Над созданием беспилотных автомобилей сейчас работают все ведущие мировые автопроизводители. Один из самых заметных российских проектов в этой сфере — Matrёshka, модульная система беспилотного коммерческого транспорта.

РБКHi-Tech

Тема номера — Беспилотный транспорт

«Матрешка» на колесах

Компания BMG хочет запустить беспилотный автобус в серию в 2018 году

Над созданием беспилотных автомобилей сейчас работают все ведущие мировые автопроизводители. Один из самых заметных российских проектов в этой сфере — Matrёshka, модульная система беспилотного коммерческого транспорта

Текст: Владимир Гендлин
Фото: Станислава Новгородцева для РБК

Проект развивает Алексей Бакулин, владелец и гендиректор компаний Volgabus и BMG (Bakulin Motors Group). Первая — крупный производитель автобусов, главной производственной единицей которого является завод «Волжанин». Вторая создана для реализации инновационных проектов, таких как Matrёshka.

Выход беспилотных транспортных средств на дороги общего пользования — пока далекое будущее, говорит Бакулин: «Беспилотники на закрытых территориях — это первый этап, который мы для себя определили как наиболее достижимый. Так мы сможем быстрее коммерциализировать «Матрешки».

К числу закрытых относятся территории предприятий, технопарков, аэропортов и других пространств, не соприкасающиеся с дорогами общего пользования. «В качестве примера можно назвать инноград «Сколково», различные территориальные парки, в том числе Парк Горького или ВДНХ, или площади гостиничных комплексов, например, Олимпийский парк в Сочи, у которого огромная территория и большое количество объектов», — говорит Бакулин.

То же касается промышленных предприятий с огромными территориями и серьезными потоками внутризаводского транспорта, которые надо оптимизировать, добавляет он. На закрытых пространствах может работать не только пассажирский, но и специализированный транспорт — коммунальная техника, транспорт внутренней доставки.

За год существования проекта выпущено три «Матрешки», к концу 2016 года их будет пять, обещает Бакулин. Все пока работают в тестовом режиме на полигоне в «Сколково». По его словам, сейчас даже трудно сказать, какой компанией должна быть BMG — автомобильной или информационно-технологической.

«Мы сейчас на той стадии, когда понимаем, что быть традиционной автомобильной компанией уже нельзя, но без этого базиса тоже невозможно двигаться вперед», — рассуждает он. — Например, Apple является производителем софта или железа? Это все условно, ведь все железо делается на аутсорсе. Мы должны быть гибкой компанией, потому что сейчас происходит величайшая технологическая революция».

Такие «матрешки»-беспилотники планируется на первом этапе опробовать на закрытых территориях предприятий, технопарков, аэропортов и на других пространствах, не соприкасающихся с дорогами общего пользования

Два пути

В мире есть два главных пути развития беспилотного транспорта, говорит Бакулин. Первый — когда на традиционные автомобили навешивается беспилотный комплект, и он функционирует, как ассистент водителя, вводя так называемую частичную автономность. Второй путь — транспортное средство изначально разрабатывается под функции беспилотности: там нет места для традиционного водителя, нет лобовых стекол, другие конструкция автомобиля и внутренняя архитектура, иначе выстроено взаимодействие всех конечных устройств, например между приводом, системой управления рулевыми осями, тормозами и т.п. Именно такой транспорт создает BMG, уточняет Алексей Бакулин.

По его словам, первые «Матрешки» выполнены в пассажирской версии — наиболее сложной, поскольку там много требований по безопасности. Двигатель электрический, вместо лобового и заднего стекол в дальнейшем будут интерактивные экраны, которые необходимы для внешних потребителей информации. Это могут быть рекламные щиты и другие медийные поверхности, можно ставить дисплеи для других участников движения, которые обеспечат сквозной просмотр сквозь транспортное средство, то есть на задний модуль будет транслироваться то, что происходит впереди, объясняет Бакулин.

Опытные партии «Матрешек» — до 50 единиц — он планирует выпустить и продать уже в 2017 году, а в 2018 году наладить серийное производство. Сколько машин может быть выпущено в серии, глава BMG не сказал, сообщив, что маркетинговые исследования этого вопроса еще не завершены. Но любая серия для подобных машин начинается «от тысячи единиц», добавил Бакулин.

Он также отказался назвать точную сумму инвестиций в проект: «Об этом говорить рано, поскольку мы еще только собираемся привлекать инвестиции. Пока работы ведутся на собственные средства, их хватит примерно на полгода». Но обозначил примерную стоимость «Матрешек»: пилотные варианты 8–12-местных автобусов будут стоить от 6,5 млн до 10 млн руб., хотя «для серийной продукции красная цена — 3–3,5 млн руб.», считает он.

Правда, до продажи серийных автобусов дело может не дойти. Бакулин говорит, что видит этот бизнес несколько шире: нужно продавать систему или даже как услугу.

Автомобиль как услуга

«Сейчас важен не столько автомобиль, сколько та система, которая будет поставлена, весь комплекс: автомобиль, его система управления, система управления парком, оптимизация всех этих компонентов и встройка всех этих систем в городскую инфраструктуру», — говорит Бакулин.

