Каким еще бизнесом занимаются владельцы крупной сети супермаркетов.

Forbes

Список Forbes / Основатели «О’кей»

Не все «О’кей»

Каким еще бизнесом занимаются владельцы крупной сети супермаркетов.

Текст Игорь Попов, Елена Березанская
Фото Арсений Несходимов для Forbes

Утром 13 декабря 2014 года в холмах, находящихся в грузинском районе Квемо-Картли, прогремели взрывы, которые встряхнули всю Грузию. Компания Rich Metals Group (RMG), единственный производитель золота в Грузии, готовясь начать добычу открытым способом, за несколько секунд уничтожила штольни древнейшего в мире золотодобывающего рудника. Археологи, изучавшие местные штольни с 2004 года, оценивают их возраст в 5000 лет. Возмущение общественных организаций, несколько лет боровшихся за сохранение исторического памятника, поддержал грузинский католикос-патриарх Илия II, который уже на следующий день потребовал наказать виновных. Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили сравнил произошедшее с разрушением статуи Будды в Афганистане талибами и заявил, что RMG принадлежит родственникам его политического оппонента миллиардера Бидзины Иванишвили, которые выполняют заказ Кремля. На самом деле владельцами компании оказались совсем другие миллиардеры — совладельцы сети гипермаркетов «О’кей» Дмитрий Троицкий и Дмитрий Коржев. Если бы не скандал, бизнесмены вряд ли показались бы на публике. Троицкий, по его признанию, в ноябре 2014 года, чтобы успокоить общественность, скрепя сердце впервые в жизни согласился на интервью СМИ — грузинскому телеканалу «Имеди». Тогда же его фотография с подписью на грузинском впервые попала в интернет, где во время подготовки очередного рейтинга миллиардеров ее увидел корреспондент Forbes, связался с бизнесменом и начал договариваться о встрече. И только через полтора года в московском офисе «О’кей» Троицкий, Коржев и их партнер Борис Волчек собрались вместе и согласились рассказать Forbes о своем бизнесе.

Совладелец «О’кей» Дмитрий Троицкий впервые появился на публике в ноябре 2014 года, чтобы успокоить общественность Грузии

Скандинавские черты

Обстановка в офисе аскетичная — стол, стулья и доска, на которой можно рисовать маркером. Бизнесмены, не привыкшие к общению с журналистами, отвечают на вопросы лаконично. Все они родились, выросли и учились в Санкт-Петербурге. Троицкий с Коржевым дружат со времен учебы в Ленинградском кораблестроительном институте. Отец Троицкого был капитаном научно-исследовательских кораблей «Космонавт Георгий Добровольский» и «Профессор Визе». С Волчеком, который окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, друзья знакомы с середины 1990-х, а в бизнесе, ставшем впоследствии сетью «О’кей», вместе с 2000-го.

Дмитрий Коржев дружит с Троицким со времен учебы в Ленинградском кораблестроительном институте

В 1990-х у Волчека был в Санкт-Петербурге универсам «Гражданский» и пара участков земли, пригодных для строительства гипермаркетов. У Троицкого и Коржева с партнерами тоже был участок земли 3 га, который они купили у бизнесменов Шабтая Калмановича и Владимира Кехмана за $600 000. На этом участке был построен первый гипермаркет «О’кей», открывшийся в мае 2002 года. Оптимистичное название придумал Волчек. «Нам советовали, чтобы название было чуть-чуть западное, но при этом дружелюбное. Меня в какой-то момент осенило. Всем понравилось, показалось лаконичным», — вспоминает бизнесмен. Образцом для первых магазинов «О’кей» стали скандинавские гипермаркеты. Консультантом был эстонский специалист Хейго Кера, имевший опыт работы в этих сетях.

«Народ тогда был слегка диковатый, но потребители быстро приняли и оценили наш формат»

В Санкт-Петербурге тогда работало четыре больших магазина сети «Лента», но «О’кей» был другим, более цивилизованным. «Они взяли за основу классический западноевропейский формат, а у нас был хард-дискаунтер с большими залами, бетонными полами, огромными стеллажами и паллетами между ними», — объясняет основатель «Ленты» Олег Жеребцов. «Рынок тогда был пустой. Мы буквально учили покупателей пользоваться магазином с огромным выбором. Тепло, светло, парковка рядом. У нас была доброжелательная охрана, которая рекомендовала везти покупки на тележке прямо до машины, — вспоминает Волчек. — Народ тогда был слегка диковатый, но потребители быстро приняли и оценили наш формат». Концепция выстрелила, партнеры с энтузиазмом взялись за дело и за пять лет открыли магазины не только в Санкт-Петербурге, но и в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Тольятти и других регионах.

