Грузовики сбавляют скорость
Рост продаж коммерческих автомобилей в России затормозился. Давление на рынок оказывают волатильность курса рубля и трудности, испытываемые автоперевозчиками. Означает ли это, что этот рынок на пороге очередного кризиса?
Рынок коммерческих автомобилей после драматического падения в 2013–2015 годах, казалось бы, вновь выехал на хорошую дорогу и набирает скорость: продажи грузовиков в России устойчиво росли с весны 2016-го. Однако вторая половина года нынешнего оказалась не очень удачной: вот уже четыре месяца подряд продажи показывают отрицательную динамику. В августе и сентябре было продано соответственно 6300 и 6400 грузовых автомобилей, что на 19% и 11% меньше, чем в августе и в сентябре прошлого года. А по итогам октября объем российского рынка новых грузовых автомобилей составил 7700 единиц, на 3,4% меньше, чем в октябре 2017-го. И хотя по итогам десяти месяцев общий рост продаж грузовых машин в России составил 5,9% (64,6 тыс. единиц), многие стали задавать вопрос: не стоит ли участникам рынка готовиться к очередному кризису?
Три года спад, два года подъем
2013–2015 годы производители и продавцы коммерческих автомобилей вспоминают как страшный сон: тогда за три года продажи рухнули в два с половиной раза — со 129 тыс. в 2012 году до 51 тыс. в 2015-м (см. график 1). Но с весны 2016-го коммерческий транспорт вновь начал уверенно набирать обороты: по итогам этого года рынок вырос на 4%, до 53,3 тыс. штук, а в 2017 году продажи увеличились еще на 50%, до 80,1 тыс. единиц.
Главная причина активизации спроса на грузовики предыдущие два года была связана с эффектом отложенного спроса: предприятия больше не могли латать дыры в своем автопарке и экономить на его обновлении. Ведь для многих компаний надежные, функциональные и исправные коммерческие автомобили — это важный элемент бизнес-процессов: устаревшая техника уже не может вовремя доставлять грузы, из-за участившихся поломок их владельцы рискуют нести убытки. Наряду с этим развивались новые рынки и направления бизнеса, в частности интернет-торговля. Все это до недавнего времени рождало спрос на новые коммерческие автомобили и толкало рынок вверх.
Примечательно, что поначалу успешнее всего пробуждались после спячки российские производители грузовиков. Так, по итогам 2016 года, по данным компании «Автостат», первые две строчки в рейтинге самых продаваемых марок грузовиков уверенно занимали российские КамАЗ и ГАЗ, неплохо смотрелись также «Урал» и белорусский МАЗ. КамАЗ в позапрошлом году увеличил продажи на 15%, а ГАЗ почти на 3%, и в совокупности продажи этих двух брендов по итогам 2016 года занимали более половины всего рынка грузовиков в стране.
Еще лучше положение российских производителей грузовиков стало после девальвации рубля, поскольку разрыв в цене на отечественные и иностранные грузовые машины стал ощутимым. Росту популярности отечественных грузовиков способствовало и государство, которое предлагало программы стимулирования спроса, в частности льготы на приобретение в лизинг грузовиков, произведенных в России.
Одновременно и сами российские автопроизводители прилагали немало усилий для того, чтобы покупатель сделал выбор в их пользу. Так, на КамАЗе в позапрошлом году начата сборка тяжелых грузовиков нового поколения с самосвальной платформой КамАЗ-6580, КамАЗ-65801 и КамАЗ-65802, которые рассчитаны на работу в горных карьерах, в строительстве, сельском хозяйстве. Новые машины призваны заменить устаревшие самосвальные модели КамАЗа, конструктивно они отличаются более комфортабельными кабинами, улучшенной подвеской, но главное — новым мотором, производство которого налажено совместно с американской компанией Cummins в Набережных Челнах. Неплохо продается и другая новинка — новый магистральный тягач КамАЗ-5490, предназначенный для дальних перевозок. Раньше в этом сегменте господствовали исключительно иностранные производители, теперь же КамАЗу удалось их потеснить. Покупатели нового магистрального тягача говорят, что в целом они довольны этой машиной и ее современной конструкцией: автомобиль сделан в сотрудничестве со стратегическим партнером КамАЗа немецкой компанией Daimler. Что касается нижегородского ГАЗа, то его свежая модель «Газон Next» тоже пользуется потребительским вниманием благодаря доступной цене и хорошим показателям функциональности и надежности.
