Самурай в кино
Финансист Олег Туманов создал первый в России онлайн-кинотеатр Ivi, но спустя 12 лет оказался окружен могущественными конкурентами. Каков план борьбы?
Зимним вечером на втором этаже кинотеатра «Октябрь» многолюдно. Охранники, вооруженные лазерными указками, стоят у входа в зал и подсвечивают телефоны пришедших на премьеру зрителей, если они вздумают ответить на сообщение. Юная звезда TikTok в откровенном наряде и ее товарищ по цеху с причудливой обесцвеченной шевелюрой разучивают движения нового танца. На красной ковровой дорожке раздает интервью актер Андрей Мерзликин, получивший широкую известность благодаря криминальному блокбастеру «Бумер» 2003 года. Следом за ним под свет софитов выходит невысокий подтянутый мужчина — с его лица не сходит улыбка, а журналисты федеральных каналов проявляют к нему не меньше интереса, чем к звездам российского шоу-бизнеса. Это Олег Туманов, основатель и глава онлайн-кинотеатра Ivi, который в этот январский вечер устраивает премьерный показ сериала «И снова здравствуйте».
За несколько дней до премьеры Forbes встретился с Тумановым в его кабинете: окна смотрят на дизайн-завод «Флакон», стены украшены абстрактными картинами. В 2021 году Ivi привлек от ВТБ и Романа Абрамовича с партнерами $250 млн при оценке в $1 млрд.
Ivi — крупнейший по выручке и самый дорогой онлайн-кинотеатр России. Но в спину ему дышит «Сбер» с кинотеатром Okko, а «Кинопоиск», встроенный в экосистему «Яндекса», уже обогнал Ivi по числу пользователей. Туманова эта война не страшит. Что он противопоставит конкурентам?
Кто владеет Ivi
- Baring Vostok — 24,5%
- Flashpoint Ventures — 16,3%
- RTP Global (Леонид Богуславский) — 15%
- ВТБ — 8,8%
- Millhouse (Роман Абрамович), Invest AG (Александр Абрамов, Александр Фролов) — 8,8%
- Mubadala и Ayar International — 7,5%
- Winter Capital («Интеррос» Владимира Потанина) — 6,5%
- Lighthouse Strategy — 5,5%
- Остальные — 7,1%
Менеджер и список Forbes
Разговор с главой Ivi начинается не с вопросов о бизнесе. Выросший в семье музыкантов и рано севший за фортепиано, Туманов вспоминает, как в начале 2000-х решил профессионально заняться музыкой. На его счету два альбома латиноамериканской музыки, еще один диск он записал с итальянскими аранжировщиками и исполнителями. В работе композитора и предпринимательстве много общего, уверен Туманов: «Предпринимательство — это ведь вечное сочинительство, особенно в такой динамичной индустрии, как у нас. Постоянно идет брейнсторминг: какой следующий шаг сделать, как его осуществить. И даже когда кажется, что есть одно хорошее решение, все равно имеет смысл расширять пространство вариантов».
Дорога Туманова к предпринимательству была длинной, и развилок на этом пути было немало. В конце 1980-х выпускник Московского финансового института 1986 года работал во Внешэкономбанке, где занимался структурированием сделок по финансированию атомных станций и нефтехранилищ, которые Советский Союз строил в странах третьего мира. В 1990 году судьба свела его с главой Жилсоцбанка Виктором Букато. Финансировавший жилищно-коммунальную систему СССР банк планировалось упразднить, а на его базе построить коммерческий Мосбизнесбанк, и Букато предложил молодому человеку стать его заместителем в новой структуре. В Мосбизнесбанке Туманов с нуля строил валютные операции и международный бизнес и свел знакомство с кредитовавшимися в нем будущими завсегдатаями списка Forbes Виктором Вексельбергом и Михаилом Прохоровым
Дорога Туманова к предпринимательству была длинной, и развилок на этом пути было немало. В конце 1980-х выпускник Московского финансового института 1986 года работал во Внешэкономбанке, где занимался структурированием сделок по финансированию атомных станций и нефтехранилищ, которые Советский Союз строил в странах третьего мира. В 1990 году судьба свела его с главой Жилсоцбанка Виктором Букато. Финансировавший жилищно-коммунальную систему СССР банк планировалось упразднить, а на его базе построить коммерческий Мосбизнесбанк, и Букато предложил молодому человеку стать его заместителем в новой структуре. В Мосбизнесбанке Туманов с нуля строил валютные операции и международный бизнес и свел знакомство с кредитовавшимися в нем будущими завсегдатаями списка Forbes Виктором Вексельбергом и Михаилом Прохоровым Швейцарский период тоже оказался недолгим. В кризис 1998 года Туманов сохранил лицензию женевского банка, но решил, что возвращение в Россию откроет для него больше возможностей. И пройдя собеседование у еще одного будущего миллиардера Михаила Фридмана, устроился заместителем главного исполнительного директора в сравнительно небольшом по тем временам Альфа-банке. В «Альфе» Туманов отвечал в том числе за перевод банка на новую IT-платформу.
