Число захваченных немцами в плен 1941–1942 солдат Красной армии беспрецедентно

ДилетантИстория

Жертвы двух диктатур

Шестизначные цифры военнослужащих Красной армии, захваченных немцами в плен в 1941–1942 годах, поистине беспрецедентны.

Павел Полян

Сдавшиеся в плен советские солдаты. Фото 1941 года

В речи, произнесенной Гитлером 11 декабря 1941 года, прозвучала составленная по донесениям войсковых частей и невероятная по своему итогу суммарная цифра советских военнопленных — 3,8 млн человек. В конце 1941 года эта цифра была пересмотрена на основании коррекции донесений из лагерей для советских военнопленных, что уменьшило их число почти на 0,5 млн — до 3,35 млн человек. Интересно, что результаты отдельных окружений не пересматривались и при суммировании давали именно 3,8 млн человек. Так что, скорее всего, точнее была именно первая цифра, возможно, содержавшая в себе и умерших, и тех, кого осенью 1941 года выводили из состояния плена и отпускали домой (таких было не менее 319 тысяч человек).

К миллиону и больше, видимо, приближался и счет так называемых окруженцев, то есть красноармейцев, попавших во вражеское окружение, но не взятых в плен, а сумевших вырваться из окружения к своим. Уже к середине октября 1941 года таковых, по данным НКВД, насчитывалось около 660 тысяч человек, а «котлы» к этому времени еще далеко не закончились. К тому же часть окруженцев так и не смогла (или не захотела) пробиться к своим. Одни пошли к партизанам, другие осели по деревням: де-юре — на правах родственников (мужей, сыновей) местного гражданского населения, а де-факто — примаками. Со временем они или попадали в списки на угон в Германию, или присоединялись к партизанам, иногда делали карьеру в оккупационной администрации.

Отправка советских военнопленных из Минска в польский концлагерь. Фото 1941 года

Если вернуться к советским военнопленным, то в середине июля 1942 года их насчитывалось уже 4 716 903 человека, в январе 1943 года — 5 003 697, в феврале 1944 года — 5 637 482 и на 1 февраля 1945 года — 5 734 528 человек. Согласно сводкам верховного командования сухопутных войск вермахта, общее число военнопленных и перебежчиков по состоянию на 21 июля 1944 года насчитывало 5 691 747 человек.

Официальная советско-российская оценка отличается от немецкой более чем на 1,5 млн человек

Актуальная официальная советско-российская оценка отличается от немецкой более чем на 1,5 млн человек — 4059 тысяч, а с учетом без вести пропавших — 4559 тысяч человек. К сожалению, критикуя немецкую статистику, советские военные историки не раскрывают ни источники, ни методику расчета этих альтернативных результатов, так что говорить о корректном сравнении их цифр с немецкими затруднительно.

Официально считается, что 1825,8 тысячи бывших советских военнопленных в конце войны или после ее окончания репатриировались из плена, 939,7 тысячи человек были вторично призваны в ряды Красной армии на освобожденной территории, а 673 тысячи, по немецким данным, умерли в плену.

Следует признать, что в первые восемь-девять месяцев войны сборные пункты — дулаги и шталаги (как на востоке, так и в рейхе) являлись самыми настоящими лагерями уничтожения. Изнурительный, голодный режим содержания в них и трудоиспользования военнопленных приводил к не знающей прецедентов смертности, а иногда и к таким отчаянным крайностям, как каннибализм. Дополнительным испытанием на выживаемость была и сама дорога в рейх, в особенности в зимнее время в открытых вагонах.

Но уже в январе 1943 года, когда жестокость немецкой политики по отношению к военнопленным ослабла, их число составило уже 640 948 человек, в январе 1944 года — 739 153 и в январе 1945 года — 856 804 человека. Максимум же был зафиксирован в декабре 1944 года — 868 321 человек. К концу 1944 года это были уже практически все наличные, то есть оставшиеся в живых, советские военнопленные. Тут, конечно, не следует забывать, что около 1 млн военнопленных было к этому времени переведено из плена в различные немецкие соединения.

Итак, из 5,7 млн советских военнопленных к концу войны в живых из них оставалось самое большее 2,4 млн. Таким образом, остальные 3,3 млн человек (или 57%!) умерли или погибли в плену, причем около 2 млн — до февраля 1942 года.

Немецкие солдаты загоняют советских военнопленных в сарай. Сентябрь 1941 года

Уцелевшие же распределялись так: статус военнопленного до конца войны сохраняли порядка 900 тысяч человек, более 320 тысяч были распущены по домам осенью 1941 года, у генерала Власова и в других коллаборантских (в том числе небоевых) соединениях служили, вероятно, около 1 млн человек, еще около 0,4 млн успешно бежали из лагерей или были освобождены Красной армией.

Из союзных Германии стран только Финляндия и Румыния держали на своей территории и даже эксплуатировали труд советских военнопленных.

Так, согласно официальным финским данным, в 1941–1944 годах финны взяли в плен 64 188 советских солдат и офицеров. Из них погибло в плену 19016 (или 29,6%), бежало из плена 712 (1,1%), передано немцам 2048 (3,2%), репатриировано в СССР 42 412 (66,1%).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

По воле вождя и личным усердием По воле вождя и личным усердием

Иван Серов — один из главных сталинских палачей

Дилетант
Надежды, страсти и мечты Теодора Курентзиса Надежды, страсти и мечты Теодора Курентзиса

Один из самых ярких дирижеров мира, бросивший солнечную Грецию ради ледяной российской провинции, своими бескомпромиссными экспериментами не устает будоражить критиков и слушателей.