И приводит пример с лифтом: «Раньше вы заходили, и лифтер спрашивал, на какой вам этаж. Потом нажимал на кнопку. На следующем этапе лифтер исчез, но в лифте есть кнопки и вы сами нажимаете на нужную. Сейчас во многих лифтах нет кнопок, вы выбираете этаж до захода в лифт. Следующим этапом будет, наверное, когда машина будет знать заранее, на какой этаж вам нужно».

Все закончится тем, что вы перестанете платить за пользование автомобилем, говорит Бакулин корреспонденту журнала РБК. «Платить будут те, к кому вы едете или кто вас послал. Например, редакция вас к нам направила, и у нее списались 2 руб. «Матрешка» сама приедет, заберет вас, выберет оптимальный маршрут и отвезет к месту назначения». Сегодня компаниям выгоднее покупать не автомобиль, а перевозку, логистические услуги, считает Бакулин.

На первом этапе в «Матрешках» планируются два уровня управления — внутренняя (водитель-испытатель, который в случае необходимости сможет взять управление на себя) и внешняя (диспетчер). В «Матрешке» решили отказаться от пути западных производителей, обвешивающих автомобили разного рода сенсорикой (радары, лидары).

«Очень дорого», — объясняет Антон Поппель, технический руководитель проекта Matrёshka и генеральный директор компании Electric Vehicle Technologies (EVT). В таких вариантах сам автомобиль может стоить $10 тыс., а вся сенсорика потянет на полмиллиона, объясняет он. Поэтому решили сосредоточиться на программном обеспечении, обрабатывающем видеоизображение.

На «Матрешках» установлено восемь высокочастотных камер, которые в процессе движения отслеживают «артефакты» — столбы, ямы, тех же пешеходов и так далее, а ПО анализирует и обрабатывает ситуацию. При скромной скорости 15–20 км/ч система обеспечивает комфортное торможение. Подавляющая часть компонентов в «Матрешках» — собственного производства, лишь в отдельных случаях используются продукты сторонних компаний. В частности, для обработки видео используются компоненты компании NVIDIA.

Алексей Бакулин, владелец и генеральный директор компаний Volgabus и BMG, уверен, что в ситуации эпохальных технологических изменений победит тот, кто первым стартует с инновациями

У проекта есть как минимум два нерешенных препятствия — правовое и финансовое. В России отсутствуют законодательные основы для применения беспилотных транспортных средств. В пресс-службе Минтранса РФ этот вопрос прокомментировали обнадеживающе, но очень туманно: «Минтранс уделяет большое внимание внедрению инноваций на транспорте, в том числе развитию беспилотных транспортных средств. Сейчас необходимо сконцентрироваться на целесообразности подготовки и внесения изменений в действующее законодательство для… развития и внедрения технологий беспилотных транспортных средств и связанной транспортной инфраструктуры».

Подобный проект сопряжен с высокими рисками, и заработать на нем трудно, считает аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицин. Еще лет десять назад гарвардский профессор Клейтон Кристенсен, автор теории «подрывных» инноваций, оценивал перспективы электромобилей и предположил, что первое применение они найдут внутри обширных логистических хабов, заводов — там, где требуются перевозки на небольшие расстояния. «В случае с беспилотным транспортом, по-видимому, первым коммерчески успешным применением тоже будет использование там, где выгоды существенны, а риски минимальны, и это вряд ли будут улицы мегаполисов. Но не так много найдется инвесторов, которые сразу скажут, где именно. Года два или три уйдет, пока найдутся те, кто обладает необходимой экспертизой и готов взять на себя риски», — заключает аналитик «Финам».

Но Алексей Бакулин считает, что на ожидание нет времени: «Пока мы все стоим на одной линии, поэтому кто быстрее сделает, тот и победит. Мы понимаем, что делаем, и мы показываем фантастические результаты — сделали за год «Матрешку». Представляете, что будет в 2018 году? Мы порвем всех, нас будет просто не остановить».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Корги-культ Корги-культ

Их любит британская королева, за ними следит навальный, жены чиновников тратят на них миллионы. Мир выставок корги причудлив, кишит мошенниками и полон изнурительных тренировок. GQ выяснил, как устроена эта ярмарка тщеславия.

GQ
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
«Золотой сы-ы-ыр» – 2016 «Золотой сы-ы-ыр» – 2016

Фотографии получившие награды в различных фотоконкурсах 2016 года

Maxim
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Дама под вуалью Дама под вуалью

Аглая Шиловская начала играть на сцене уже в четыре года

Maxim
Infiniti QX50 Infiniti QX50

Рестайлинг кроссовера Infiniti не совсем обычен: дело не ограничилось оптикой, бамперами, колесными дисками, новыми цветами и прочими крайне важными вещами. QX50 стал длиннее!

АвтоМир
Играй, гормон Играй, гормон

Котик и мразь одновременно? Патриот и ксенофоб? Как это может сочетаться в одном человеке? Всему виной окситоцин.

GQ
Без сладкого никак? Без сладкого никак?

