Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

ВедомостиРепортаж

Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Наталья Витвицкая
пт. 1.08.2025

Алексей Орлов / Ведомости

Саша Золотовицкий в свои 27 лет успел поставить спектакли в МХТ имени А. П. Чехова, Театре имени Вл. Маяковского, «Шаломе», РАМТе, Пространстве «Внутри». Его недавняя премьера – спектакль «Катарсис, или Крах всего святого» по одноименному тексту Дмитрия Пригова – вышла в Театре на Таганке. Золотовицкий принципиально не хочет пока называться «Александром» и упорно гнет свою линию в театре – выбирает редкие тексты и взрослые темы, сохраняя детский вайб в спектаклях, которые нравятся всем возрастным категориям. В интервью «Ведомостям» режиссер рассказал, как он выбирает тексты для своих постановок, почему все его герои – инфантилы и в чем разница между абсурдом и безумием в театре и жизни.

– Как родилась идея ставить «Катарсис, или Крах всего святого» Дмитрия Пригова в Театре на Таганке?

– Когда я учился в 11-м классе, я впервые прочитал стихи Пригова и он сразу вошел в пантеон моих кумиров, любимцев и ролевых моделей по жизни. Людей, на которых мне хочется быть похожим. Позже, учась в Школе-студии МХАТ у Дмитрия Владимировича Брусникина, я прочитал все приговские пьесы. Дмитрий Владимирович подкидывал нам множество пьес, хотел, чтобы мы с ними что-нибудь сделали. Пьесы все безумные абсолютно. Я их читал и думал: «Когда-нибудь я стану режиссером и что-нибудь такое поставлю». На третьем курсе мне попался «Катарсис», и я сразу понял – да-да-да, это она! Так что получается, что я достал эту пьесу из режиссерского портфеля. (Улыбается.) На дне этого портфеля она пролежала долго. Я всем ее предлагал, никто не соглашался. Что, кстати, часто бывает с моими любимыми текстами.

– Что конкретно в этом тексте Пригова ваше любимое? Что волнует или триггерит?

– Я, как истинный нарцисс и режиссер, пытаюсь нащупать свою тему и своего персонажа в пьесе, которую ставлю. В Пригове мне нравится глобально все. Но, вчитываясь именно в «Катарсис», я понял, что это мой тип героя. Я себя с ним ассоциирую. Неврастеничный, не очень здорово относящийся к искусству человек.

– Что значит «не очень здорово относящийся к искусству»?

– Пригов-персонаж одержим искусством, он не может без него. И мне кажется, Пригов-человек тоже. Меня очень зацепила его фраза о том, что он работает как атомный реактор, который нельзя останавливать. Ему все время нужно «производить» стихи. Иначе он взорвется, случится ядерная катастрофа. У меня самого сейчас закончился выпуск спектакля – как раз «Катарсиса», – и я в панике. Мне физически нехорошо, мой организм начинает задавать вопросы: «Что происходит, почему я не на репетиции сейчас?» Я чувствую в этом какую-то близость с Приговым. Он очень ироничен и самоироничен. И это его самоощущение очень мне близко. Я сейчас не про соизмеримость таланта, а именно про самоощущение.

– Вы делали что-то специально, чтобы приручить приговское безумие, лучше его понять?

– Приручить его точно невозможно. Так что нет, я просто с ним живу, много его читаю. Когда я ставил спектакль, у меня было чувство, что я три месяца живу с Приговым в одном доме. У нас был ритуал с ребятами: с какого-то момента мы начинали наши репетиции с того, что рандомно открывали книгу Дмитрия Александровича и рандомно выбирали строчку. Это было наше напутствие на день. У Пригова радикальная поэзия, такая провокативная даже – не в смысле формы, но содержания. Он очень часто уходит в очень грубые вещи. Но суть не в этом. А в том, что я работаю по заветам Олега Львовича Кудряшова, своего мастера в ГИТИСе, а он учил нас всегда делать research – слушать и читать интервью автора, которого ставишь, читать статьи о нем, вообще все, что есть. В этом смысле мне было чуть проще – Дмитрий Александрович наш современник и я мог «работать» с его прямой речью, голосом, мог нащупать его настоящего.

– Что вы в нем для себя открыли во время работы над спектаклем?

– Понял, что Пригов очень трагичная фигура. Я раньше этого не чувствовал. Думал, что он самодостаточный, всем средний палец показать может. А оказалось, он уязвимый, трепетный, чувствующий человек. Последние пять лет актуален спор между модернистами – «пост-» или «мета-». Пригов оказался катастрофическим «мета-». У него даже есть сборник «Новая искренность» (другое название метамодернизма. – «Ведомости»), написанный еще в 90-х. Тогда даже понятия такого не было.

«Я не работаю этюдным методом»

– Расскажите, как проходили репетиции.

– В какой-то момент я понял, что немножко загонял ребят, и Настя Захарова, которая играет Елизавету Никищихину (а это очень затратная роль: она все время кричит плюс у нас там идут постоянные повторы сцен, которые нужно оправдывать), пришла ко мне со словами: «Я больше не могу».