В 2017 году продажи российских грузовиков шли вверх даже более высокими темпами: продажи КамАЗа подскочили на 30%, ГАЗа — на 7%. Однако серьезно ускорились и продажи иностранных производителей. Например, на целых 286% увеличились продажи DAF, на 246% — Volvo, на 173% — Mercedes, на 126% — Scania, на 112% — MAN (см. график 2).
По словам участников рынка, в некоторых случаях иностранная техника лучше справляется с коммерческими перевозками, особенно если речь идет о возможной ее эксплуатации не только на территории России, но и за границей. «Автопарк нашей компании состоит преимущественно из автомобилей MAN, Scania и Volvo, и в последние годы мы закупаем в основном технику MAN и Scania. Например, только за 2017 год мы приобрели пятьдесят машин фирмы Scania экологического класса “Евро-5”, в текущем же году мы купили тягачи MAN класса “Евро-6”, так как считаем их оптимальными по соотношению цены и качества, — рассказывает Александр Левкович, финансовый директор российской транспортной компании Intertransavto (ITA). — Техника отечественного производства сильно проигрывает по эксплуатационным характеристикам европейским брендам: ее стоимость при последующей перепродаже ниже, расход топлива больше, затраты на поддержание в технической готовности выше, к тому же российская техника чаще нуждается в ремонтных работах. Стоит также учитывать, что у ведущих европейских брендов есть широкая сервисная сеть, осуществляющая гарантийный ремонт и сервисную помощь в случае внезапных поломок в рейсе, в том числе за рубежом. А отечественные производители не смогут помочь при непредвиденной поломке на дорогах Германии или Франции».
О кризисе говорить рано
В текущем году разгон продаж коммерческой техники притормозил. Начинался год вполне оптимистически, вплоть до второй половины лета рынок уверенно шел в рост. Однако в июле и августе уже начал показывать отрицательную динамику, рухнув по итогам этих месяцев соответственно на 7 и 19%. В минус ушли продажи и в последующие месяцы — в сентябре и октябре (см. график 3).
Замедление спроса на рынке его участники объясняют целым рядом факторов. «Во-первых, это повышение утилизационного сбора с 1 апреля 2018 года, что отразилось на стоимости автотранспорта, — рассказывает Дмитрий Макаревич, руководитель технической службы Itella в России. — Во-вторых, колебания валютного курса: абсолютное большинство автопроизводителей по-прежнему формируют себестоимость автомобилей в евро, поскольку комплектующие и сырье приобретаются за границей. И если цена автомобиля в евро постоянна, то рублевая стоимость из-за скачков курса валют постоянно меняется. В-третьих, это подорожание дизельного топлива, которое побудило производителей и перевозчиков рассматривать альтернативные виды топлива для уменьшения себестоимости перевозок».
«Снижение спроса на коммерческие автомобили означает, что перевозчики испытывают экономические трудности, — говорит Олег Гребенько, заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA. — Прибыль транспортных компаний напрямую зависит от спроса на их услуги и стоимости перевозок, а также от оборачиваемости парка. Расходы — это оплата труда сотрудников, дорожные сборы, затраты на топливо, ремонт транспортных средств и обновление автопарка. Сегодня траты перевозчиков превалируют над доходами. Например, с начала года цена на топливо возросла на десять процентов, импортные грузовики и запчасти подорожали не менее чем на десять, увеличился утилизационный сбор на тягачи и введен на полуприцепы. Наблюдается также нехватка водителей, несмотря на то что их зарплаты неизменно растут».
