Жезл маршала Даву
Маршальский жезл — предел мечтаний каждого солдата, символ военного гения. Д’Артаньян, как мы помним, погиб, чуть-чуть не успев получить из рук посланца короля этот цилиндр, усеянный геральдическими лилиями. А вот у наполеоновского маршала Даву жезлов было целых три. Или даже четыре.
Два из них хранятся в России: в Эрмитаже и в Историческом музее. Самая распространенная версия состоит в том, что русские войска дважды захватывали знак маршальского отличия наполеоновского полководца. Первый раз это было в 1807 году, в Восточной Пруссии, когда казаки нашли брошенный маршальский обоз. А второй — уже в ноябре 1812-го, под Красным. Эта «штука» довольно легко отслеживается, потому что, вместе с другими памятными трофеями, она была передана из Казанского собора, где хранилась сто лет, в вечный дар музею Отечественной войны, учрежденному к юбилею изгнания Наполеона из России. Далее, после революции, жезл «номер два» перешел в коллекцию Государственного исторического музея.
Это цилиндр длиной в 50 см, диаметром 4 см, обшитый синим бархатом и усеянный золотыми императорскими орлами. На концах жезла — по золотому кольцу, на одном из которых выгравирована надпись, свидетельствующая о том, что принадлежит он именно Луи Никола Даву, и дата присвоения звания, еще по республиканскому календарю: 29 Флореаля XII года, что соответствует 19 мая 1804 года. Когда Первый консул, генерал Бонапарт, удивительным образом превращался в императора Наполеона, он выстраивал монархическую иерархию, гражданскую и военную, не столько