«И для Еврозоны, и для Китая это колоссальныи вызов»
Как после прихода к власти администрации Дональда Трампа изменится экономическая политика США и какие последствия это будет иметь для мировой и российской экономики, в интервью «Деньгам» рассказал экс-министр финансов России, экономист Михаил Задорнов.
Насколько важны итоги нынешних выборов президента США для мировой экономики?
— То, что они важны, показывает движение финансовых рынков после объявления результатов. Российский фондовый рынок прибавил 3%, мы видим укрепление доллара, падение азиатских валют, ослабла иена, даже юань, курс которого регулируется Народным банком Китая, упал к доллару на 1%.
Результаты американских выборов важны с экономической точки зрения в силу объективных причин. Во-первых, ВВП США по паритету покупательной способности составляет 18% мирового, сравнимые показатели только у Китая. Во-вторых, США через международные финансовые институты контролируют мировую финансовую систему и задают правила игры в данном сегменте. А американский доллар является основным средством платежа, главной валютой торговых договоров и основным активом золотовалютных резервов крупнейших стран.
Но самое главное даже не это, а слишком большое расхождение в экономической программе, с которой шел на выборы Дональд Трамп, с нынешним курсом администрации США. Да, Камала Харрис нечетко обозначала свою экономическую программу, и очевидно, что не все предвыборные планы Трампа будут реализованы, но расхождения огромны.
— В чем именно ключевые расхождения?
— Прежде всего налоговая и бюджетная политика. От этого зависит такой важный параметр, как объем государственного долга. По сделанным до выборов подсчетам бюджетного управления Конгресса США, а это достаточно независимый и объективный орган, в случае победы Харрис и продолжения текущего экономического курса госдолг США увеличился бы за десятилетие с 2026 по 2035 год примерно на $3,5 трлн, а программа Трампа дает прирост госдолга порядка $7,5 трлн.
— Почему за начало десятилетия они взяли 2026 год, а не следующий, 2025-й?
— Когда мы говорим об этом и иных последствиях экономической политики новой администрации США, важно понимать, что перемены наступят далеко не сразу. Трамп вступает в права президента 21 января 2025 года, после этого он начинает формировать правительство, которое по американской традиции и в силу ряда процедурных моментов приступит к активной работе только в мае. После чего ему предстоит разработать законодательные инициативы, внести в Конгресс, не думаю, что это произойдет раньше осени. В парламенте, несмотря на то что он будет подконтролен республиканцам, есть свои процедуры рассмотрения и утверждения, это тоже занимает время. То есть в любом случае реальное воплощение нового курса — это 2026 год, а 2025-й станет переходным, и мы, по сути, будем наблюдать продолжение экономической политики демократической администрации. Поэтому, кстати, так важна реакция рынка — инвесторы делают ставку на долгосрочные ожидания, а не на текущие события.
— В чем особенности анонсированной налоговой политики Трампа?
— Как известно, именно администрация Трампа приняла ряд мер по снижению налогов в период его прошлого президентского срока. Сейчас ставка корпоративного налога в США — 21%, Трамп говорил, что хочет снизить налог на корпорации до 15%. Думаю, до этого не дойдет, но движение в данном направлении будет. Скорее всего, произойдут налоговые послабления для отдельных секторов. Также будут продлены введенные им в свое время и не отмененные Байденом послабления по налогам для физлиц, срок действия которых истекает в 2025 году. Это довольно серьезно отличается от политики демократов — Харрис собиралась отменить эти послабления, более того, повысить налоги и на корпорации, и на наиболее состоятельные слои граждан.