– Что вы делаете, когда актеры говорят вам, что больше не могут?

– «Настенька, надо. Завтра уже банкет». А вообще, наверное, как и многие коллеги, я считаю, что репетиция должна проходить весело. И я пытаюсь сделать так, чтобы было весело.

– На репетиции вы приходите с готовыми предложениями или придумываете спектакль вместе с актерами?

– Я не работаю этюдным методом. Всегда стараюсь что-то придумать заранее, принести на репетицию каркас, предложить рисунок. Но в любом случае без актеров не может ничего происходить. Это всегда синергия. У меня, как у настоящего зумера, «застольный» период длится три часа на первой репетиции, а дальше мы уже «на ногах». Но повторюсь, мне кажется, важно прийти с предложением, я не чувствую в себе ни веса, ни права говорить: «Идите домой, делайте этюды, потом мне покажете».

– Вы уже упоминали, что ваши любимые тексты театры редко соглашаются ставить. Это ваша принципиальная позиция – выбирать новую, малоизвестную, часто радикальную литературу. Вы боитесь классики?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Кузнецова: Это и есть режиссерский рай Анна Кузнецова: Это и есть режиссерский рай

Анна Кузнецова о превосходстве содержания над изображением

Ведомости
Все фильмы только о любви Все фильмы только о любви

Самые яркие новые фильмы посвящены делам сердечным

Weekend
Дорогая читательница! Дорогая читательница!

Совсем немного времени остается до нашего юбилейного праздника

Лиза
Как цифровые технологии трансформируют рынок труда Как цифровые технологии трансформируют рынок труда

Как ИИ помогает бизнесу сохранять производительность и наращивать эффективность

РБК
Антигон Одноглазый Антигон Одноглазый

Антигон Одноглазый: великий полководец и дипломат, которого погубила алчность

Дилетант
ИИ на службе бизнеса ИИ на службе бизнеса

Как нейросети помогают бороться с рутиной и мошенниками

Эксперт
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Китайская четверка Китайская четверка

Как оценивают кредитный рейтинг России китайские агентства

Ведомости
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно

Ошибки, которые ухудшают качество звука и срок службы наушников

ТехИнсайдер
Культ счастья: почему это опасно Культ счастья: почему это опасно

Улучшает ли позитивное мышление качество жизни... или наоборот?

Grazia
Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели

Тренды и стартапы в HotelTech-индустрии, которое меняет пользовательский опыт

Inc.
Чудо света Чудо света

Как Александрийский маяк пережил цунами и шесть землетрясений

Weekend
Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи

Поход: сколько стоит ночевка в лесу и как избежать бытового дискомфорта в пути?

Forbes
Русские страсти Русские страсти

Об экранизации романа Евгения Водолазкина «Авиатор»

СНОБ
Ученые выяснили, что большинство травоядных животных ест не только траву Ученые выяснили, что большинство травоядных животных ест не только траву

Традиционная классификация травоядных не отражает реальную картину их рационов

ТехИнсайдер
Японские ученые создали суперклей для морских глубин Японские ученые создали суперклей для морских глубин

Ученые создали гидрогель, который способен удержать резиновую уточку на скале

ТехИнсайдер
«Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно» «Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно»

Карл Густав Юнг о том, что он узнал о людях

Weekend
Не только человеческий рефлекс: все ли животные зевают? Не только человеческий рефлекс: все ли животные зевают?

Все ли живые организмы имеют рефлекс зевоты?

ТехИнсайдер
От «коробочек» — к нелинейной архитектуре От «коробочек» — к нелинейной архитектуре

Как может выглядеть архитектура XXI века?

Монокль
Трудовая дисциплина Трудовая дисциплина

Об отношении Гвардиолы к тренировочному процессу и его системе мотивации игроков

Ведомости
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
Украшения Украшения

Украшения, достойные придворных парюр; классические модели и дизайнерская ирония

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Регулировать, но не передавить Регулировать, но не передавить

На каких принципах должно основываться регулирование технологий в сфере ИИ

Ведомости
Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки

Ученые обнаружили, что песни леопардовых тюленей похожи на детские стишки

ТехИнсайдер
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
Код Голицына Код Голицына

О новом музее вина Льва Голицына и образе князя-новатора

СНОБ
Стройка на автомате Стройка на автомате

Передовые технологии сокращают сроки строительства и повышают безопасность

Ведомости
Скрытая углеводная нагрузка: так ли полезны «здоровые» сладости и что нам не договаривают маркетологи Скрытая углеводная нагрузка: так ли полезны «здоровые» сладости и что нам не договаривают маркетологи

На что обратить внимание в составе «здоровых перекусов»

ТехИнсайдер
10 фильмов про Супермена, от худших к лучшим 10 фильмов про Супермена, от худших к лучшим

Самые лучшие и самые худшие фильмы про Супермена

Maxim
Открыть в приложении