«Открытое письмо Николаю II»

ДилетантИстория

Анонимка на царя

Александр Калмыков

17 января 1895 года в Зимнем дворце назначается торжественный императорский прием по случаю состоявшегося бракосочетания Николая II с гессен-дармштадской принцессой. Россия впервые услышала царский голос. В ответ — взрыв негодования, который выплеснулся в двух десятках различных подпольных листовок и брошюр. Наибольшую известность получило «Открытое письмо Николаю II». Что же предшествовало этому скандалу?

До вступления его на престол 1 ноября 1894 года личность Николая II была практически никому неизвестна за пределами императорской семьи. С ним не связывались никакие значительные события в жизни страны, а из его частной жизни общественного внимания удостоились разве что роман с молодой звездой императорского балета Матильдой Кшесинской, о чем судачили в великосветских салонах, да совершенное им кругосветное путешествие, во время которого в Японии он неожиданно получил удар плашмя саблей по голове.

Рукописный оригинал «Открытого письма Николаю II»

Понятно, с каким пристальным интересом общество приглядывалось к каждому шагу молодого монарха. Вот Николай II после своего бракосочетания едет с новобрачной в Казанский собор. Увидев шпалеры войск на пути, он распорядился их убрать, и народ, толпившийся на улице, стеснился вокруг царской кареты и устроил Николаю настоящую овацию. В другой раз он прошелся пешком и даже, как уверяли, без охраны по Аничковому мосту. Вот он в Лондоне принял депутацию евреев и сказал ей, что не любит религиозных и национальных гонений. Вот он, наконец, уволил генерала Гурко с поста генерал-губернатора Царства Польского и принял депутацию польского дворянства, которую к нему не хотели допускать!..

Из этих первых шагов нового императора стал понемногу складываться образ доступного, веротерпимого и чуть ли не либерального царя. Земские круги решили дать знать монарху о возлагаемых на него в народе надеждах. Решено было от имени земских губернских собраний преподнести царю приветственные адреса, куда среди обязательных заверений в верноподданнических чувствах включить свои пожелания. Девять земств приняли участие в этой компании. Тульские земцы просили «открытого доступа голоса земства к престолу», курские — надеялись на расширение гласности. Но наибольшую активность и смелость проявили тверские гласные.

Федор Измайлович Родичев, самый активный из них, защищая 8 декабря 1894 года составленный им проект адреса, заявил в земском собрании: «Перед государем Николаем II не мертвая страна, погруженная в немой покой и неподвижность бессилия. Перед ним народ, полный надежд, скрытой, еще не высказанной деятельной мысли, полный стремления, чувства, полный живых сил, жаждущих простора и веры, требующей выражения. Мы должны высказать государю надежды, которые мы на нем сосредоточиваем».

Всего тверских смельчаков дать советы царю набралось 35 человек. Тем временем стало известно, что на 17 января 1895 года в столице назначается торжественный императорский прием по случаю состоявшегося бракосочетания.

К назначенному сроку со всей России съехалось несколько сотен предводителей дворянства, председателей и гласных земских губернских собраний, городских дум, представителей Донского, Терского и других казачьих войск.

Депутация от земцев Тверской губернии составилась из пяти человек вместе с автором адреса Родичевым. Они приехали на прием с традиционным подарком — резным деревянным блюдом и солонкой.

Адрес тверичан загодя был направлен министру внутренних дел Ивану Николаевичу Дурново для его представления императору, но по приезде в Петербург выяснилось, что Дурново, как он выразился, «не счел себя вправе повергнуть к стопам Его Величества» их адрес, но доложил о нем царю. На тексте министерского доклада навсегда осталась в истории собственноручная резолюция Николая II: «Я чрезвычайно удивлен и недоволен этой неуместной выходкой 35 гласных губернского земского собрания».

Из всей тверской делегации на прием в Зимний дворец пригласительный билет получил только правый депутат Уткин, Осташковский уездный предводитель дворянства. Свидетельства очевидцев этого события, разбросанные в самых разных, порой неопубликованных источниках, позволяют составить многокрасочную мозаичную картину об этом историческом моменте в царствовании Николая II.

Князь Сергей Дмитриевич Урусов, уездный предводитель дворянства в Калужской губернии, в будущем губернатор Бессарабии, затем Тверской губернии, депутат I Государственной думы:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Агриппина: мать, убийца и жертва Агриппина: мать, убийца и жертва

Личная жизнь матери Нерона, её властолюбие и обстоятельства смерти поражают

Дилетант
Skoda Octavia Skoda Octavia

Более богатая комплектация и литровый трехцилиндровый турбомотор.