Но все же о новом кризисе на рынке коммерческих автомобилей говорить рано, потребность в таких машинах в России все еще высока. «Некоторое торможение может быть связано с тем, что автоперевозчики в достаточной мере обновили автопарки и пока не видят необходимости в новых инвестициях в этом направлении. Так что, думаю, это временный эффект, — говорит Дмитрий Иевлев, генеральный директор автопарка транспортной компании ПЭК. — Например, в наших планах — планомерное расширение автопарка, что связано с увеличением грузопотока. Определенную роль в этом играет развитие новых сервисов. Например, для успешной работы логистического сервиса для интернет-магазинов «ПЭК: Easy Way» нам необходимо больше малотоннажных автомобилей».
На развитие рынка грузовиков может благотворно повлиять стабилизация курса рубля. «Нет ничего удивительного в том, что многие транспортные компании осенью сократили программу обновлению и тем более расширения автопарков до тех пор, пока курс национальной валюты не стабилизируется, — считает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic. — Если говорить о прогнозах на конец года, то падение стоимости европейской валюты в октябре позволяет рассчитывать на обновление собственного парка нашей компании этой зимой (в том числе автомобилей на природном газе). Тем более что количество рейсов наших постоянных клиентов только растет».
Таким образом, по итогам года продажи коммерческих автомобилей могут показать положительные результаты. Об этом говорят и сами производители. «Продажи хоть и замедлились, однако это нельзя назвать падением, — убежден Александр Косарев, руководитель отдела маркетинга и продукта Hyundai Truck and Bus Rus. — Принимая во внимание активное первое полугодие, мы прогнозируем рост рынка в 2018 году более чем на 15 процентов».
В легком весе тоже торможение
Рост продаж притормозил и в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV, грузоподъемностью до 3,5 тонны). По данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России по итогам октября текущего года составил 9400 единиц, что на 4,3% меньше, чем в октябре 2017-го. Хотя по итогам января–октября объем рынка новых LCV в стране вырос на 4,7% и составил почти 89 тыс. единиц.
Пятерка лидеров этого сегмента рынка с начала года остается неизменной: в нее традиционно входят ГАЗ, УАЗ, Ford, Lada, Mercedes-Benz. Неизменный лидер в области продаж LCV в России — ГАЗ, на долю которого в октябре пришлось 43% общего объема. В количественном выражении это соответствует 4000 автомобилей, на 3,6% меньше, чем год назад. На втором месте расположился УАЗ с показателем 1400 штук, на 7,5% меньше, чем в октябре 2017-го. На третьем — американский Ford (1045 штук), показатели которого тоже снизились (−7,2%). Далее следует отечественная Lada (995 штук), объем рынка которой по сравнению с октябрем 2017 года, напротив, вырос (+5,4%). На пятой строчке рейтинга — немецкий Mercedes-Benz (618 штук), который ушел в самый большой минус из числа брендов первой десятки (−17,5%). В десятку лучших продавцов LCV в России также вошли Volkswagen (540 штук; +12%), Peugeot (263 штуки; +34,9%), Citroën (164 штerb; −9,4%), Hyundai (145 штук; +38,1%) и Iveco (72 штуки; −6,5%).
В модельной структуре лидерство неизменно принадлежит «ГАЗ Газель Next», объем рынка которой в октябре 2018 года составил почти 2500 единиц, на 7% больше, чем год назад. Стоит отметить, что эта модель занимает более четверти (26,3%) рынка новых LCV в России. Далее следует Ford Transit (960 штук; −1,3%). На третьей строчке фургон Lada Largus VU (856 штук; +11%). На четвертой — ГАЗ 3302 (839 штук; −12,1%). Замыкает пятерку лидеров УАЗ 3909 (672 штуки; −5,1%). Самую высокую динамику в первой десятке демонстрирует УАЗ 2206, объемы реализации которого выросли на 54,9%.
