Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

ВедомостиРепортаж

Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Наталья Витвицкая
пт. 1.08.2025

Алексей Орлов / Ведомости

Саша Золотовицкий в свои 27 лет успел поставить спектакли в МХТ имени А. П. Чехова, Театре имени Вл. Маяковского, «Шаломе», РАМТе, Пространстве «Внутри». Его недавняя премьера – спектакль «Катарсис, или Крах всего святого» по одноименному тексту Дмитрия Пригова – вышла в Театре на Таганке. Золотовицкий принципиально не хочет пока называться «Александром» и упорно гнет свою линию в театре – выбирает редкие тексты и взрослые темы, сохраняя детский вайб в спектаклях, которые нравятся всем возрастным категориям. В интервью «Ведомостям» режиссер рассказал, как он выбирает тексты для своих постановок, почему все его герои – инфантилы и в чем разница между абсурдом и безумием в театре и жизни.

– Как родилась идея ставить «Катарсис, или Крах всего святого» Дмитрия Пригова в Театре на Таганке?

– Когда я учился в 11-м классе, я впервые прочитал стихи Пригова и он сразу вошел в пантеон моих кумиров, любимцев и ролевых моделей по жизни. Людей, на которых мне хочется быть похожим. Позже, учась в Школе-студии МХАТ у Дмитрия Владимировича Брусникина, я прочитал все приговские пьесы. Дмитрий Владимирович подкидывал нам множество пьес, хотел, чтобы мы с ними что-нибудь сделали. Пьесы все безумные абсолютно. Я их читал и думал: «Когда-нибудь я стану режиссером и что-нибудь такое поставлю». На третьем курсе мне попался «Катарсис», и я сразу понял – да-да-да, это она! Так что получается, что я достал эту пьесу из режиссерского портфеля. (Улыбается.) На дне этого портфеля она пролежала долго. Я всем ее предлагал, никто не соглашался. Что, кстати, часто бывает с моими любимыми текстами.

– Что конкретно в этом тексте Пригова ваше любимое? Что волнует или триггерит?

– Я, как истинный нарцисс и режиссер, пытаюсь нащупать свою тему и своего персонажа в пьесе, которую ставлю. В Пригове мне нравится глобально все. Но, вчитываясь именно в «Катарсис», я понял, что это мой тип героя. Я себя с ним ассоциирую. Неврастеничный, не очень здорово относящийся к искусству человек.

– Что значит «не очень здорово относящийся к искусству»?

– Пригов-персонаж одержим искусством, он не может без него. И мне кажется, Пригов-человек тоже. Меня очень зацепила его фраза о том, что он работает как атомный реактор, который нельзя останавливать. Ему все время нужно «производить» стихи. Иначе он взорвется, случится ядерная катастрофа. У меня самого сейчас закончился выпуск спектакля – как раз «Катарсиса», – и я в панике. Мне физически нехорошо, мой организм начинает задавать вопросы: «Что происходит, почему я не на репетиции сейчас?» Я чувствую в этом какую-то близость с Приговым. Он очень ироничен и самоироничен. И это его самоощущение очень мне близко. Я сейчас не про соизмеримость таланта, а именно про самоощущение.

– Вы делали что-то специально, чтобы приручить приговское безумие, лучше его понять?

– Приручить его точно невозможно. Так что нет, я просто с ним живу, много его читаю. Когда я ставил спектакль, у меня было чувство, что я три месяца живу с Приговым в одном доме. У нас был ритуал с ребятами: с какого-то момента мы начинали наши репетиции с того, что рандомно открывали книгу Дмитрия Александровича и рандомно выбирали строчку. Это было наше напутствие на день. У Пригова радикальная поэзия, такая провокативная даже – не в смысле формы, но содержания. Он очень часто уходит в очень грубые вещи. Но суть не в этом. А в том, что я работаю по заветам Олега Львовича Кудряшова, своего мастера в ГИТИСе, а он учил нас всегда делать research – слушать и читать интервью автора, которого ставишь, читать статьи о нем, вообще все, что есть. В этом смысле мне было чуть проще – Дмитрий Александрович наш современник и я мог «работать» с его прямой речью, голосом, мог нащупать его настоящего.

– Что вы в нем для себя открыли во время работы над спектаклем?

– Понял, что Пригов очень трагичная фигура. Я раньше этого не чувствовал. Думал, что он самодостаточный, всем средний палец показать может. А оказалось, он уязвимый, трепетный, чувствующий человек. Последние пять лет актуален спор между модернистами – «пост-» или «мета-». Пригов оказался катастрофическим «мета-». У него даже есть сборник «Новая искренность» (другое название метамодернизма. – «Ведомости»), написанный еще в 90-х. Тогда даже понятия такого не было.

«Я не работаю этюдным методом»

– Расскажите, как проходили репетиции.