Швейцарский период тоже оказался недолгим. В кризис 1998 года Туманов сохранил лицензию женевского банка, но решил, что возвращение в Россию откроет для него больше возможностей. И пройдя собеседование у еще одного будущего миллиардера Михаила Фридмана, устроился заместителем главного исполнительного директора в сравнительно небольшом по тем временам Альфа-банке. В «Альфе» Туманов отвечал в том числе за перевод банка на новую IT-платформу.
В 2005 году Туманов вновь сменил работу — и опять ему помогли давние знакомства по Мосбизнесбанку. Многолетний партнер Вексельберга Леонард Блаватник искал человека, которому мог бы доверить руководство расположенными на территории СНГ активами своей бизнес-империи Access Industries — в России ей принадлежали, например, доли в ТНК-BP, алюминиевых заводах Sual и группе кабельных каналов «Амедиа». Вскоре стало понятно, что эта работа не соответствует амбициям Туманова. Блаватник — гениальный инвестор, признает Туманов, но к 2006 году бизнесмена больше интересовали западные рынки, российскую часть Access Industries он воспринимал больше как family office. Туманов попробовал заниматься собственным бизнесом. Первый проект, конечно, был в банковской сфере: вместе с американской TPG Group Туманов хотел построить крупного игрока на рынке потребительского кредитования, собрал команду и даже присмотрел небольшой банк для поглощения. Но кризис 2008 года спутал все карты.
Параллельно Туманов рассказывал Богуславскому о некоторых интересных проектах внутри Access Industries. Таким оказалась компания Digital Access, ее контрольный пакет принадлежал Блаватнику, Параллельно Туманов рассказывал Богуславскому о некоторых интересных проектах внутри Access Industries. Таким оказалась компания Digital Access, ее контрольный пакет принадлежал Блаватнику, а остальные доли делили музыкальные лейблы Warner Music (Блаватник был совладельцем), Sony и российские фирмы грамзаписи, которые договорились совместно продавать свои каталоги. Но проект развивался с трудом. «Это был чемодан без ручки, — вспоминает Богуславский. — Один из мейджоров начал продавать музыку напрямую, начались мини-конфликты. Было ясно, что бизнес-модель не складывается, но мне понравилась команда проекта». И в 2009 году Богуславский выкупил Digital Access за скромные $380 000, а затем вместе с Тумановым решил превратить неудавшегося музыкального дистрибьютора в онлайн-кинотеатр. Год ушел на разработку технологической платформы, и в начале 2010 года заработал сайт ivi. ru. «Мы искали короткое и запоминающееся название», — вспоминает Туманов, а Ivi еще и было созвучно internet video.
Объем рынка онлайн-видеосервисов, ₽ млрд
Крупнейшие видеосервисы
Между пиратами и Голливудом
«Можно сказать, что мы дали название отрасли, первыми назвав себя онлайн-кинотеатром», — гордится Туманов. Но в начале 2010-х идея зарабатывать деньги, показывая кино в интернете, многим казалась безумной. На рынке безраздельно властвовали пираты, собственники контента, который лицензировал Ivi, не понимали, на какую часть дохода имеет смысл претендовать. На иностранных рынках были примеры для подражания, например американские Hulu и Netflix. Первое время Ivi показывал фильмы бесплатно, а зарабатывал на рекламе, отчисляя правообладателям 40% от выручки.