Артем Филатов: ботаническая философия

WeekendКультура

Стрит-арт полушепотом

Артем Филатов: ботаническая философия

Текст: Анна Толстова

«Кленовое семечко», 2013. Фото: Артём Филатов

Художник из Нижнего Новгорода Артем Филатов (род. 1991), основатель студии «Тихая», куратор, теоретик и популяризатор нижегородского уличного искусства, подобно многим друзьям и коллегам, ушел с улицы в мастерскую, но не ушел от своей главной темы — поэзии руин, умирания и бренности. Первоначальным импульсом была реакция на исчезание исторической застройки Нижнего, но современное состояние мира лишь способствовало развитию и углублению темы memento mori.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Артем Филатов окончил Нижегородский лингвистический университет как специалист по связям с общественностью, и alma mater должна им гордиться, ведь он — один из архитекторов бренда «нижегородское уличное искусство». Идеолог и устроитель ряда важных выставок и фестивалей, соавтор книги «Краткая история нижегородского уличного искусства» (написана вместе с куратором «Арсенала» Алисой Савицкой в 2019 году), создатель студии «Тихая», объединившей весь цвет городского стрит-арта, картограф и теоретик нижегородского феномена. На улице со школьных лет — попал в уличную субкультуру благодаря другу детства Никите Nomerz, участвовал в различных рэп-группах и граффити-команде SAC. Антон Мороков, Федор Махлаюк, Яков Хорев, Владимир Чернышев — со всеми работал совместно на улице или над музейно-галерейными проектами. Со временем Филатов стал восприниматься не столько как художник-единоличник, сколько как художник-институция, связующее звено в большой сети, тем более что он всячески избегал застревания в одном авторском почерке или одной стратегии. Но тем не менее его интонация вполне узнаваема и его тема определилась в ранней юности.

Интонация проявилась в первой серии стенописных работ «Камни и скалы» (2011–2012, начата в дуэте с Махлаюком): на кирпичных брандмауэрах и дощатых фасадах полуразрушенных старинных домов Нижнего Новгорода стали появляться скалистые пейзажи или зависающие в пространстве камни-октаэдры, так что в стене как будто бы открывался портал в иной, романтический или сюрреалистический, фридриховский или магриттовский мир. Вскоре геология сменилась ботаникой: в 2012–2015 годах нижегородские стены проросли флористическими мотивами, бутонами чертополоха, пучками вербы и ветками сирени («Ирис», 2012; «Чертополох», 2013; «Одуванчик», 2013; «Цвет граната», 2013; «Кленовое семечко», 2013; «Камыш», 2013; «Воскресение», 2014; «Сирень», 2015). Мотивы выбирались неслучайно, и каждый отсылал к облаку культурных смыслов — к артхаусному кино и интеллектуальной прозе, но зритель, не считавший аллюзий на Германа Гессе или Сергея Параджанова и не оценивший слегка пижонского эстетства автора, мог созерцать чистую красоту. Красоту меланхолии и распада: на руины деревянного города в состоянии органического умирания наслаивались образы гербария. Росписи, выполненные фасадными красками с колорантами, напоминали нежнейшую акварель, разросшуюся на плоскости забора, стены или крыши до гигантских размеров. Эта словно бы готовая растаять и переходящая на шепот живопись менее всего отвечала стереотипным представлениям о стрит-арте как о крикливом искусстве агрессивного присвоения городской среды.

«Камень», 2011. Из проекта «Камни и скалы». Фото: Артём Филатов
«Чертополох», 2013. Фото: Артём Филатов
«Одуванчик», 2013. Фото: Артём Филатов
«Воскресение», 2014. Фото: Иван Ерофеев

Впрочем, тот круг нижегородского уличного искусства, к которому принадлежал Филатов, был далек от агрессии, хотя работал в агрессивных обстоятельствах времени и места: живопись возникала там, откуда уходила жизнь, где деревянная по преимуществу жилая историческая застройка Нижнего исчезала — ввиду ветхости, расселения и наступления девелопмента по всем фронтам. Вначале художники улицы выбирали романтические руины заброшенных и полусожженных домов скорее из прагматических соображений — чтобы работать при свете дня без непрошеных свидетелей. Однако постепенно эти практики переросли в сотрудничество с местными жителями и приобрели градозащитный характер: хотя стрит-арт принято связывать с образом вандала, нижегородское уличное искусство как раз противостояло вандализму строительного капитала, призывая сохранять и восстанавливать городскую ткань. Манифестом движения стал фестиваль уличного искусства «Новый город: Древний» (2014–2016), придуманный и организованный Филатовым: все работы — в соответствии с Жилищным кодексом РФ — согласовывались с жильцами домов, и городская администрация была вынуждена их визировать. Еще одним кураторским проектом Филатова, в котором встретились уличное искусство, краеведение и градозащитная повестка, стала выставка «Обратно домой», устроенная в 2017 году в Музее нижегородской интеллигенции (до 1993 года — музей-квартира сестер Невзоровых, связанный с Лениным и историей газеты «Искра»): вызывая революционных духов этого многослойного места, художники оживляли квартал опустевших деревянных домов, окружающий выселенный музей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
Теперь положено! Теперь положено!

