Автомобиль как объект коллекционирования и инвестиционный актив

ForbesАвто

Роскошь передвижения

Автомобиль как объект коллекционирования и инвестиционный актив.

Григорий Бальцер. Антиквар, основатель агентства Baltzer Auction Agency and Services, член правления международной конфедерации антикваров и арт-дилеров
/ forbes.ru/grigoriy-balcer

Cadillac Series 62 1959 года выпуска на предаукционной выставке Bonhams в Париже. Февраль 2014 года

Век автомобилестроения не так уж и долог — чуть более 100 лет, но, будучи вундеркиндом прогресса, автомобиль завоевал свою аудиторию за рекордный срок: люди, захотевшие коллекционировать машины, появились почти сразу. Это занятие, разумеется, было прерогативой аристократии и сильных мира сего: одним из страстных автоколлекционеров был, к примеру, последний российский император Николай II (с чем, кстати, связано интенсивное развитие отечественного автопрома в начале XX века, породившего такие шедевры, как «Руссо-Балт»). Сегодня ситуация примерно та же: несмотря на сравнительно невысокий порог входа в ряды коллекционеров (приличный олдтаймер на аукционе можно найти всего за несколько тысяч долларов или евро), значительную финансовую нагрузку дают затраты на логистику, хранение, поддержание авто в коллекционном состоянии и, конечно, реставрацию. Стоимость последней, к слову, может в разы превосходить цену покупки. Но без реставрации не обойтись: именно она превращает старую машину в великолепный инвестиционный актив с доходностью до 258% за 10 лет, по оценкам аналитиков Knight Frank.

Коллекционные автомобили принято делить на три основные категории: олдтаймеры, или классические автомобили (к ним относят машины, созданные 30 и более лет назад), янгтаймеры (созданы в последние десятилетия) и спецтехника. Приобрести статус коллекционной имеет шанс лишь редкая и малосерийная модель с определенной степенью сохранности (в случае с олдтаймерами сохранность подтверждают альбомом с фотографиями, в которых пошагово зафиксирован процесс реставрации и показаны детали, которые в процессе использовались). Особая группа — это специализированные машины. Сюда попадает широкий спектр техники, от гоночных авто до спецмашин различных служб.

$70 млн за Ferrari 250 GTO 1963 года (июнь 2018 года, частная продажа) — абсолютный рекорд рынка

Драйвером цены на автомобиль, наряду с уникальностью и сохранностью, может стать провенанс: факты «биографии», выделяющие конкретную машину даже из ряда редких экземпляров, например громкое имя предыдущего владельца или причастность к известному событию (диапазон широк, от исторических встреч до киносъемок). В этом случае автомобиль становится меморабилией, что расширяет круг интересантов: чтобы загореться идеей покупки машины Джеймса Бонда, необязательно быть коллекционером британского автопрома. Коллекционирование автомобилей во многом локальная, имеющая привязку к географии история. В Азии популярностью пользуются азиатские машины, в США — «американцы», в Англии, Индии и других бывших британских колониях — праворульные «британцы».

Связано это в первую очередь с наличием развитой сервисной инфраструктуры, заточенной под обслуживание местных марок. Негласное деление европейских классических машин на немецкие и «все остальные» обусловлено также наличием в Австрии, Германии, Швейцарии профильных автомастерских и развитой сети продаж оригинальных деталей, а также специализированных аукционных домов, торговых площадок, гаражей. Да и автомобилей в хорошем состоянии там сохранилось больше.

В Европе на заре автостроения, помимо больших автоконцернов, было много маленьких производств, создававших шедевры. Но в немецкоязычных странах сложилась особая культура владения автомобилями и их хранения, да и автопромышленность во время войны в разных странах развивалась по-разному: в Австрии, Германии и Швейцарии ей повезло больше, чем, например, во Франции и Великобритании.

Именно поэтому эти три страны считаются лучшим местом для приобретения европейского (особенно немецкого) олдтаймера: выбор больше, лучше соотношение цены и качества. В Швейцарии, кстати, в марте 2019 года был продан и самый дорогой янгтаймер в истории: цена покупки новой модели Bugatti La Voiture Noire на Geneva Motor Show составила около $19 млн, включая налоги. Для сравнения: рекордная цена для олдтаймера на сегодняшний день — $70 млн за Ferrari 250 GTO 1963 года, выигравшую Тур де Франс 1964 года.

$22 млн за самый дорогой в мире довоенный автомобиль— Duesenberg Model J 1935 года (август 2018 года, аукционный дом Gooding & Company, Пеббл-Бич)

Основные сделки в мире коллекционных авто проходят в Великобритании и США, именно в этих странах живут крупнейшие мировые автоколлекционеры, здесь же расположены самые передовые сервисные центры (ведь каждый серьезный коллекционер рано или поздно обзаводится своей мастерской) и множество аукционных домов — «аукционных гаражей» и «аукционных парковок» (именно так это выглядит).

И если Великобритания славится в основном топовыми аукционами машин, то Америка известна множеством локальных торгов, на которых можно приобрести буквально все, что связано с упомянутой тематикой. На американских аукционах в торгах может участвовать до нескольких тысяч лотов, и идти они могут по нескольку дней. Интерес коллекционеров не ограничивается только машинами: каталог любых торгов редко обходится без «вступительной части», включающей автомобильную атрибутику (от плакатов и брендированных сувениров до фигурок-маскотов, украшавших капот или радиатор) и специальные каталоги оригинальных деталей. В компанию двух стран-лидеров в последние годы стремятся разные государства Азии, в частности Индия, — в аналитических отчетах об этих растущих рынках говорится все чаще. Коллекционирование машин там на европейский и американский уровень еще не вышло, но уверенно растет.

$48,4 млн за Ferrari 250 GTO 1962 года (август 2018 года, Sotheby’s) — аукционный рекорд 2018 года

Помимо локальных аукционных домов, которых много в странах с развитым автопромом, автомобилями торгуют и международные дома-гиганты. Громкими результатами не перестает удивлять автодепартамент дома Bonhams, недавно отметившийся продажей Bugatti Type 57 Atalante Faux Cabriolet 1935 года почти за $2 млн (он же в сентябре 2019-го продавал знаменитый трак, расписанный Бэнкси). В 2015 году одной из главных сенсаций в автомире стала покупка домом Sotheby’s 25% акций лидирующего на тот момент автомобильного аукционного дома RM Auctions. Согласно официальным источникам, сделка обошлась международному гиганту в $30,7 млн. Это стратегическое партнерство позволило Sotheby’s укрепить свои позиции на авторынке (ежегодный оборот RM Auctions на тот момент оценивался в $2 млрд), а RM Auctions в результате сменил название на RM Sotheby’s и сегодня стабильно занимает лидирующее положение на мировой аукционной автоарене (представительства в семи странах мира, 8–10 аукционов в год). Покупатели коллекционных машин достаточно однородны. Автомобиль преимущественно остается мужской игрушкой. В Европе и Америке все больше покупок совершают миллениалы: в 2019 году, согласно имеющимся данным, покупатель значительно помолодел, теперь это чаще всего мужчина в возрасте от 30 до 40 лет. В Азии пока основными покупателями являются люди постарше: представители поколения 50–60-летних. Россия в этом смысле пока ближе к Азии, чем к Европе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Объемный шоутех Объемный шоутех

Как новые технологии меняют индустрию развлечений

Forbes
«Не расслабляться!», или Почему мы предпочитаем беспокоиться «Не расслабляться!», или Почему мы предпочитаем беспокоиться

Люди, склонные к тревожности, порой упорно отказываются расслабляться

Psychologies
Министерский удел Министерский удел

Семья Александра Ткачева собрала самый дорогой земельный банк в стране

Forbes
Не ешь, не плачь и не читай: самые абсурдные запреты бывших парней Не ешь, не плачь и не читай: самые абсурдные запреты бывших парней

Мы попросили наших читательниц рассказать, что им пытались запрещать мужчины

Cosmopolitan
Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
Возвращение политики: Глеб Павловский об итогах протестного лета Возвращение политики: Глеб Павловский об итогах протестного лета

События лета 2019 года ознаменовали вступление России в новую фазу

Forbes
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
5 причин почему перегорают лампочки (и как с этим бороться) 5 причин почему перегорают лампочки (и как с этим бороться)

5 внешних, независящих от устройства причин, по которым горят светодиодные лампы

CHIP
Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
Тест Motorola One Action: смартфон и 4K экшн-камера в одном устройстве Тест Motorola One Action: смартфон и 4K экшн-камера в одном устройстве

Мы протестировали новый смартфон Motorola One Vision и делимся впечатлениями

CHIP
В хорошей форме В хорошей форме

Совокупное состояние участниц рейтинга богатейших женщин страны — $9,9 млрд

Forbes
Крис Хемсворт: «Я живу своей мечтой» Крис Хемсворт: «Я живу своей мечтой»

Крис Хемсворт о любви к серфингу и поисках баланса между семьей и карьерой

Cosmopolitan
Права сильных Права сильных

10 главных бизнес-историй 2019 года в спорте

Forbes
В рейтинг богатейших женщин России впервые вошли два миллиардера В рейтинг богатейших женщин России впервые вошли два миллиардера

Богатейшие женщины России

Forbes
На приеме На приеме

Платные клиники принимают все больше пациентов с полисами ОМС

Forbes
Обзор и тест жесткого диска Toshiba Surveillance S300: для видеонаблюдения и не только Обзор и тест жесткого диска Toshiba Surveillance S300: для видеонаблюдения и не только

Наш сегодняшний герой принадлежит к линейке жестких дисков Surveillance S300

CHIP
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Путь в страну молчания. Как российские СМИ могли бы угодить Генеральной прокуратуре Путь в страну молчания. Как российские СМИ могли бы угодить Генеральной прокуратуре

Запрет на распространение информации — универсальное лекарство?

СНОБ
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Максим Перельман: Глобальный нефтяной сектор выбирает российские технологии Максим Перельман: Глобальный нефтяной сектор выбирает российские технологии

Почему саудиты заинтересовались разработками инженеров нефтяного машиностроения

СНОБ
Больше не игрушки Больше не игрушки

Рынок киберспорта на постсоветском пространстве измеряется миллионами долларов

Forbes
15 врачей и трофейная машина: с чего началась скорая помощь в Москве 15 врачей и трофейная машина: с чего началась скорая помощь в Москве

История службы московской скорой помощи началась 100 лет назад

СНОБ
Игры патриота Игры патриота

Почему Александр Туголуков хотел продать «Библио-Глобус» британской Thomas Cook

Forbes
Прощание с евро: россияне почувствовали введение отрицательных ставок в Европе Прощание с евро: россияне почувствовали введение отрицательных ставок в Европе

Российские банки продолжают отказываться от финансовых продуктов в евро

Forbes
Советы да любовь Советы да любовь

Как разведчик сделал головокружительную карьеру и пожертвовал ей ради женщины

Esquire
Как сирота из Кургана создал глобальный сервис заказа такси с выручкой 5 млрд рублей Как сирота из Кургана создал глобальный сервис заказа такси с выручкой 5 млрд рублей

У сервиса заказа такси «Максим» 1 млн заказов в день

Forbes
Северная доставка Северная доставка

Как компания из Архангельска стала крупнейшим игроком на рынке фудтеха

Forbes
«Компании будут за него бороться»: сколько теннисист Даниил Медведев заработает на рекламе «Компании будут за него бороться»: сколько теннисист Даниил Медведев заработает на рекламе

О первом российском теннисисте, сыгравшим в финале турнира Большого шлема

Forbes
Взаимное опыление Взаимное опыление

Онлайновый бизнес учится, чтобы пойти в офлайн

Forbes
Елизавета Арзамасова: «Потому что это по‑человечески» Елизавета Арзамасова: «Потому что это по‑человечески»

Интервью с актрисой Елизаветой Арзамасовой

Cosmopolitan
Открыть в приложении