СНОБ
Холодные супы Холодные супы

В России тема холодных супов раскрыта куда глубже, чем в других странах

Дилетант
День дружбиста День дружбиста

В Пушкинских горах уже второй год подряд проходит фестиваль «Заповедник», не имеющий к Александру Сергеевичу никакого касательства. Более того, он посвящен другому писателю. Сергею Довлатову. «Сноб» попытался разобраться почему, зачем и доколе.

СНОБ
Кровавый и беспощадный Кровавый и беспощадный

Бунт карфагенских наемников оказался страшнее поражения от римских легионов

Дилетант
Hyundai Creta Hyundai Creta

Новенький, с пылу, с жару кроссовер Сreta провел в нашей редакции целый месяц. Период вполне достаточный, чтобы посчитать его многочисленные добродетели и выявить мелкие недостатки.

АвтоМир
Ганнибал: верность клятве Ганнибал: верность клятве

Одолеть Ганнибала — это действительно заслуга!

Дилетант
Резидент Тверской Резидент Тверской

Почему у владельца ОАО «Медицина» Григория Ройтберга провалился проект в Химках, а в центре Москвы все идет хорошо.

Forbes
Великий комбинатор Великий комбинатор

Знаменитый аферист времен великой депрессии Виктор Люстиг

Вокруг света
Здравствуй, пенсия! Здравствуй, пенсия!

Самого свет­ско­го мил­ли­ар­де­ра Соединен­но­го ко­ролев­ства сгу­би­ла жад­ность. Хозяина Topshop сэра Филипа Грина ру­га­ют за то, что он обанк­ро­тил лю­би­мый бри­тан­ца­ми уни­вер­маг BHS и недо­пла­тил в пен­си­он­ный фонд, а на вы­ру­чен­ные день­ги ку­пил яхту «Львиное сердце».

Tatler
Инвентаризация ценностей князя Юсупова Инвентаризация ценностей князя Юсупова

Князья Юсуповы были богатейшей семьёй России

Дилетант
Майкл Хайден: «Русские превратили информацию в оружие» Майкл Хайден: «Русские превратили информацию в оружие»

Бывший директор ЦРУ – о том, как происходит утечка информации

Playboy
«Мне не в чем оправдываться» «Мне не в чем оправдываться»

26 декабря 2020 года в возрасте 98 лет ушёл из жизни Джордж Блейк

Дилетант
Топор гуманиста Топор гуманиста

Каков психологический портрет палача? Чем он отличается от обычных людей?

Дилетант
Секс бомбардир Секс бомбардир

Самый завидный холостяк русского спорта футболист Федор Смолов — о том, что ему нравится в девушках и в жизни.

Vogue
Я Милоша узнаю Я Милоша узнаю

Милош Бикович: чем рус­ские де­вуш­ки от­ли­ча­ют­ся от сербских

Glamour
Элли в Стране Чудес Элли в Стране Чудес

Девятнадцатилетняя Элли Бамбер стала звездой кино и моды еще до того, как примерила серебряные башмачки.

Vogue
Те, кто не забыл Те, кто не забыл

История гауптштурмфюрера СС и девушки из гетто.

СНОБ
Bentley Bentayga: Воздух ручной работы Bentley Bentayga: Воздух ручной работы

Самый мощный, самый быстрый, самый большой и, пожалуй, самый дорогой… Кроссовер. Да-да, этот вирус забрался в святая святых – в сегмент luxury, где не бывает компромиссов, а мольбы о пощаде вне закона. Что ж, попробуем примерить монстра на себя

АвтоМир
Нежный возраст Нежный возраст

Главный ре­дак­тор L’Officiel и луч­ший ин­тер­вью­ер «Дождя» Ксения Собчак риск­ну­ла пуб­лич­но об­су­дить со­кро­вен­ное — свою бе­ре­мен­ность — с глав­ным ре­дак­то­ром «Татлера» Ксенией Соловьёвой.

Tatler
Тандыр Тандыр

Меня тандыр завораживал с того момента, как я его впервые увидел

Дилетант
Время взлетать Время взлетать

Итоги выставок в Германии — беспилотные дроны, экшн-камеры и VR

Популярная механика
Лесные домишки Лесные домишки

Дизайнер Катерина Сизова офор­ми­ла для сво­ей по­дру­ги 37‑мет­ро­вую квар­ти­ру в доме, сто­я­щем на гра­ни­це леса.

AD
Третье измерение Третье измерение

Долгие годы бывшая нишевой технологией трехмерная печать начала показывать впечатляющие темпы роста – по 30% в год. Она уже почти готова к эволюционному скачку, который откроет невиданные возможности для автомобильной промышленности.

Quattroruote
Каменный век: Как The Rolling Stones завершают его с блеском Каменный век: Как The Rolling Stones завершают его с блеском

The Rolling Stones замыкают круг эволюции пластинкой Blue & Lonesome

Playboy
Братство отца Братство отца

Чеховские три сестры мечтали о Москве, о счастливом и недостижимом далёко, способном изменить их жизнь к лучшему. Три брата Делон всегда стремились «к отцу» – чужому и не досягаемому. Они верили: будь он рядом, их судьбы сложились бы иначе. Но так ли это на самом деле?

СНОБ
Крым Крым

Знакомый с детства полуостров, от одного названия которого веет хвойным воздухом, розмарином и морской солью, открыл свои нехоженые тропы.

АвтоМир
25 стильных пар 25 стильных пар

Стиль — это прежде всего гармония. Переверните страницу  и увидите полсотни мужчин и женщин, которые достигли полного согласия с собой, друг с другом и с редакторами светских хроник.

GQ
Святилище соблазнов Святилище соблазнов

ГУМ — самая модная витрина столицы

Караван историй
Станислав Лем Станислав Лем

Чем больше мы знаем о Леме, тем меньше его понимаем

Дилетант
Открыть в приложении