Quattroruote
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
Вокруг да около Вокруг да около

15-километровый обход Торжка на федеральной трассе М-10 реконструировали почти три года. Пусть долго, зато результат превзошел ожидания

АвтоМир
Жезл маршала Даву Жезл маршала Даву

Маршальский жезл — предел мечтаний каждого солдата, символ военного гения

Дилетант
Женщина 2.0 Женщина 2.0

На по­ди­у­мах — кор­се­ты, во­ла­ны, кру­жев­ное бе­лье. Женствен­ность но­во­го типа дик­ту­ет: но­сить все эти вещи сле­ду­ет с их антиподами.

Vogue
По воле вождя и личным усердием По воле вождя и личным усердием

Иван Серов — один из главных сталинских палачей

Дилетант
5sta Family 5sta Family

Принято считать, что поп-звезды шутить не умеют

Playboy
Крах олигархии Крах олигархии

Карфаген был самым крупным и самым богатым городом Средиземноморья

Дилетант
Уиз Халифа: «Всегда можно зайти за угол и перетереть» Уиз Халифа: «Всегда можно зайти за угол и перетереть»

Уиз Халифа рассуждает об опасных улицах родного Питтсбурга и разборках с Канье

Playboy
Чудесная плесень Чудесная плесень

У открытия антибиотиков большая, долгая предыстория

Дилетант
Носорог бо­да­ет рогом Носорог бо­да­ет рогом

Декора­тор Паола Морет­ти по­мог­ла офор­мить ста­рин­ную ита­льян­скую вил­лу. На цве­та была ску­па, зато по­иг­ра­ла с совре­мен­ным ис­кус­ством и уни­каль­ны­ми предметами.

AD
Побеждённая зараза Побеждённая зараза

Натуральная оспа — первая и единственная болезнь, которую удалось ликвидировать

Дилетант
Peugeot 2008 Peugeot 2008

Миниатюрный кроссовер класса В? Или просто городской хэтчбек странной формы? Французский межвидовый гибрид претендует на все разом

АвтоМир
Против империи Против империи

Имам Шамиль — лидер, благодаря которому жил Северо-Кавказский имамат

Дилетант
Пиастроскопия Пиастроскопия

Еще не найденные клады с самыми интересными историями

Maxim
Огнем и мячом Огнем и мячом

Несколько резонансных случаев фанатского беспредела в новейшей истории футбола

Playboy
Все по фигу Все по фигу

Пол Фиг, режиссер новых «Охотников за привидениями» – профессиональный чудик

Playboy
Незнакомец Незнакомец

Роман титулованного автора детективов Харлана Кобена

Playboy
Плачь по мне, Аргентина Плачь по мне, Аргентина

Интервью с пе­ви­цей и ак­три­сой Наталией Орейро

Glamour
8 заповедей успешного мизантропа 8 заповедей успешного мизантропа

Как правильно ненавидеть людей с пользой для себя и для них

Maxim
Skoda Octavia RS Skoda Octavia RS

На этот автомобиль смотрят, ему вслед оборачиваются. Все, конечно, благодаря антикрылу, зеленому кузову и красным суппортам. Но они здесь – не главное

АвтоМир
Спорный эпизод Спорный эпизод

«Любовь как в кино — вче­раш­ний день», — за­яв­ля­ет Глеб Амуров

Glamour
Красота под прикрытием Красота под прикрытием

Playmate Джози Кансеко

Playboy
Звезды смот­рят вниз Звезды смот­рят вниз

Оформ­ляя свою квар­ти­ру в Нью‑Йорке, ки­но­звез­ды Наоми Уоттс и Лив Шрайбер ду­ма­ли преж­де все­го о “низ­мен­ном” — об удоб­стве. Но и ди­зайн в их жи­ли­ще не подкачал.

AD
Скрипач на крыше Скрипач на крыше

Насто­я­щая ев­рей­ская мама Стелла Амино­ва вспо­ми­на­ет, как тан­це­ва­ла на свадь­бах де­тей рав­ви­на Берла Лазара — в Москве и Иерусалиме.

Tatler
Нечаян­ная домохозяйка Нечаян­ная домохозяйка

Блейк Лайвли из те­лезвез­ды ста­ла ки­но­ак­три­сой и му­зой ди­зай­не­ров

Glamour
Тимур Бекмамбетов Тимур Бекмамбетов

Нужны ли Бекмамбетову "Оскары"? Интервью с режиссером нового «Бен-Гура»

Maxim
Во власти гормонов... Во власти гормонов...

Беременность и роды – серьезное испытание для любой женщины. И, для того чтобы справиться с ним, организм мобилизует все свои резервы. Главными рекрутами такой мобилизации являются особые вещества, которые заставляют все клетки тела работать как единая система, выполняя те или иные задачи. Речь идет о гормонах. Как изменяет гормональный фон и как эти перемены отразятся на самочувствии будущей мамы?

9 месяцев
Три женщины Три женщины

В «007: Спектр» (в прокате с 6 ноября) появляются женщины, способные составить конкуренцию самому Джеймсу Бонду. И делают это.

GQ
Открыть в приложении