– В какой-то момент я понял, что немножко загонял ребят, и Настя Захарова, которая играет Елизавету Никищихину (а это очень затратная роль: она все время кричит плюс у нас там идут постоянные повторы сцен, которые нужно оправдывать), пришла ко мне со словами: «Я больше не могу».

– Что вы делаете, когда актеры говорят вам, что больше не могут?

– «Настенька, надо. Завтра уже банкет». А вообще, наверное, как и многие коллеги, я считаю, что репетиция должна проходить весело. И я пытаюсь сделать так, чтобы было весело.

– На репетиции вы приходите с готовыми предложениями или придумываете спектакль вместе с актерами?

– Я не работаю этюдным методом. Всегда стараюсь что-то придумать заранее, принести на репетицию каркас, предложить рисунок. Но в любом случае без актеров не может ничего происходить. Это всегда синергия. У меня, как у настоящего зумера, «застольный» период длится три часа на первой репетиции, а дальше мы уже «на ногах». Но повторюсь, мне кажется, важно прийти с предложением, я не чувствую в себе ни веса, ни права говорить: «Идите домой, делайте этюды, потом мне покажете».

– Вы уже упоминали, что ваши любимые тексты театры редко соглашаются ставить. Это ваша принципиальная позиция – выбирать новую, малоизвестную, часто радикальную литературу. Вы боитесь классики?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В ответе за тех, в кого вложили В ответе за тех, в кого вложили

Новый кодекс ЦБ поможет институциональным инвесторам активнее влиять на компании

Ведомости
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Сати Казанова: «Самое важное для меня – моя семья и творчество» Сати Казанова: «Самое важное для меня – моя семья и творчество»

Сати Казанова – о том, чем итальянский муж может раздражать кабардинскую жену

Здоровье
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
От аэропорта до курицы От аэропорта до курицы

Джон Кеннеди стало одним из самых популярных имен для наречения улиц и школ

Дилетант
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Как нам реорганизовать капитализм? Как нам реорганизовать капитализм?

В мире ширится оппозиция традиционным рыночным отношениям

Ведомости
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц

Чему учились «смолянки» и как жили в стенах института

Forbes
Забудь про годжи! Забудь про годжи!

Почему твое идеальное меню уже ждет тебя в соседнем магазине

Лиза
Летаем с комфортом: от каких напитков нужно отказаться на борту самолета, а к каким стоит присмотреться? Летаем с комфортом: от каких напитков нужно отказаться на борту самолета, а к каким стоит присмотреться?

Какие напитки лучше пить в самолете?

ТехИнсайдер
Катапульта, побег в СССР и месть юнги: великая и странная история парохода Bremen Катапульта, побег в СССР и месть юнги: великая и странная история парохода Bremen

От металлургии до гидродинамики: история парохода Bremen

ТехИнсайдер
«Ах, как хочется вернуться»: 10 российских сериалов 1990-х и 2000-х, ставших частью нашего культурного кода «Ах, как хочется вернуться»: 10 российских сериалов 1990-х и 2000-х, ставших частью нашего культурного кода

Главные сериалы, на которых выросло целое поколение

Правила жизни
Как вывести запах пота с одежды: 5 действенных методов Как вывести запах пота с одежды: 5 действенных методов

Чем можно убрать стойкий запах пота с одежды

ТехИнсайдер
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Обнаружено, что верблюжье молоко уменьшает тяжесть астмы Обнаружено, что верблюжье молоко уменьшает тяжесть астмы

Как употребление верблюжьего молока снижает тяжесть астмы

ТехИнсайдер
Ткать узор дальше Ткать узор дальше

Почему последствия ссоры с Россией окажутся болезненными для Азербайджана?

Монокль
Пять вещей, которые категорически нельзя оставлять в машине в жару Пять вещей, которые категорически нельзя оставлять в машине в жару

Какие оставленные в автомобиле вещи в жаркую погоду могут быть фатальными

РБК
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Жидкий свет сымитировал черную дыру Жидкий свет сымитировал черную дыру

Как ученые заставили поток поляритонов вести себя подобно черной дыре

N+1
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Свеклосахарная отрасль теряет маржу Свеклосахарная отрасль теряет маржу

Валовой сбор сахарной свеклы в этом году, вероятно, будет выше, чем в прошлом

Агроинвестор
От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре

Каким был длинный и богатый маршрут русского мата

Maxim
Любовь победит Любовь победит

Регина Тодоренко и Влад Топалов — о работе над проектом «Ставка на любовь»

OK!
История Амона Гета, жестокого коменданта концентрационного лагеря, который был казнен за свои преступления в 1946 году История Амона Гета, жестокого коменданта концентрационного лагеря, который был казнен за свои преступления в 1946 году

Имя Амона Гета могло было быть навсегда забыто, если бы не «Список Шиндлера»...

ТехИнсайдер
Открыть в приложении