Минус на плюс
Люди, завершившие свой роман со школой, рассуждают, хорошо или плохо у нас в ней все устроено
Елизавета Пескова 18 лет, студентка Парижской школы бизнеса
Полгода назад, готовясь к экзамену по маркетингу, я почему-то вспомнила, как сдавала ЕГЭ. Решила написать в инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) пост, этакий крик души. Правда, получился у меня не столько текст, сколько слив мыслей – на эмоциях мы часто озвучиваем первое, что придет на ум. Комментаторы разделились на два лагеря. Одни меня поддержали. Другие осудили каждое слово, причем выражали свое «против» очень грубо, не выбирая слов. Но их контраргументы меня не переубедили, я по-прежнему считаю, что проблема есть. Да и большинство людей в стране наверняка это понимают.
С первого по пятый класс я училась в московской школе-интернате, в шестом переехала во Францию, где тоже поступила в школу-интернат. Чувствовала себя гением на фоне новых одноклассников: их программа отстает от нашей на два года. По математике у меня были одни двадцатки (во Франции работу школьников оценивают по двадцатибалльной системе), в пятом классе там только-только начинают изучать простейшие уравнения и дроби.
Один из моих младших братьев сейчас переходит в седьмой класс Павловской гимназии. Наблюдая за ним, его друзьями, общаясь с родителями школьников и вспоминая себя, я сравнила образовательные системы двух стран. И пришла к выводу, что в начальных классах программа у нас составлена самым лучшим образом. Дети получают ровно такой набор предметов и объем знаний, какой могут усвоить, не потеряв при этом интерес к учебе. Еще один безоговорочный плюс – у нас есть классный руководитель. Ученики привыкают к нему и уже не боятся задавать глупые, как им кажется, вопросы и даже рассуждать.
«В Европе учитель не стесняется сидеть на парте и вести оттуда диалог».
Кстати о рассуждениях. Для меня это один из лучших способов что-то понять. И именно этого, как мне кажется, не хватает учащимся старших классов и студентам в нашей стране. То еще удовольствие – дискутировать с хмурой грушей, которой до тебя нет дела и которая ждет звонка не меньше, чем школяры. И вот здесь собака-то и зарыта: главная, на мой взгляд, проблема нашей системы образования – преподаватели. Большинство из них не могут сделать то, что просто обязан уметь человек такой профессии, – заинтересовать. В Европе редко встретишь преподавателя старше сорока пяти, и видели бы вы, с каким энтузиазмом они читают свой предмет!
Не боятся делиться собственным опытом, сидеть на парте, бегать по классу и вести непрерывный диалог с подопечными. Как же нам этого не хватает! У нас почему-то принято считать, что чем старше ученик, тем меньше внимания ему требуется. Да, он день ото дня становится самостоятельнее, лично распоряжается своим временем. Но это не значит, что уроки должны свестись к конспектированию чужого монолога на высоких скоростях.