Ганнибал: верность клятве
Молва любит в истории победителей и обиженных. Ганнибал причудливо соединяет в своей судьбе и то, и другое.
О Ганнибале немало написано. Причем исключительно его врагами римлянами. В Карфагене вообще не очень любили исторические сочинения. Там составлялись счета, реестры, чеки... Это была страна торговли.
А вот римляне, в том числе Тит Ливий и Плиний Младший, не просто писали о Ганнибале, но и — что удивительно — отдавали ему должное! Они понимали, что Риму не стоило бы гордиться победой над слабым противником, одолеть же Ганнибала — это действительно заслуга!
У такой крупной исторической личности, как Ганнибал, неизбежно появляется мифологический шлейф. Кто не знает выражения «Аннибалова клятва» (Аннибалова, ибо в России до революции говорили Аннибал, а не Ганнибал)? Это означает «твердая решимость бороться до конца, обещание неизменно следовать своим идеалам». И ведь действительно Ганнибал девятилетним мальчиком принес клятву, которую от него потребовал отец, и всегда был ей верен.
Известно и другое знаменитое выражение «Hannibal ante portas» — «Ганнибал у ворот». Оно снова зазвучало в Риме спустя столетия после Пунических войн, во время Спартаковского восстания. Эта фраза — память о страхе, который вызывал Ганнибал у самой мощной воюющей страны древности. За Ганнибалом закрепилась слава гениального полководца. Современные историки военного искусства отмечают его стратегический талант, умение маневрировать, хитроумность, особую роль разведки (у него всюду были надежные люди), личную отвагу. Битва при Каннах до сих пор считается классикой военно-стратегического мышления и поведения. Ее сравнивают даже со Сталинградским сражением Второй мировой войны. Не зря Ганнибал сравнивал себя с Александром Македонским. По преданию, он сказал: «Если бы я победил Рим, я был бы выше Александра. А так я все-таки после Александра».
Карфаген — город-государство, колония людей, которые пришли в свое время из Финикии, с береговой полосы современного Ливана и северо-западной Сирии. Финикийцы, теснимые соседями, прежде всего ассирийцами, вынуждены были искать, где им пристроиться. Торговцы, прекрасные мореплаватели, они рассеялись по Средиземноморью. Больше всего их привлекали остров Сицилия, тогда еще Риму не принадлежавший, и север Африки, где в IX веке до н. э. и был основан Карфаген, стертый римлянами с лица земли после Третьей Пунической войны (название «пуническая» связано со словом «пуны» — так называли себя сами жители Карфагена).
К III веку до н. э. культура Карфагена, служившего торговым посредником между Востоком и Западом, прежде всего Испанией, представляла собой некую смесь наследия Востока и эллинистической Греции. Город насчитывал около 700 тысяч жителей, тогда как Рим, только входивший в разряд первых держав, — менее 300 тысяч.
Ганнибал родился в 247 году до н. э. в семье крупного карфагенского военачальника и государственного деятеля Гамилькара Барки. Отец очень гордился своими тремя сыновьями. Старшего нарекли Ганнибал. Это самое распространенное пуническое имя. Его детство прошло в Иберии, на территории нынешней Испании. Средний сын Гасдрубал примет участие в походе Ганнибала в Италию, возглавит войска в Испании и будет убит в бою. Младший сын Магон погибнет в Италии.
Существует такой исторический анекдот. Три мальчика, Ганнибал и братья, играют, резвятся. Отец смотрит на них и говорит: «Вот львята, которых я ращу на погибель Риму».
Что же это за идея погибели Рима, как она возникла?
Политическое устройство Карфагена в то время сильно отличалось от римского. Рим, объединив Италию под своей властью, продвигался в сторону демократизации. Римляне гордились тем, что народ участвует в управлении. Карфаген же — строго олигархическое государство. У вершины власти — узкая группа людей знатных, богатых и, как покажет судьба Ганнибала, очень жадных и трусливых.
Карфагенская армия, в отличие от римской, была исключительно наемной. Набирали солдат в Испании, Галлии (будущей Франции), Северной Италии и Африке. Командовал ими назначенный полководец, военный вождь. Таковым был отец Ганнибала, а позже и он сам.
Рим и Карфаген были соперниками. Между ними шла борьба за господство и влияние на пространстве от Пиренейского полуострова до Евфрата, от скифских степей Северного Причерноморья до песков Сахары. Бились не на жизнь, а на смерть. Первая Пуническая война (264–241 годы до н. э.) — битва двух морских держав за Сицилию. Римляне отстояли свои позиции. Карфагенянам пришлось уйти с острова и выплачивать Риму контрибуцию. Отец Ганнибала сражался мужественно и отчаянно — и все-таки проиграл. После этого он отправился командовать карфагенскими войсками в Испании, сражаться с местными племенами. Там ему удалось захватить серебряные рудники, что помогало содержать войско, хорошо платить наемникам. Но сам Гамилькар Барка рассматривал все это только как подготовку к будущей войне с Римом. Дети полководца постоянно жили в военном лагере, обучались воинскому искусству. Об образовании Ганнибала судить трудно, так как сведений на сей счет немного. Видимо, с мальчиком занимались и домашние учителя. Он изучал языки, овладел греческим. По свидетельству его римского биографа Корнелия Непота, он сочинил несколько книг на греческом. «Книг» в тогдашнем смысле слова, означавшем рукопись, которая умещается на одном свитке.