Большинство современных людей не мыслят свою жизнь без сладостей. Шоколадки, сладкая выпечка, печенье, конфеты надежно внедрились в наше ежедневное меню и, кажется, что отказаться от них совсем нереально. Почему мы так любим сладкое, чем вредна такая пища и можно ли найти ей достойную альтернативу?

9 месяцев
«Всегда носи тем­ные очки» «Всегда носи тем­ные очки»

Виктория Бекхэм пи­шет себе во­сем­на­дца­ти­лет­ней пись­мо. Как вы­жить, если на виду вся твоя жизнь: тело, брак, дети и гардероб?

Tatler
Виньетка ложной сути Виньетка ложной сути

Иван Глушков восхищается великим искусством высокохудожественного вранья.

GQ
Совсем взрослая Совсем взрослая

Лизе Арзамасовой всего 21 год, а за ее плечами уже множество ярких ролей в кино и театре. Одна из самых многообещающих актрис поколения поговорила с нами о своей профессии, семье и работе в благотворительном фонде.

Добрые советы
Mazda3 – Toyota Corolla. Разум и чувства. Mazda3 – Toyota Corolla. Разум и чувства.

Во времена, когда при выборе автомобиля люди все чаще руководствуются рациональными доводами, приходится забыть о спонтанности. Или нет?

АвтоМир
Эпоха авто на электричестве Эпоха авто на электричестве

В этом году автосалон в Париже прошел целиком и полностью под знаком электромобилей. CHIP расскажет о главных премьерах и поделится своими впечатлениями.

CHIP
Завтра лучше, чем вчера Завтра лучше, чем вчера

Россия одной из первых в мире стран начала разрабатывать программы экологического образования, ставшего предтечей образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Однако сегодня мы находимся на периферии общемировых образовательных трендов.

РБК
Заходите, гости дорогие Заходите, гости дорогие

Транзитный потенциал России сильно недооценивается. Власти пытаются поправить ситуацию малыми силами. Однако этих усилий пока недостаточно.

АвтоМир
Fiat Fullback Fiat Fullback

Легкие коммерческие автомобили с открытой грузовой платформой, а, проще говоря, пикапы, не пользуются у нас популярностью. С пятеркой конкурентов неожиданно решили поспорить итальянские производители. Чем же они собираются привлечь покупателей?

АвтоМир
Только спокойствие Только спокойствие

Актриса Светлана Иванова не боится конкуренции и никуда не торопится

Glamour
Легенда Нью-Йорка Легенда Нью-Йорка

В детстве он прошел Аушвиц и выжил. В молодости бежал в Америку, где в конце 1940-х выучился на портного. Повзрослев, стал шить для самых знаменитых людей Америки, включая Колина Пауэлла, Билла Клинтона и Барака Обаму.

The Rake
Skoda Kodiaq Skoda Kodiaq

Самые интересные на свете вещи – те, которые большинству кажутся поначалу правильными и скучными до зубовного скрежета. Так и Kodiaq – его некоторые уже успели обругать за чрезмерную практичность. Но зря, ох, зря!

АвтоМир
BMW 5 cерии BMW 5 cерии

В следующем году на рынок выйдет абсолютно новая «пятерка». Но если поставить с ней рядышком машину нынешнего поколения, мы не заметим кардинальных отличий. Автомобиль с заводским индексом F10 выглядит свежо и современно. Но как долго он будет служить верой и правдой?

АвтоМир
Жить в стиле стимпанк Жить в стиле стимпанк

Стимпанк - неплохой способ бунтовать против засилья высоких технологи

Maxim
Lexus RC 200t Lexus RC 200t

Выглядит японское купе круто и обжигающе. Но много ли настоящей злости в 245-сильной версии? Несколько «боевых» кругов на Моscow Raceway в расставили все точки над «i».

АвтоМир
Андрей и Анастасия Леоновы. Наследники Андрей и Анастасия Леоновы. Наследники

Продолжатели актерской и музыкальной династий раскрывают секреты предков

Караван историй
Невыносимая закадычность бытия Невыносимая закадычность бытия

Дружба бывает настолько разной, что мы решили написать про это статью

Maxim
Honda CR-V Honda CR-V

CR-V четвертого поколения многое унаследовала от модели третьей генерации. И наследство это по большей части оказалось благотворным.

АвтоМир
Степь внутри Степь внутри

Мы научились одеваться и вести себя как настоящие европейцы. Что же делать со своей тягой к русскому разгулу?

GQ
Chevrolet Spark Chevrolet Spark

Вероятно, из-за принадлежности к самому малому классу машин в профессиональных кругах Spark ругать не принято. Его недостатки видны невооруженным глазом, а те, что спрятаны, быстро дают о себе знать за рулем. Однако Spark III – неплохая покупка.

АвтоМир
Везет или не везет? Везет или не везет?

Мы сравнили четыре системы полуавтономного управления, которые близко подошли к черте, за которой наступят времена, когда автомобили откажутся от услуг водителей.

Quattroruote
Михаил Волков Михаил Волков

Генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков – о железной дисциплине, вечном движении вперед и о том, как застраховать свой бизнес от рисков (спойлер: никак).

GQ
Открыть в приложении