Спецтест
Глубинный смысл
Остаточная глубина протектора – фундаментальный параметр для безопасного передвижения. Давайте посмотрим, насколько меняется поведение автомобиля, если покрышки изношены на 50%.
Покрышки были «лысые»... Протектор был полностью изношен... В сводках о ДТП до сих пор можно увидеть такие фразы. Ведь хорошо известно, что состояние шин заметно влияет на их характеристики, особенно на мокрой поверхности. Причем настолько сильно, что Правилами дорожного движения даже зафиксирована минимальная разрешенная остаточная глубина протектора – 1,6 мм для легковых автомобилей. Если меньше – автомобиль на дороге вне закона.
Не меньше трех
Однако благоразумие подсказывает: не стоит доводить до таких крайностей и лучше поменять шины до того, как протектор сточится до предельной глубины: летние шины рекомендуется менять, когда от него останется 3 мм, в то время как зимние теряют эффективность на снегу, когда остается 4 мм глубины. Последнее было доказано в ходе теста, проведенного в декабре 2005 года. Теперь же мы качественно оценим разницу в характеристиках новых шин и изношенных наполовину.
Парадокс, но если бы асфальт всегда был сухой, то канавки протектора П были бесполезными или даже вредными: ведь, чем больше пятно контакта с дорогой, тем выше сцепление. Учитывая, что там, где расположены канавки и ламели, шина не касается поверхности, пятно контакта сокращается.
Но поскольку в реальном мире погода переменчива, важно эффективно отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. Именно это помогает колесу не всплывать – при возникновении аквапланирования контроль над автомобилем теряется.
Воду как раз и отводят продольные и поперечные канавки, которые формируют рисунок протектора. Инженеры долго над ним колдуют, пытаясь получить наилучший компромисс между характеристиками поведения на сухой и мокрой поверхностях, шумом от качения и износостойкостью. Приведем пару цифр, чтобы у вас было представление: покрышки среднего размера, 225/45R17, которые мы использовали в этом тесте, при езде со скоростью 80 км/ч по асфальту, покрытому 3-миллиметровой пленкой воды, отводят около 15 л воды в секунду.