Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию
В Непале существует культ кумари: так называют девочек, которые считаются воплощением индуистской богини. Им поклоняются первые лица государства, в их взглядах и жестах видят важные предзнаменования. Forbes Woman рассказывают, почему правозащитники выступают за отказ от этой традиции

Жительнице Непала Прити Шакья было три года, когда ее, одетую во все красное и украшенную золотом, отнесли в храм и оставили в темной комнате. Что там происходило, она не помнит, а взрослые или не знают, или скрывают. Но если бы она испугалась и заплакала, то отправилась бы домой. Прити справилась, и ее провозгласили кумари — живым воплощением богини, которой столетиями поклоняется народ невари.
Сегодня Прити носит джинсы и пользуется смартфоном, но в детстве она должна была одеваться в красные платья и не могла ступать на землю за пределами храма Кумари-Гхар в Катманду. Ее обязанностью было сидеть на троне, приветствовать и благословлять верующих. А если она и выходила на улицу во время религиозных праздников, то ее несли в золоченом паланкине.
Уника Ваджрачарья не прошла испытание в возрасте двух лет, но позже уговорила родителей попытать счастья еще раз. Она с детства мечтала собирать волосы в тугой пучок на макушке, толстыми линиями подводить глаза до висков, а в праздничные дни рисовать на лбу третий глаз.
Быть родителями кумари — тяжелая ноша, но одновременно почетная роль. «Не жить с собственной дочерью в одном доме кажется немного несправедливым, но мы очень гордимся тем, что называем себя родителями королевской кумари, которую почитают люди во всем мире», — признавался отец кумари Матины Шакья в интервью изданию The Kathmandu Post.
32 совершенства
Когда в Непале появилась традиция поклонения кумари, точно неизвестно. По одной из версий, обычаю более 2000 лет. По другой, он восходит к X веку, когда молодые девушки и юноши выполняли роль гадателей в индуистских и буддийских ритуалах по всей Южной Азии. Позже эта традиция была подхвачена народами, жившими на окраинах Индийского субконтинента и верившими в шакти (в индуизме — особая женская энергия) и тантрическую одержимость (состояние, достигаемое с помощью заклинаний и ритуалов, в ходе которых люди якобы могут приобретать сверхъестественные способности). В результате в Непале уже в XIV веке сложился обычай поклонения девочкам как живым богиням.
Сегодня в долине Катманду живут около десяти таких «воплощенных божеств», одна из которых носит особый статус королевской кумари. Нынешняя королевская кумари Непала — Тришна Шакья. Она была избрана в 2017 году, когда ей было три года.
Кумари поклоняются как индуисты, так и буддисты. Для индуистов кумари олицетворяет богиню Таледжу — покровительницу династии Малла, успешно правившей Непалом почти 600 лет, и всего народа невари, автохтонного населения долины Катманду. Неслучайно еще одна версия происхождения культа возводит его к 1757 году, когда создавалось Королевство Непал, — кумари как воплощение богини-покровительницы стали объединяющим символом. Буддисты же видят в кумари воплощение женского божества Ваджрадеви.

Воплощением богини становятся девочки в возрасте от двух до пяти лет, которые должны соответствовать целому ряду критериев. Отбор проводят священнослужители, которые тщательно проверяют кандидаток. Девочка должна принадлежать к народу невари. Гороскоп кандидатки должен быть совместим с гороскопом правителя. Девочка также должна соответствовать списку из «32 совершенств», среди которых тело без изъянов, черные прямые волосы, темные глаза, наличие всех 22 молочных зубов, крепкое здоровье, спокойный и кроткий нрав. Королевская кумари, которая будет жить в храме Кумари-Гхар в Катманду, должна, помимо прочего, происходить из рода Шакья, высшей касты невари (как и все члены ее семьи последних трех поколений).
Если девочка соответствует всем требованиям, она должна пройти испытание. В чем именно оно состоит, знают только проводящие его священнослужители, а сами девочки к тому моменту, когда они могли бы о нем рассказать, уже не помнят, что с ними происходило. Предположительно, дети сталкиваются с чем-то, что может их напугать — темнотой, страшными изображениями, зрелищем забоя скота. Будущая кумари не должна показать страх: ей нельзя даже вздрогнуть (но, если испугаются все кандидатки, священнослужители выберут самую красивую). В качестве последнего испытания девочка должна указать на вещи, принадлежавшие предыдущей кумари.