения клеток как-то должны соотноситься с поведением людей в повседневной жизни». И он решил проверить гипотезу. Десять волонтеров из его лаборатории согласились пару недель походить с постоянно включенным GPS-трекером. Коллеги Полякова шли на работу и обратно, заходили в бары и торговые центры, встречались и расставались. И все их перемещения можно было описать уже изученными клеточными моделями.