Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Одним из основных классов кораблей шведского флота, наиболее приспособленных для боевых действий в условиях Балтийского и Северного морей, считаются подводные лодки. Они призваны решать следующие задачи: уничтожать подводные лодки и надводные корабли противника, нарушать его морские коммуникации, препятствовать проведению морских десантных операций, осуществлять активные постановки мин, вести разведку.
В 1987–1990 годах Швеция ввела в строй четыре подводные лодки типа «Вестерготланд». Лодки были названы именами ленов (округов): «Вестерготланд» («Vestergotland»), «Гальсингланд» («Halsingland»), «Седерманланд» («Sedermanland») и «Остерготланд» («Ostergotland»). Контракт на их проектирование был подписан 17 апреля 1978 года, а контракт на строительство – в декабре 1981 года. Работы выполняла фирма «Кокумс» из Мальме. Все лодки предназначены для боевых действий у побережья и хорошо приспособлены для плавания в мелководном Балтийском море. Субмарины вооружены 18 управляемыми по проводам торпедами.

В 2000–2005 годах две лодки прошли радикальную модернизацию, заключавшуюся в установке новой секции, в которой находятся двигатели Стирлинга. Из-за кардинальных отличий от изначального проекта модернизированные лодки получили обозначение тип «Седерманланд». Длина лодок после модернизации увеличилась на 12 м, полное водоизмещение выросло до 1500 т. «Остерготланд» была списана в 2021 году, вторая лодка в 2024 году прошла ремонт и прослужит до 2030 года.

Две другие подводные лодки серии «Вестерготланд» и «Гальсингланд», были в 2005 году сняты с вооружения флота Швеции и проданы ВМС Сингапура. Перед передачей они также прошли переоборудование по проекту «Седерманланд». Вообще «Седерманланды» – это скорее эксперимент, чем серьезная работа.
«Седерманланд»
(«Sedermanland») 1989 г.
«Остерготланд»
(«Ostergotland») 1990 г./ списана в 2022 г.
Развитием этого довольно удачного проекта стали лодки типа «Готланд» (Gotland), производство которых начато в 1996 году.


Правительство Швеции в марте 1990 года подписало контракт с компанией «Kockums» на производство трех субмарин класса «Готланд». Это первые серийные корабли с комбинированной воздухонезависимой двигательной установкой, использующей стирлинг-генераторы. Подводная лодка «Готланд» оснащена двумя двигателями замкнутого цикла «Стерлинг AIP» фирмы «Кокумс», мощностью по 75 кВт, которые питают электромотор (1800 л.с.) и заряжают аккумуляторные батареи без использования для этого обычных дизельных двигателей (создающих на лодках основные шумы). Поскольку двигатель Стирлинга сжигает дизельное топливо с использованием кислорода, хранящегося в сжиженном виде в резервуарах, а не взятом из атмосферы, то лодка может спокойно перемещаться под водой в течение нескольких недель без необходимости всплывать на поверхность. Причем делает это очень тихо и быстрее, чем на электромоторах, запитанных от аккумуляторов. Продукты сгорания дизельного топлива выбрасываются в кильватерную струю от движителя. Это позволяет замаскировать положение подводной лодки, поскольку большие пузыри выбрасываемого газа в кильватерной струе разбиваются на множество мелких пузырьков, плохо заметных на поверхности воды. Воздухонезависимая ЭУ обеспечивает подводное плавание лодки в условиях практически абсолютной скрытности, а два дизеля MTU мощностью по 1300 л.с. работают (под шноркелем) только на входе или выходе ПЛ из базы в море.
Конструкция лодки необычна – прочный корпус разделен двойной равнопрочной плоской перегородкой на две палубы. На верхнем уровне располагаются: центральный пост, камбуз с двумя кают-компаниями (на шесть человек каждая), жилые помещения и главное машинное отделение. Экипаж размещается в двух- и четырехместных каютах (командир, старший механик и кок занимают отдельные каюты). Компоновка нижней палубы включает носовой торпедный и аккумуляторный отсеки, а также вспомогательное машинное отделение. Здесь также размещены рефрижераторные емкости с жидким кислородом (LOX), который служит для оксидирования топлива (керосина) двигателей «Стирлинг». «Готланд» впервые в мире оснащен автоматизированной системой боевого управления (АСБУ), подключенной к всемирной системе Интернет. АСБУ позволят полностью обеспечить все режимы плавания и следить одновременно за 95 целями. Такая степень автоматизации позволила уменьшить экипаж до 27 человек, из них 5 офицеров.
Вполне заслуженно субмарина отнесена к лодкам 4-го поколения*. Несмотря на высокую цену, на нее поступили многочисленные заказы из-за рубежа. Однако массовое строительство лодок невозможно из-за ограниченных возможностей верфей (не технических – тут шведы на наивысшем мировом уроне, а производственных).
* В 2005–2007 годах подводная лодка «Готланд» с экипажем была сдана в лизинг США для использования на учениях в качестве подводного противника. Шведские моряки наглядно показали своим американским коллегам, насколько сложна оборона от практически бесшумных современных неатомных субмарин.
Для 533-мм торпедных аппаратов на вооружении субмарины находятся тяжелые противокорабельные торпеды «Bofors Underwater Systems» Type 613, несущие боеголовку массой 240 кг и поражающие цель на расстоянии до 20 км, для 406-мм торпедных аппаратов – легкие противолодочные торпеды «Bofors Underwater Systems» Type 43. Всего планировалось построить пять субмарин данного типа, но по финансовым причинам серия ограничилась тремя лодками. По предварительным данным, к 2018 году все подлодки класса «Gotland» пройдут модернизацию с использованием наработок проекта A26. В настоящее время подводный флот скандинавской страны насчитывает пять подлодок: три – класса «Gotland» и две – класса «Sodermanland».