Борис Волчек придумал название для сети: «Меня в какой-то момент осенило. Всем понравилось»

В 2009 году открылся первый гипермаркет «О’кей» в Москве. В это время компанией руководил Патрик Лонге, который 27 лет проработал в Auchan. В кризисном 2009-м сеть стала лидером по росту выручки (на 32,7%, до 67,9 млрд рублей, в 2005 году выручка была почти в семь раз ниже), обошла по продажам «Ленту» и заняла третье место в списке крупнейших российских ретейлеров.

В ноябре 2010 года компания удачно провела IPO на Лондонской фондовой бирже — инвесторы оценили «О’кей» в $3 млрд

В ноябре 2010 года компания удачно провела IPO на Лондонской фондовой бирже (LSE). Инвесторы оценили «О’кей» в $3 млрд, совладельцы выручили от продажи акций $420 млн, из них $167 млн пошло на развитие компании и погашение долгов. В road show участвовали Троицкий и Волчек. Они часами мужественно отвечали на вопросы представителей западных фондов. По словам Троицкого, особенно мучительными были завтраки с инвесторами. Тогда он впервые побывал в Америке: провел один день в Нью-Йорке и один — в Бостоне. Компания стала публичной, но ее акционеры и тогда не попали в объективы камер — в день размещения акций на LSE можно было увидеть лишь команду менеджеров во главе с Лонге. И все же это был звездный час: благодаря IPO Троицкий и Коржев стали миллиардерами и в 2011 году оказались в списке Forbes.

Сегодня крупнейший частный акционер «О’кей» — Волчек, ему опосредованно принадлежит 28% акций компании. 51% — у кипрской Nisemax Co Limited, акции которой делятся между Троицким, Коржевым и их студенческим другом Андреем Семеновым: Троицкому и Коржеву принадлежит по 23,5% акций «О’кей», а Семенову — около 4%.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бизнес сближает: 7 крепких партнерств из списка Forbes Бизнес сближает: 7 крепких партнерств из списка Forbes

Кому из российских миллиардеров повезло с деловыми партнерами

Forbes
Альтернативная столица Альтернативная столица

Нет, мы не проехали 4000 км из Москвы до Алма-Аты. Свои Peugeot 408 мы получили уже в городе. Но если бы вдруг самолеты перестали летать, домой мы бы с удовольствием вернулись и за рулем

АвтоМир
Георге Грыу:   Георге Грыу:  

Все могло сложиться иначе, если бы я наступил на горло собственной песне

Караван историй
Глаза в пол Глаза в пол

Почему равенство полов приведет к миру во всем мире

Esquire
Каменный век: Как The Rolling Stones завершают его с блеском Каменный век: Как The Rolling Stones завершают его с блеском

The Rolling Stones замыкают круг эволюции пластинкой Blue & Lonesome

Playboy
Нотный стан Нотный стан

За плечами продюсера классической музыки Ирины Никитиной остросюжетная жизнь, а впереди — грандиозные планы.

Vogue
Зажгли не по-детски Зажгли не по-детски

“Шмель“ — самый реактивный пехотный огнемет

Популярная механика
Фаршированная рыба Фаршированная рыба

Фаршированная рыба — одно из самых разнообразных блюд

Дилетант
Mazda3 Mazda3

Японская «матрешка» пережила плановый рестайлинг. Присмотримся к изменениям.

Quattroruote
Hyundai Creta Hyundai Creta

Новенький, с пылу, с жару кроссовер Сreta провел в нашей редакции целый месяц. Период вполне достаточный, чтобы посчитать его многочисленные добродетели и выявить мелкие недостатки.