Спецтехника набирает обороты
В отличие от коммерческих автомобилей рынок дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехники в России, наоборот, стремительно движется вверх. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи ДСТ за первые девять месяцев 2018-го в России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 31%, до 8100 единиц.
В частности, динамично растут продажи экскаваторов-погрузчиков, которых в период с января по сентябрь в России было продано 1800 штук, на 39% больше, чем в январе–сентябре 2017-го. Увеличились продажи гусеничных экскаваторов (2700 штук, +34%), колесных погрузчиков (800 штук, +26%), гусеничных тракторов (700 штук, +30%), грейдеров (500 штук, +2%).
Рост рынка строительной техники в первую очередь связан с отложенным спросом: за последние пять лет ее продажи в России рухнули в несколько раз. Сейчас же предприятия обновляют парк таких машин и уже задумываются о весенне-летнем строительном сезоне следующего года. «В целом ситуацию на рынке дорожно-строительной техники по результатам трех кварталов 2018 года можно охарактеризовать как умеренно позитивную, — комментирует ситуацию Андрей Комов, председатель комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), генеральный директор Volvo CE Russia. — Хотелось бы более динамичного восстановления рынка до уровня пятилетней давности. Однако по итогам года этого, очевидно, не произойдет, несмотря на солидные цифры роста за три квартала — более чем на 30 процентов. Восстановление проходит на фоне значительного давления внешних факторов, среди которых колебания валютных курсов, а также при неуместном увеличении налогового бремени: с июня был повышен утилизационный сбор, что серьезно увеличило стоимость и без того дорогой техники. Поэтому с учетом всех негативных аспектов текущая динамика удовлетворительна».
Участники рынка отмечают, что в последнее время особенно увеличивается спрос на спецтехнику российского производства. Представители Минпромторга РФ заявляют, что это связано с реализацией комплекса мер господдержки отрасли, в том числе льготных лизинга и кредитования, а также компенсации затрат предприятий на производство и реализацию пилотных партий продукции. По подсчетам Минпромторга, с января по август 2018 года выпуск ДСТ в России увеличился на 12%, более чем до 17 млрд рублей, а темпы ввоза в РФ техники зарубежного производства существенно снизился.
Карлос Гон останется главой СП «Ростеха» и Renault
Главный исполнительный директор Renault Карлос Гон останется председателем совета директоров СП Renault и «Ростеха», которому принадлежит 96,6% АвтоВАЗа, — нидерландской компании Alliance Rostec Auto B. V. Это же следует из комментария представителя Renault: «Нет никаких изменений ни в планах Alliance Rostec Auto B. V., ни в ее руководстве». Окружная прокуратура Токио арестовала Гона 19 ноября, он подозревается в нарушении требований к обязательной отчетности, введении инвесторов и регуляторов в заблуждение о размерах его вознаграждения и нецелевом расходовании средств Nissan. Между тем ранее совет директоров Mitsubishi Motors принял решение отправить Карлоса Гона в отставку с поста председателя совета директоров, аналогичное решение принял совет директоров Nissan Motor Co.
Новые СПИК в России
Межведомственная комиссия по специнвестконтрактам одобрила заключение СПИК с группой ГАЗ и Hyundai. По словам представителей комиссии, реализация этих контрактов обеспечит дополнительные доходы бюджета в размере 430 млрд рублей в виде различных налогов, отчислений и сборов. Подписание контрактов планируется после согласования еще с рядом ведомств.
Параметры СПИК Hyundai предполагают создание новых мощностей на базе существующего производства в Петербурге и центра НИОКР, компания также локализует производство двигателей и коробок передач, расширит производство машин, базу локальных поставщиков компонентов, увеличит экспорт и приведет к созданию 1200 рабочих мест. Инвестиции в проект могут составить 27,3 млрд рублей.
Что касается заявки группы ГАЗ, то заключение контракта с этой компанией подразумевает создание новых и модернизации старых мощностей для вывода на рынок новых моделей.
GM закрывает заводы
Крупнейший автоконцерн США General Motors планирует сократить число сотрудников в Северной Америке на 15%, в том числе снизить численность руководящего состава на 25%. Согласно подсчетам, увольнения могут затронуть более 10 тыс. человек. Компания также планирует закрыть четыре завода в США и один в Канаде к концу 2019 года, если руководство и профсоюзы не сумеют договориться об увеличении загрузки этих предприятий. Речь идет о заводе по сборке седанов в Детройте, заводе по производству малолитражных машин в Огайо и о заводе в канадском городе Ошава близ Торонто. Помимо этого могут быть закрыты два предприятия по выпуску трансмиссий — в пригороде Детройта и в Балтиморе. Кроме того, General Motors может закрыть еще два завода за пределами Северной Америки. Эти меры позволят компании удвоить инвестиции в разработку электрокаров и самоуправляемых автомобилей в течение двух лет.
Россия — страна седанов
Седан — самый распространенный тип кузова автомобилей в России. Об этом говорят результаты исследования аналитического агентства «Автостат», согласно которому в нашей стране числится 19 млн автомобилей с типом кузова «седан». Это составляет 44% общего количества легковых машин, зарегистрированных на территории РФ. Самым распространенным седаном является «семерка», или Lada 2107, — в России насчитывается 1,7 млн таких машин. Следующие четыре позиции в рейтинге тоже занимают автомобили Lada: «шестерка» (1542,7 тыс. штук), «десятка» (826,9 тыс. штук), «пятерка» (726,9 тыс. штук) и «девяносто девятая» (663,2 тыс. штук). Лишь на шестой строчке рейтинга разместилась иномарка — Renault Logan (654,5 тыс. штук). Второй по популярности тип кузова в России — это хетчбэк: в РФ насчитывается 8,5 млн таких автомобилей, что соответствует пятой части (19,7%) всего российского парка легковых машин.
Восьмое поколение Porsche 911
Компания Porsche представила восьмое поколение Porsche 911, который уже доступен для заказа у российских дилеров. Базовая цена на 911 Carrera S в России составит 7,7 млн рублей, на 911 Carrera 4S — 8,1 млн рублей, сообщает пресс-служба немецкого автопроизводителя. У новой модели турбированный оппозитный шестицилиндровый двигатель, и 911 Carrera S теперь развивает 450 л. с. Таким образом, по сравнению с предшественником прирост мощности составляет 30 л. с. Обе модели затрачивают на разгон до 100 км/ч менее четырех секунд: заднеприводное купе преодолевает эту отметку спустя 3,7 секунды, а 911 Carrera 4S с полным приводом требуется 3,6 секунды. Максимальная скорость теперь составляет 308 км/ч (911 Carrera S) и 306 км/ч для полноприводной версии.
Опрос: люди не спешат за новым автомобилем
26% российских автолюбителей в ближайший год отложат покупку нового автомобиля, 15% пересядут на авто более бюджетного класса или купят машину с пробегом, 11% воспользуются схемой trade-in и купят запланированную заранее новую модель, 18% респондентов отложат покупку на неопределенный срок, а 56% опрошенных автовладельцев не готовы менять машину через три года после покупки. Таковы результаты опроса, который провела компания «Автоспеццентр» среди своих клиентов. Согласно исследованию, 54% автомобилистов в 2018 году отказываются от приобретения новой машины финансовым причинам — она в среднем в полтора раза дороже аналогичного двухлетнего автомобиля с пробегом. Поэтому автолюбителей, которые не спешат менять автомобиль, растет, они скорее готовы вкладывать средства в ремонт и эксплуатацию старого. Продажи новых легковых автомобилей в России в октябре выросли на 8,2%, а за десять месяцев —на 14%.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl