В погоне за универсальностью: палубный многоцелевой самолёт MPSNA из 80-х
В 80-х годах XX века США для ВПК США началась на текущий момент последняя «золотая эпоха». Ряд изменений в экономике, восстановление после кризисов 70-х годов позволили начать одни из самых дорогих и амбициозных программ перевооружения в истории вооружённых сил США. Некоторые из них хорошо известны, другие забыты. К последним относится и программа универсального палубного самолёта MPSNA, о которой мы сегодня и поговорим.
Новые угрозы
К началу 70-ых у адмиралов уже был хороший перехватчик в лице F-14, готовился к постановке на вооружение F/A-18, предназначенный для того, чтобы стать основной «рабочей лошадкой» морской авиации. А вот с самолётами поддержки всё было не так радужно. Большая их часть встала на вооружение в начале 70-х, а некоторые служили вообще с середины 60-х.
В наши дни срок службы в 10 лет кажется даже смешным, но в годы Холодной войны военная мысль двигалась быстрее. Более того, флот США встретил надвигающуюся тень уже давно забытой угрозы – авианосцы противника. СССР десятилетиями игнорировал этот класс кораблей, а значит американским палубным самолётам поддержки практически ничего не угрожало. Береговая авиация может быть сколь угодно грозной, но её аэродромы не могут перемещаться, а значит не могут неожиданно оказаться в «неудобном месте». И тут СССР всё же начинает строительство подобных кораблей. И пусть пока на их палубах не очень опасные СВВП, но лиха беда начало! Все «простые труженики» американской флотской авиации были под угрозой. Тогда их решили обновить.
Попытка создать новое поколение самолётов поддержки была предпринята ещё в 70-х. Программу Type A можно охарактеризовать двумя словами: «универсальность» и «СВВП». Последнее происходило от того, что делали самолёты изначально для небольших авианосцев с авиагруппой, полностью состоящей из самолётов вертикального взлёта. Оттуда же проистекала и идея универсальности – делать сразу несколько типов узкоспециализированных летательных аппаратов бюджет флота в те годы бы не потянул. Вот и решили создать один базовый самолёт, из которого получится и охотник на подлодки, и заправщик, и самолёт ДРЛО.
Ничего путного из этой затеи не вышло. Авианосцы-носители СВВП сгинули ещё в 70-х, проиграв суперавианосцам «Нимиц». Программа Type A просуществовала до конца 70-х, пока специально нанятые проверяющие не показали, что на текущих технологиях «не выходит каменный цветок». Работы закрыли, но нужда в новых самолётах осталась. Идею «универсальности» решили сохранить – уж больно дорого уже тогда стоили новые самолёты. Даже с большим бюджетом всё равно денег на несколько параллельных программ не хватало. Правда, из списка будущих ролей убрали задачу – носить десант. К тому времени морпехи уже вложились в программу конвертоплана JVX, и ещё один подобный проект не был нужен.
Винтовентилятор ищет место на флоте
Если упростить требования к новому самолёту – то получилось бы слово «эффективность». Он должен был быть максимально эффективен в полёте, с минимальным расходом топлива, но при этом быстрее существующих аналогов. Максимально эффективен в манёврировании, чтобы в случае необходимости вступить в воздушный бой даже с советским истребителем. Во всём этом должно было помочь «ноу-хау» из 70-х –винтовентиляторный двигатель. По сути это было дальнейшее развитие уже известных и стремительно набирающих популярность двухконтурных турбореактивных двигателей.