АвтоМир
Наша Катюша Наша Катюша

Этим летом Катя Козлачкова буквально взорвала Интернет: красивая девушка из Москвы на чемпионате мира по тхэквондо побила всех своих соперниц

Лиза
Третье измерение Третье измерение

Долгие годы бывшая нишевой технологией трехмерная печать начала показывать впечатляющие темпы роста – по 30% в год. Она уже почти готова к эволюционному скачку, который откроет невиданные возможности для автомобильной промышленности.

Quattroruote
Chevrolet Corvette Z06 Chevrolet Corvette Z06

Этот облегающий белый костюм превращает стеснительного Кларка Кента в блистательного Супермена, смешливого Тони Старка в могучего Железного Человека, любую женщину – в кошку.

АвтоМир
Святилище соблазнов Святилище соблазнов

ГУМ — самая модная витрина столицы

Караван историй
Дарья Авратинская. Семейные узы Дарья Авратинская. Семейные узы

Трудно ли быть дочкой популярных артистов Ирины Апексимовой и Валерия Николаева?

Караван историй
Тандыр Тандыр

Меня тандыр завораживал с того момента, как я его впервые увидел

Дилетант
Datsun on-DO Datsun on-DO

Японский бренд, огромный 530-литровый багажник, клиренс в 174 мм, начальная цена в пределах полумиллиона... К этому седану родом из Тольятти однозначно стоит присмотреться!

АвтоМир
Игра с престолом Игра с престолом

Даже если вам немно­го за трид­цать, есть на­деж­да вый­ти за­муж за прин­ца Ганновер­ско­го Эрнста Августа. Слово предо­став­ля­ет­ся Екатерине Малышевой.

Tatler
Джеффри Дин Морган: «Он может нормально с тобой общаться, и вдруг – ты труп» Джеффри Дин Морган: «Он может нормально с тобой общаться, и вдруг – ты труп»

Звезда сериала «Ходячие мертвецы» вспоминает, с какой легкостью попал в Голливуд

Playboy
Анатомия торта Анатомия торта

Торты Натальи Ярославской превратились в московскую легенду. За время существования ее кондитерского дома «Vozduh / Воздух» она поняла: торт можно сделать любым – хоть в виде слона в натуральную величину или аэростата. Среди клиентов Ярославской – Герман Греф, семья Михалковых, Наина Ельцина. Кондитер рассказала «Снобу» о самых сложных заказах и о том, что может послужить идеей для очередного кулинарного подвига.

СНОБ
Я Милоша узнаю Я Милоша узнаю

Милош Бикович: чем рус­ские де­вуш­ки от­ли­ча­ют­ся от сербских

Glamour
Майкл Хайден: «Русские превратили информацию в оружие» Майкл Хайден: «Русские превратили информацию в оружие»

Бывший директор ЦРУ – о том, как происходит утечка информации

Playboy
Юлия Хлынина. За кулисами таинственной страсти Юлия Хлынина. За кулисами таинственной страсти

В нашей профессии на самом деле много сложного

Караван историй
Сделайте нам красиво Сделайте нам красиво

Реклама трусов против ломаных ушей — какой в действительности должна быть мужская красота?

GQ
Твигги Твигги

Правила жизни модели Твигги (настоящее имя Лесли Хорнби)

Esquire
День дружбиста День дружбиста

В Пушкинских горах уже второй год подряд проходит фестиваль «Заповедник», не имеющий к Александру Сергеевичу никакого касательства. Более того, он посвящен другому писателю. Сергею Довлатову. «Сноб» попытался разобраться почему, зачем и доколе.

СНОБ
Кто скажет Кто скажет

Уже скоро мы можем научиться понимать язык зверей

Популярная механика
Средний Запад Джона Лопеса Средний Запад Джона Лопеса

Удивительные скульптуры Джона Лопеса — олицетворение среднего запада

Популярная механика
15 мыслей Питера Джексона 15 мыслей Питера Джексона

Великий Питер Джексон, режиссер «Властелина Колец», «Хоббита» и «Кинг‑Конга», приехал в Москву по приглашению бизнес-школы «Сколково». Упустить такой момент GQ не мог.

GQ
Ангел Чарли Ангел Чарли

Она всегда была в тени великого Чаплина. Его жена, мать его восьмерых детей, верная спутница последних тридцати пяти лет его жизни. О судьбе Уны Чаплин «Снобу» рассказал ее старший сын Майкл.

СНОБ
Открыть в приложении