Отпускные, больничные и другие новшества для самозанятых

Лиза
О «LA’Театре» О «LA’Театре»

О театральной повестке в «LA’Театре»

Дилетант
Правильный гардероб: писательница Вера Богданова — о стиле Бритни Спирс, фраке Мармеладова и своей любви к «леопарду» Правильный гардероб: писательница Вера Богданова — о стиле Бритни Спирс, фраке Мармеладова и своей любви к «леопарду»

Писательница Вера Богданова — о любви к казакам и пижамам

Правила жизни
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Фридрих великий Фридрих великий

Как забытый немецкий романтик стал современным художником

Weekend
Решить проблему дефицита кадров в России поможет налоговая инновация СССР? Решить проблему дефицита кадров в России поможет налоговая инновация СССР?

Как увеличить производительность труда и обеспечить экономику работниками

ФедералПресс
Что делать, если вы считаете себя абьюзером: 4 совета Что делать, если вы считаете себя абьюзером: 4 совета

Как понять, являетесь вы абьюзером или нет?

Psychologies
Золотой завтрак: как хлопья стали символом успеха для олимпийских чемпионов Золотой завтрак: как хлопья стали символом успеха для олимпийских чемпионов

Почему попасть на коробку хлопьев Wheaties — мечта многих спортсменов

Forbes
«Тренд – опасное слово» «Тренд – опасное слово»

Дизайнер Наталья Белоногова — о том, как превратить ресторан в театральную сцену

Правила жизни
Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах

Как помочь будущему айтишнику найти свое призвание

Наука и техника
Миссия выполнима Миссия выполнима

В песнях ST (Александра Степанова) очень много любви

OK!
Щи: вoт она, скрепа! Щи: вoт она, скрепа!

Щи случались на столах наших предков чаще, чем что-либо еще

КАНТРИ Русская азбука
По грибы, по ягоды: как выбрать сушилку для овощей и сохранить урожай По грибы, по ягоды: как выбрать сушилку для овощей и сохранить урожай

Никаких больше уксусных закаток и баклажанной икры — выбираем сушилку для овощей

ТехИнсайдер
«Как я разденусь?»: 8 неочевидных причин, которые мешают достичь оргазма «Как я разденусь?»: 8 неочевидных причин, которые мешают достичь оргазма

Что мешает вам получать удовольствие от близости с любимым человеком?

Psychologies
В Кении нашли древнейшего австралопитека В Кении нашли древнейшего австралопитека

Как был обнаружен древнейший представитель рода австралопитеков

N+1
Иоганн Вольфганг фон Гёте: место Иоганн Вольфганг фон Гёте: место

Гёте — классик, романтик, гений эпохи романтизма

Знание – сила
20 советов 20 советов

Советы тренеров со всего мира о том, как привести себя в форму

Men Today
Как культурно выпроводить загостившуюся свекровь: 3 совета невесткам Как культурно выпроводить загостившуюся свекровь: 3 совета невесткам

Что делать, если свекровь постоянно нарушает ваши личные границы?

Psychologies
Ресторан на магазинной полке: как устроено производство готовой еды Ресторан на магазинной полке: как устроено производство готовой еды

Ресторан на магазинной полке: как производится готовая еда для «Перекрестка»

СНОБ
Сможет ли ИИ написать «Войну и мир-2» Сможет ли ИИ написать «Войну и мир-2»

SSM-модель — что нового она привнесла для мира нейросетей?

ТехИнсайдер
Бэнкси завершил серию граффити с животными на улицах Лондона Бэнкси завершил серию граффити с животными на улицах Лондона

Девятая и финальная работа Бэнкси появилась на роль-ставнях Лондонского зоопарка

Forbes
И на стволах растут плоды И на стволах растут плоды

Одни фрукты, висят на ветвях, а другие забрались на стволы. Интересно, зачем?

Наука и жизнь
Марат Калайджян: «Людям нужна простота» Марат Калайджян: «Людям нужна простота»

Марат Калайджян — вкус во плоти, учит всех нас правильному отношению к продуктам

Bones
Лето в активе Лето в активе

Если лежать на пляже скучновато, почему бы не попробовать другие виды отдыха?

Лиза
Защита краснокнижных растений и животных: один из национальных приоритетов Защита краснокнижных растений и животных: один из национальных приоритетов

Как в России за последнее время усилились меры защиты животных

ФедералПресс
Все кинофильмы Питера Джексона от худшего к лучшему Все кинофильмы Питера Джексона от худшего к лучшему

В фильмографии Питера Джексона смешались хоббиты, битлы и пришельцы-людоеды

Maxim
Древнего дюгоня покусали акулы и крокодил Древнего дюгоня покусали акулы и крокодил

Палеонтологи описали остатки вымершего дюгоня из рода Culebratherium

N+1
Какие механизмы стимулируют импортозамещение Какие механизмы стимулируют импортозамещение

В промышленности растет уровень использования отечественных технологий

РБК
Жилища обтекаемой формы: зачем в СССР строили дома в виде бочек Жилища обтекаемой формы: зачем в СССР строили дома в виде бочек

Дома-бочки в СССР: для кого строили эти дома и почему они были такой формы?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении