Что ждет холдинг VK и какова его дальнейшая стратегия?

ForbesБизнес

Почти пришла по нужному адресу

Холдинг Mail.ru Group, сменив название на VK, вскоре стал квазигосударственным. Какова его дальнейшая стратегия?

Текст Ирина Юзбекова, Владислав Скобелев

«Я ухожу из управления с легким сердцем» — так в октябре 2018 года миллиардер и основной владелец USM Алишер Усманов прокомментировал серьезную перетряску совета директоров Mail.ru Group. По сути, компания тогда перешла в руки менеджмента. Высокотехнологичными компаниями должно руководить молодое поколение — талантливые и амбициозные люди, остро чувствующие тренды развития современного цифрового бизнеса, рассуждал Усманов. Спустя три года он вообще избавился от этого актива, продав долю USM близким к государству структурам. События развивались стремительно — всего за четыре месяца Mail.ru Group сменила название, акционеров и стратегию развития. А началось все в марте 2021 года, когда Усманов поссорился с главой Сбербанка Германом Грефом.

Ползучая национализация

В конце 2021 года в одной из крупнейших интернет-компаний России Mail.ru Group произошли большие изменения. В октябре компания поменяла название на VK, объяснив это тем, что центром экосистемы холдинга давно уже стала соцсеть «ВКонтакте», а не почтовый сервис. Вскоре после смены названия о выходе из VK объявил «Сбер», который продал Газпромбанку за 12,8 млрд рублей 36% компании «МФ Технологии», акционера VK. «Продажа доли прошла с прибылью, и мы полагаем, что этот актив имеет большую ценность для новых акционеров», — отметили в «Сбере».

У «Сбера» и VK остается совместное предприятие O2O (владеет такси «Ситимобил», каршерингом «Ситидрайв», Delivery Club, сервисом экспресс-доставки продуктов «Самокат» и др.), но о разногласиях у партнеров СМИ сообщали не раз. В марте 2021 года Financial Times сообщила, что Сбербанк и VK, «находящиеся на грани развода», обратились в Кремль по поводу согласования раздела активов. Источник Forbes в крупной интернет-компании и источник, близкий к VK, подтвердили, что раздел активов и поиск новых акционеров USM и «Сбер» обсуждали в Администрации президента, так как отношения главы банка Германа Грефа и Усманова испортились. «Усманов хотел выйти в кеш, кроме того, у него с Грефом дошло до «битья горшков», — говорит источник в крупной интернет-компании. Партнерство трещало по швам примерно по тем же причинам, что привели к разводу «Сбера» и «Яндекса»: не было ясности, кому принадлежат клиенты СП и как правильно развивать компанию. VK — договороспособная компания, а «Сбер» не умеет играть в равные позиции, уточняет собеседник Forbes. Источники Forbes рассказывали, что один из вариантов раздела активов предполагал, что «Сберу» достанется «Ситимобил», a VK — компании, связанные с едой и доставкой. И в течение 2021 года в «Ситимобиле» ждали продажи агрегатора такси «Сберу», но этого не произошло. В декабре 2021-го USM объявил о полном выходе из VK. Холдинг Усманова продал 9% VK Газпромбанку, а 45% в компании «МФ Технологии» (владел этой долей через «Мегафон») — страховой группе «Согаз» (среди ее акционеров структуры «Газпрома», ВТБ и «Аквилла» Юрия Ковальчука). Затем Газпромбанк передал 45% в «МФ Технологиях» «Газпром-медиа». Сначала USM вел переговоры о продаже своей доли «Ростелекому». Как говорит собеседник в крупной интернет-компании, сделка не состоялась, так как, во-первых, у «Ростелекома» после покупки Tele2 за 132 млрд рублей в 2019-м было недостаточно свободных средств, во-вторых, такая сделка выглядела бы «как полное огосударствление». «Ростелеком» почти всегда рассматривают как возможного держателя актива, если речь идет о передаче каких-либо компаний де-факто государству», — говорит источник, близкий к «Ростелекому». Сделка с «Согазом» выглядит как продажа пакета VK частной организации, рассуждает источник в крупной интернет-компании.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении