Маршруты Сикстинской Мадонны
В середине XVIII века саксонские курфюрсты так увлеклись живописью, что стали собирать собственную коллекцию произведений искусства. С их лёгкой руки в Дрезден переехали картины многих великих мастеров эпохи Возрождения. Жемчужиной собрания была «Сикстинская Мадонна», написанная Рафаэлем. Этой картине суждено было пережить много приключений и побывать в Советском Союзе.
Курфюрст-коллекционер
Август II Сильный, может, и обладал физической мощью, но не сильным характером. Курфюрст саксонский и король польский, союзник Петра Великого в Северной войне, он постепенно попал в полную зависимость от России и Пруссии, довёл Речь Посполитую до междоусобных войн и кровавых беспорядков, а Саксонию — до тяжких экономических нужд. В молодости отчаянно нуждавшийся в деньгах, Август собирал в Дрездене алхимиков со всей Европы, требуя, чтобы они научились создавать в своих лабораториях золото. Разумеется, все попытки были тщетны. Зато самые успешные экспериментаторы Иоганн Бётггер и Эренфирд Чирнхаус в конце концов сумели получить формулу фарфора, который до того в Европе делать не умели. С этого момента, как считается, и началась любовь Августа к прекрасному. Курфюрст создал собственную галерею и занялся покупкой произведений искусства. Деньги на них он брал из карманов польских налогоплательщиков.
Страсть перешла от отца к сыну. В 1733 году на трон взошёл Август III, при котором скупка произведений искусства достигла гигантских размахов. Коллекция галереи старых мастеров (так в Европе в XVIII веке именовали художников и скульпторов эпохи Возрождения) росла не по дням, а по часам. За её пополнение отвечал Франческо Альгаротти, итальянский писатель и путешественник, объявивший себя тонким знатоком искусств, но, судя по всему, сильно преувеличивший свои познания. Август, доверивший управление государством своему советнику графу Брюлю (мздоимцу и казнокраду), всю свою жизнь посвятил коллекции. В собирании картин и скульптур он преуспел, а вот Польшу с Саксонией довёл до полной нищеты и разорения.